Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | 1 (2) | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 15,5 | 19 | ||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 14 | 14 | 28 | 28 | 42 | 42 |
Сам. работа | 22 | 22 | 44 | 44 | 66 | 66 |
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.
1.1. | Целью освоения учебной дисциплины математические методы в биологии является формирование у студентов умения и навыки прикладного использования информации полученной в результате биологических исследований. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ОПК-1 | способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - понятие информационных технологий; - понятие передачи, обработки и накопления информации; - виды математических методов, применяемых в современной биологии; - основные понятия компьютерной и вычислительной биологии |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - осуществлять выбор необходимого вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной деятельности; - применять информационные технологии для достижения практических целей; - правильно применять различные виды математических расчетов и анализов в компьютерных средах при обработке данных полученных в результате биологических исследований; - выполнять компьютерную визуализацию результатов биологических исследований |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способами защиты персонального компьютера; - способами обеспечения бесперебойной работы компьютера; - способен высчитывать индексы видового богатства и строить модели видового обилия; - навыками работы с моделями живых объектов и систем |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение в биометрию | ||||||
1.1. | Введение в биометрию. История биометрии. Биометрия и биоинформатики (вычислительная биология). Сбор и первичная обработка данных. | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Обзор разновидностей программных сред для обработки статистических данных. | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Описательная статистика | ||||||
2.1. | Основные понятия биометрии. | Лабораторные | 1 | 1 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Средние величины. Ошибка средней арифметической. Среднее квадратическое отклонение. Дисперсия, медиана, мода выборки. | Лабораторные | 1 | 4 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. Корреляционный анализ | ||||||
3.1. | Функциональная зависимость и корреляция. Разновидности корреляционных связей. Коэффициент корреляции и его вычисление. | Лабораторные | 1 | 5 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Связь корреляционного и регрессионного анализов. Множественная и частная корреляция. | Лабораторные | 1 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Статистические методы моделирования связи. | Сам. работа | 1 | 22 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Регрессионный анализ | ||||||
4.1. | Линейная регрессия. Коэффициент регрессии. | Лабораторные | 2 | 12 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Степени достоверности линии регрессии и коэффициента регрессии. Криволинейная регрессия. | Лабораторные | 2 | 12 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Полиномиальная регрессия. Множественная линейная регрессия. Связь между коэффициентами регрессии и корреляции. | Сам. работа | 2 | 38 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Дисперсионный анализ | ||||||
5.1. | Дисперсионный анализ | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.2. | Доказательство эффективности дисперсионного анализа. | Лабораторные | 2 | 2 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.3. | Двухфакторный дисперсионный анализ. | Сам. работа | 2 | 6 | ОПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение "Фонд оценочных средств" |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
См. Приложение "Фонд оценочных средств" |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение "Фонд оценочных средств" |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Фихтенгольц Г.М. | Основы математического анализа. В 2-х частях. Часть 2: учебник | СПб. : Лань, 2021 | e.lanbook.com |
Л1.2 | Дронов, Сергей Вадимович | Математическая статистика: учеб. пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Байкин А.А., Казанцева Л.Л. | Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для студентов экономических специальностей | Барнаул: Алт. ун-та, 2007 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Биометрика [Электронный ресурс]. | www.biometrica.tomsk.ru. | ||
Э2 | Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова Биологический факультет Кафедра биофизики | www.biophys.msu.ru | ||
Э3 | bioinformatics.ru/Bioinformatics and data analysis | bioinformatics.ru | ||
Э4 | МБЦ Scopus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scopus.com. – Загл. с экрана. | |||
Э5 | НБЦ НЭБ "Elibrary" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/authors.asp. – Загл. с экрана. | |||
Э6 | Академия Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scholar.google.ru/. – Загл. с экрана. | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
ОС «Windows»; Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader, Chrome | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
ИБС "Университетская библиотека on-line" Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru МБЦ Scopus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scopus.com. – Загл. с экрана. НБЦ НЭБ "Elibrary" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/authors.asp. – Загл. с экрана. Академия Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scholar.google.ru/. – Загл. с экрана. |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
119Л | абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
106Л | помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования | Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки |
203Л | лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием, рабочей программы дисциплины «Современные информационные технологии». Дисциплина «Современные информационные технологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Современные информационные технологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы. Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |