МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные информационные технологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-12-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 66
Виды контроля по семестрам
зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 15,5 19
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лабораторные 14 14 28 28 42 42
Сам. работа 22 22 44 44 66 66
Итого 36 36 72 72 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доц., Ваганов А.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., проф., Соколова Г.Г.

Рабочая программа дисциплины
Современные информационные технологии

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки - 06.03.01 «Биология» (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ «07» августа 2014 г. № 944

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 24.04.2018 протокол № 2.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Силантьева М.М.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Силантьева М.М.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины математические методы в биологии является формирование у студентов умения и навыки прикладного использования информации полученной в результате биологических исследований.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-1 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ПК-2 способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- понятие информационных технологий;
- понятие передачи, обработки и накопления информации;
- виды математических методов, применяемых в современной биологии;
- основные понятия компьютерной и вычислительной биологии
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять выбор необходимого вида программы для выполнения конкретных задач в своей профессиональной деятельности;
- применять информационные технологии для достижения практических целей;
- правильно применять различные виды математических расчетов и анализов в компьютерных средах при обработке данных полученных в результате биологических исследований;
- выполнять компьютерную визуализацию результатов биологических исследований
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способами защиты персонального компьютера;
- способами обеспечения бесперебойной работы компьютера;
- способен высчитывать индексы видового богатства и строить модели видового обилия;
- навыками работы с моделями живых объектов и систем

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в биометрию
1.1. Введение в биометрию. История биометрии. Биометрия и биоинформатики (вычислительная биология). Сбор и первичная обработка данных. Лабораторные 1 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Обзор разновидностей программных сред для обработки статистических данных. Лабораторные 1 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Описательная статистика
2.1. Основные понятия биометрии. Лабораторные 1 1 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Средние величины. Ошибка средней арифметической. Среднее квадратическое отклонение. Дисперсия, медиана, мода выборки. Лабораторные 1 4 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Корреляционный анализ
3.1. Функциональная зависимость и корреляция. Разновидности корреляционных связей. Коэффициент корреляции и его вычисление. Лабораторные 1 5 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Связь корреляционного и регрессионного анализов. Множественная и частная корреляция. Лабораторные 1 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Статистические методы моделирования связи. Сам. работа 1 22 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Регрессионный анализ
4.1. Линейная регрессия. Коэффициент регрессии. Лабораторные 2 12 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Степени достоверности линии регрессии и коэффициента регрессии. Криволинейная регрессия. Лабораторные 2 12 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. Полиномиальная регрессия. Множественная линейная регрессия. Связь между коэффициентами регрессии и корреляции. Сам. работа 2 38 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Дисперсионный анализ
5.1. Дисперсионный анализ Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Доказательство эффективности дисперсионного анализа. Лабораторные 2 2 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Двухфакторный дисперсионный анализ. Сам. работа 2 6 ОПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См. Приложение "Фонд оценочных средств"
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См. Приложение "Фонд оценочных средств"
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение "Фонд оценочных средств"

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Фихтенгольц Г.М. Основы математического анализа. В 2-х частях. Часть 2: учебник СПб. : Лань, 2021 e.lanbook.com
Л1.2 Дронов, Сергей Вадимович Математическая статистика: учеб. пособие Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Байкин А.А., Казанцева Л.Л. Теория вероятностей и математическая статистика: учебное пособие для студентов экономических специальностей Барнаул: Алт. ун-та, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Биометрика [Электронный ресурс]. www.biometrica.tomsk.ru.
Э2 Московский Государственный Университет имени М.В.Ломоносова Биологический факультет Кафедра биофизики www.biophys.msu.ru
Э3 bioinformatics.ru/Bioinformatics and data analysis bioinformatics.ru
Э4 МБЦ Scopus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scopus.com. – Загл. с экрана.
Э5 НБЦ НЭБ "Elibrary" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/authors.asp. – Загл. с экрана.
Э6 Академия Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scholar.google.ru/. – Загл. с экрана.
6.3. Перечень программного обеспечения
ОС «Windows»; Microsoft Office, 7-Zip, AcrobatReader, Chrome
6.4. Перечень информационных справочных систем
ИБС "Университетская библиотека on-line"
Научная электронная библиотека http://www.e-library.ru
МБЦ Scopus [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.scopus.com. – Загл. с экрана.
НБЦ НЭБ "Elibrary" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elibrary.ru/authors.asp. – Загл. с экрана.
Академия Google [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://scholar.google.ru/. – Загл. с экрана.

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
119Л абонемент и читальный зал научной литературы фен – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 44 посадочных места; компьютер; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
106Л помещение для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования Стеллажи – 3 шт. осциллограф, паяльная станция, источник тока, переносные ноутбуки
203Л лаборатория информационных технологий - компьютерный класс - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; компьютеры: марка ASUS модель i5-6500 - 14 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием, рабочей программы дисциплины «Современные информационные технологии».
Дисциплина «Современные информационные технологии» включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лабораторные занятия и самостоятельная работа.
Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Современные информационные технологии». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников.
Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу.
Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем.
Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, в также, в ходе самостоятельной работы. При подготовке к практическому занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, продумать ответы на контрольные вопросы.
Конспекты научной литературы при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом.
В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы).
В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом практическом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.
Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы.