Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.03.01. Биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 10 ЗЕТ |
Учебный план | 06_03_01_Биология-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 16 | 15 | 12 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 44 | 44 | 88 | 88 | 44 | 44 | 176 | 176 |
Сам. работа | 28 | 28 | 92 | 92 | 64 | 64 | 184 | 184 |
Итого | 72 | 72 | 180 | 180 | 108 | 108 | 360 | 360 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - знакомство с важнейшими принципами и методами экспериментальной биохимии, освоение методов выделения, очистки и определения концентрации органических соединений. Задачи дисциплины: - знать строение и физико-химические свойства органических веществ; - знать теоретические основы отдельных биохимических методов; - уметь использовать учебно-лабораторное оборудование; - применять полученные знания для постановки и проведения экспериментальной работы; - уметь обрабатывать и интерпретировать полученные результаты. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02 |
ОПК-6 | способностью применять современные экспериментальные методы работы с биологическими объектами в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой |
ПК-1 | способностью эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских полевых и лабораторных биологических работ |
ПК-2 | способностью применять на практике приемы составления научно-технических отчетов, обзоров, аналитических карт и пояснительных записок, излагать и критически анализировать получаемую информацию и представлять результаты полевых и лабораторных биологических исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные методы исследований в области биохимии; - экспериментальные методы работы с биологическими объектами; - современную аппаратуру и оборудование в области биохимии; - современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских работ; - современные методы обработки полученных научных данных; - приемы составления научно-технических отчетов, обзоров и т.д. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | — эксплуатировать современную аппаратуру для проведения исследований в области биохимии; - обосновано выбирать и применять методы исследований для достижения поставленной цели; - эксплуатировать современную аппаратуру и оборудование для выполнения научно-исследовательских работ; - продуманно выбирать и применять методы и приемы для проведения научно-исследовательских работ; - самостоятельно излагать и анализировать имеющуюся информацию; - грамотно представлять результаты собственных исследований. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - планирования и проведения экспериментальных работ с биологическими объектами; - работы с биологическими объектами в полевых условиях и биохимических лабораториях с использованием современной аппаратуры; - правильного планирования и выполнения научно-исследовательских работ; - эксплуатации современной аппаратуры и оборудования при проведении собственной исследовательской работыработы; - критического анализа информации, полученной при проведении исследований; - представления результатов собственных исследований и самостоятельного составления научно-технических отчетов, обзоров и т.д. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Белки | ||||||
1.1. | Химическая природа простых белков. Цветные реакции на аминокислоты и белки | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.2. | Количественный анализ белков. Определение содержания белка различными методами. | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.3. | Физико-химические свойства белков | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.4. | Состав и свойства сложных белков | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
1.5. | Представление об уровнях структурной организации белковой молекулы. Роль структурной организации в функционировании белка. | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 2. Нуклеиновые кислоты | ||||||
2.1. | Выделение рибонуклеопротеинов из дрожжей | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.2. | Кислотный гидролиз нуклеопротеинов дрожжей | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.3. | Качественные реакции на компоненты нуклеиновых кислот дрожжей | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
2.4. | Представление о биосинтезе ДНК и РНК, ферменты биосинтеза | Сам. работа | 6 | 8 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 3. Ферменты | ||||||
3.1. | Сравнительное действие ферментов и небиолгических катализаторов | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.2. | Выявление ферментов, относящихся к разным классам | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.3. | Изучение динамики гидролиза триацилглицеринов под действием панкреатической липазы | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.4. | Изучение кинетических свойств ферментов | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.5. | Специфичность действия ферментов | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.6. | Определение активности альфа-амилазы в смешанной слюне | Лабораторные | 6 | 2 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
3.7. | Химическая природа ферментов. Механизм действия ферментов | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 4. Углеводы | ||||||
4.1. | Открытие углеводов в растворах | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.2. | Восстанавливающие свойства углеводов | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.3. | Полисахариды. Кислотный гидролиз крахмала. Выделение гликогена из печени. | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.4. | Выделение и определение пектиновых веществ. | Лабораторные | 7 | 10 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.5. | Определение массовой доли лактозы в молоке методом Бертрана и йодометрическим методом. | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
4.6. | Представление об основных путях превращения глюкозы в организме (аэробный и анаэробный гликолиз, пентозофосфатный путь, глюконеогенез), их биологическая роль. | Сам. работа | 7 | 23 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 5. Липиды | ||||||
5.1. | Растворимость жиров. Эмульгироаание жиров. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.2. | Гидролиз жира и открытие в гидролизате его составных частей. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.3. | Определение кислотного и йодного числа жира. Определение перекисного числа. Определение числа омыления и эфирного числа. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.4. | Представление о путях превращения липидов в тканях (β-окисление и синтез жирных кислот, синтез триацилглицеролов, глицерофосфолипидов, холестерола). | Сам. работа | 7 | 23 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 6. Витамины | ||||||
6.1. | Качественные реакции на ретинол (витамин А) с концентрированной серной кислотой. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.2. | Качественные реакции на тиамин (витамин В1). | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.3. | Качественные реакции на аскорбиновую кислоту (витамин С). | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.4. | Качественная реакция восстановления рибофлавина (витамина В2). Феррихлоридная проба на пиридоксин (витаминВ6). | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.5. | Количественное определение аскорбиновой кислоты. | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.6. | Количественное определение витамина Р (рутина). | Лабораторные | 7 | 4 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
6.7. | Представление о различной обеспеченности организма витаминами (гипо- и гипервитаминозы). Жирорастворимые витамины и водорастворимые витамины , биологическая роль, суточная потребность, пищевые источники, признаки недостаточности или избытка. | Сам. работа | 7 | 23 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 7. Изучение биологически активных веществ растений | ||||||
7.1. | Качественные обнаружение и количественное определение алкалоидов в растительном сырье. | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
7.2. | Качественные обнаружение и количественное определение флавоноидов в растительном сырье. | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
7.3. | Качественные обнаружение и количественное определение дубильных веществ (таннидов) в растительном сырье. | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
7.4. | Механизм действия биологически активных веществ растений на организм человека | Сам. работа | 7 | 23 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 8. Минеральные вещества | ||||||
8.1. | Определение содержания кальция в молоке | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
8.2. | Определение содержания хлоридов в молоке | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
8.3. | Физиологическая роль минеральных веществ для живых организмов. | Сам. работа | 8 | 32 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
Раздел 9. Исследование биологических жидкостей | ||||||
9.1. | Определение физико-химических свойств мочи | Лабораторные | 8 | 8 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
9.2. | Определение минерального состава мочи | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
9.3. | Определение органических составных частей мочи | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
9.4. | Роль биохимического исследования мочи для диагностики и определения прогноза заболевания, крнтроля за эффективностью проводимого лечения | Сам. работа | 8 | 16 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
9.5. | Определение содержания кальция в слюне | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
9.6. | Определение содержания неорганического фосфора в слюне | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
9.7. | Роль слюны в поддержании физиологического равновесия процессов минерализации, деминерализации, реминерализации и созревании эмали зубов | Сам. работа | 8 | 16 | ОПК-6, ПК-1, ПК-2 | Л2.2, Л1.1, Л1.2, Л2.3, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вистовская В.П., Иркитова А.Н., Бородулина И.Д., Мякишева Е.П. | Практикум по биохимии: Учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та., 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Рогожин В.В. | Практикум по биохимии: Учебное пособие | СПб.: Изд-во "Лань", 2013 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Ершов Ю. А. | Биохимия: учебник и практикум для академического бакалавриата | М. : Юрайт, 2017 | biblio-online.ru |
Л2.2 | Н. А. Тюкавкина, Ю. И. Бауков. | Биоорганическая химия: учеб. для вузов | М. : Дрофа, 2005 | |
Л2.3 | Ершов Ю.А. | Биохимия человека: Учебник | М.: Изд-во Юрайт, 2019 | www.biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | www.elibrary.ru | |||
Э2 | www.nsu.ru | |||
Э3 | biblioclub.ru | |||
Э4 | www.molbiol.ru | |||
Э5 | http://protein.bio.msu.ru/biokhimiya/ (Журнал «Биохимия») | |||
Э6 | www.medsite.net.ru (Электронные книги. Биохимия) | |||
Э7 | www.medbook.net.ru (Медицинская литература. Биохимия) | |||
Э8 | www.humbio.ru (База знаний по биологии человека) | |||
Э9 | www.sci-lib.com/molekular-biology | |||
Э10 | www.dis.academic.ru | |||
Э11 | www.nkj.ru | |||
Э12 | www.ncbi.nlm.nih.gov (База данных по молекулярной биологии, биохимии, генетике, биоинформатике) | |||
Э13 | www.cellbiol.ru (Информационно-справочный ресурс по биологии) | |||
Э14 | sci-hub.io (Интернет-ресурс, предоставляющий доступ к научным статьям) | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
314Л | лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии |
Большой практикум по биохимии предназначен для студентов третьего и четвертого курса биологического факультета, выбравших направление «Биохимия». Защита лабораторных работ При защите лабораторных работ студент должен показать высокий уровень владения материалом темы занятия; знания методики проведения лабораторных работ; четко соблюдать последовательность выполнения заданий, демонстрировать способность к доказательности и аргументированности ответов по теме и своей точки зрения, выявлять причинно-следственные связи между объектами и явлениями, формулировать выводы и объяснять результаты работы, привлекая дополнительную информацию, участвовать в дискуссиях. При оценке выполнения лабораторной работы учитывается: - правильность и аккуратность выполнения, наличие анализа результатов, грамотного вывода по работе; - знание теоретического материала по выполненной работе и методики выполнения; - степень самостоятельности в выполнении работы; - ответы на вопросы выходного контроля. Форма отчета: защита лабораторных работ. Тестирование На тестирование отводится 30 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 20 вопросов, с выбором одного правильного ответа. За каждый правильно выбранный ответ на вопрос дается 1 балл. Перевод в бальную оценку представлен выше. Правила подготовки и оформления доклада-презентации Оценочное средство в виде подготовки доклада с последующей презентацией используется при проведении практических и лабораторных занятий. Студентам предлагается самостоятельно освоить одну из тем, проанализировать проблему, подготовить доклад, на его основе сделать презентацию доклада в слайдах с помощью программы POWER POINT и выступить перед студенческой аудиторией с результатами своей работы. Максимальное количество баллов за доклад-презентацию - 5. Темы студентами выбираются по желанию из списка, предложенного преподавателем, или формулируются студентом совместно с преподавателем. Подготовку доклада-презентации можно осуществлять парами. Презентация к докладу по проблемному вопросу должна быть в формате ppt или pdf, также необходим конспект доклада. Конспект должен содержать название доклада и имена докладчиков. Сам доклад должен длиться не более 10 минут. После его окончания проводится дискуссия с аудиторией. При подготовки доклада необходимо учитывать следующие правила: - понимание материала: вы должны полностью понимать то, о чем говорите. - знание искусства выступлений: прочесть соответствующие руководства: - идеальные источники: не ограничивайтесь предложенными источниками, найдите наиболее подходящие и удобные для вас материалы. - одобрение преподавателя: предварительная версия конспекта доклада и слайды должны быть согласованы с преподавателем за несколько дней до выступления. - пробное выступление: при подготовке доклада необходимо сделать пробное выступление (например, друг перед другом, если доклад готовится вдвоем). Объем презентации должен составлять от 15 до 20 слайдов и включать: титульный лист; план; введение; содержание; заключение; список литературы (не менее 5 источников) и ссылки на источники из Интернета. Защита презентации происходит на одном из практических занятий. В течение 10 минут студент демонстрирует и рассказывает содержание работы по презентации. Методические указания по подготовке учебных презентаций указаны в электронном учебном пособии: Ваганов А.В. Подготовка и создание презентаций по практическим курсам «Информационные технологии в биологии и экологии [электронный доступ] http://ssbg.asu.ru/down-vaganov/didakt_mat/Praesento_Vaganov_A.V._2012.pdf http://ssbg.asu.ru/praesento.html При выставлении оценки за выполненный студентом доклад и подготовленную презентацию учитывается полнота раскрытия проблемного вопроса, доступность изложения, научность представленных материалов, современная оценка проблемы, соответствие материала всем указанным пунктам плана, объем и количество использованной литературы, правильность оформления и эстетичность представленной презентации. Зачет По окончании дисциплины выставляется оценка по рейтингу. В том случае, если студент не смог получить оценку по рейтингу, ему необходимо подготовить ответы на вопросы к зачету, представленные выше. Вопросы предполагают контроль общих методических знаний и умений, способность студентов проиллюстрировать их примерами, индивидуальными материалами, составленными студентами в течение курса. При подготовке к зачету студент может воспользоваться методическими разработками, основной и дополнительной литературой. Зачет предполагает переосмысление изученного материала. Оценивается ответ по следующим параметрам: 1. Уровень сформированных компетенций. 2. Уровень усвоения теоретических положений дисциплины, правильность формулировки основных понятий и закономерностей. 3. Уровень знания фактического материала в объеме программы. 4. Логика, структура и грамотность изложения вопроса. 5. Умение связать теорию с практикой. 6. Умение делать обобщения, выводы. |