МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Радиационная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 73
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 7

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (7) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 73 73 73 73
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к.б.н. , доцент , Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Радиационная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с особенностями существования живых организмов в условиях повышенного радиационного фона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-18 владением знаниями в области теоретических основ геохимии и геофизики окружающей среды, основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные источники радиации и радиоактивного загрязнения окружающей среды;
- особенности действия радиации на живые организмы, а так же нормы радиационной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.- характеризовать основные группы естественных и искусственных радионуклидов;
- ориентироваться в последствиях радиоактивного загрязнения окружающей среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками расчета доз облучения и радиоактивности;
- методами контроля уровня радиационной безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в радиоэкологию
1.1. Введение в радиационную экологию. Предмет и задачи радиоэкологических исследований. Лекции 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Физические закономерности радиоактивного распада. Основы радиационной дозиметрии Лекции 7 4 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Введение в радиоэкологию. Физические основы действия ионизирующих излучений Практические 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Введение в радиоэкологию. Физические основы действия ионизирующих излучений. Основы радиационной дозиметрии Сам. работа 7 28 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Источники радиации. Радиационное загрязнение окружающей среды.
2.1. Естественные источники радиации. Лекции 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Искусственная радиоактивность. Радиоактивное загрязнение окружающей среды Лекции 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Искусственная радиоактивность. Радиоактивное загрязнение окружающей среды Практические 7 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Естественные источники радиации. Практические 7 4 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Природный радиоактивный фон.Радиоактивность оболочек Земли. Искусственная радиоактивность (антропогенный радиационный фон). Свойства долгоживущих искусственных радионуклидов. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Сам. работа 7 28 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Радиоэкология особей.
3.1. Биологические закономерности действия ионизирующих излучений. Эффекты действия радиации на живые организмы. Лекции 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Биологическое действие инкорпорированных радиоактивных веществ. Лекции 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Влияние ионизирующих излучений на живые организмы Практические 7 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Биологические закономерности действия ионизирующих излучений. Теоретические представления о механизме биологического действия ионизирующих излучений. Действие радиации на растения,животных и человека. Сам. работа 7 5 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Радиоэкология популяций и сообществ.
4.1. Радиоэкология популяций (на примере популяции животных) Лекции 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Радиоэкология наземных сообществ (на примере лесного биоценоза) Лекции 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Радиоэкология пресноводных бассейнов и океана Лекции 7 2 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.4. Радиоэкология популяций и сообществ Сам. работа 7 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Проблемы мониторинга и экологического нормирования в радиоэкологии
5.1. Нормы радиационной безопасности. Методы и приборы контроля уровня радиационной безопасности. Практические 7 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Проблемы мониторинга и экологического нормирования в радиоэкологии. Сам. работа 7 6 ПК-18 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учебник М. : Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пивоваров Ю. П., Михалев В. П. Радиационная экология: Учеб. пособие для вузов М.: Академия , 2004
Л2.2 Ярмоненко С. П., Вайнсон А. А. Радиобиология человека и животных: Учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк, 2004
Л2.3 Усманов С. М. Радиация: справочные материалы: М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. Чернобыльский Центр по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии www.chornobyl.net/ru/
Э2 2. Журнал "Радиационная биология. Радиоэкология" www.choicejournal.ru
Э3 3. Бюллетень "Радиация и риск" www.nrer.ru/radrisk.html
Э4 4. Научная библиотека ЮУрГУ lib.susu.ac.ru
Э5 Курс на Moodle "Радиационная экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
интернет-ресурсы, мультимедия
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В основу данного курса положены современные представления об основах действия ионизирующих излучений, единицах доз излучения и радиоактивности. В рамках курса рассматриваются основные источники радиации природного происхождения и искусственной радиоактивности; пути поступления в организм и особенности накопления и распределения в нем продуктов радиоактивного деления; особенности действия радиации на живой организм. Программа курса предполагает знакомство с теоретическими основами биологического действия ионизирующих излучений. Особое внимание уделяется изучению действия высоких и низких доз радиации, возможности адаптации популяций к радиоактивному загрязнению; распределению радионуклидов в биоценозе, а также изучению их миграции по пищевым цепям и с мигрирующими животными.
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов: подготовка к практическим занятиям, зачету, подготовка докладов и презентаций. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ, тестирования, выполнения практических заданий. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить оцениваются и при обсуждении докладов и презентаций.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.