МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Природопользование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-3-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., проф., Черных Д.В.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Природопользование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о биосфере как среде жизни человека и естественном базисе его хозяйственной деятельности.
Задачи:
- давать комплексную характеристику природно-ресурсного потенциала территории и отраслей природопользования,
- выделять и анализировать основные проблемы природопользования,
- понимать механизмы управления природопользованием.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.06

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-10 способностью применять базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципы оптимального природопользования и охраны природы, мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- о специфических чертах различных периодов в истории природопользования;
- о сущности различных подходов к управлению природопользованием
3.2.Уметь:
3.2.1.– различать главные социально-экономические функции природных систем;
– определять характеристики основных групп природных ресурсов России и мира и связанные с ними отрасли природопользования


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– навыками позволяющими участвовать в работах по оперативному и опережающему управлению природопользованием;
– навыками осуществления комплексной характеристики отраслей природопользования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Природопользование как наука и сфера взаимодействия общества и природы
1.1. Понятие о природопользовании; объект, предмет и задачи природопользования как научной дисциплины Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Природопользование как наука и сфера деятельности человека Практические 5 2 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История природопользования
2.1. История природопользования. Изменение природной среды и эволюция человечества Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
2.2. Характеристика основных этапов в развитии природопользования Практические 5 4 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Природные системы как объекты воздействия человека
3.1. Природные системы как объекты воздействия человека Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.2. Антропогенные изменения природных систем Практические 5 2 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
3.3. Основные проблемы природопользования Практические 5 4 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Природные условия и ресурсы
4.1. Понятие природных условий и ресурсов. Классификации природных ресурсов: возобновляемые и невозобновляемые ресурсы Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.2. Оценки природных ресурсов и природно-ресурсного потенциала Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.3. Характеристика природных ресурсов, принципы и методы их рациональное использование и воспроизводства Практические 5 4 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
4.4. «Природные ресурсы» – составление теста и эталона ответов к нему Сам. работа 5 12 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Характеристика природных ресурсов и связанных с ними отраслей природопользования. Размещение производства
5.1. Земельные и почвенно-земельные ресурсы Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.2. Водные ресурсы Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.3. Минерально-сырьевые ресурсы Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.4. Лесные и другие биологические ресурсы Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.5. Вторичные ресурсы. Проблемы отходов. Рекреационные ресурсы Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.6. Отрасли биологического природопользования. Охраняемые природные территории. Сохранение биологического разнообразия Практические 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.7. Проблемы аграрного природопользования Практические 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.8. Климатический потенциал России для аграрного природопользования Практические 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
5.9. Отрасли биологического природопользования: характеристика по плану Сам. работа 5 15 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Традиционное природопользование
6.1. Традиционное природопользование Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Традиционное природопользование в современном обществе Практические 5 2 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Управление природопользованием
7.1. Правовые основы управления природопользованием Лекции 5 2 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.2. Экономический механизм управления природопользованием Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.3. Опережающее и оперативное управление природными системами. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
7.4. Природно-ресурсный потенциал регионов России Практические 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Подходы к управлению природопользованием
8.1. Отраслевой подод к управлению природопользованием. Территориально-производственные комплексы. Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.2. Ландшафтный и бассейновый подходы к управлению природопользованием Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
8.3. Проект-презентация «Природно-ресурсный потенциал региона» Сам. работа 5 18 ОПК-10 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Современные концепции взаимоотношения природы, ресурсов, общества. Международное сотруднечество в области экологии
9.1. Концепции технократического оптимизма и экологического алармизма Лекции 5 1 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.2. Концепция устойчивого развития Лекции 5 2 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.3. Характеристика доминирующих концепций взаимодействия природы, ресурсов, общества Практические 5 2 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1
9.4. Концепция ноосферы. Римский клуб Сам. работа 5 19 ОПК-10 Л2.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Основные причины деградации земельных и почвенно-земельных ресурсов
2. Резервы и пути оптимизации использования земельных ресурсов
3. Специфические черты водных ресурсов
4. Понятие водообеспеченности. Причины различной водообеспеченности
5. Основные направления использования водных ресурсов
6. Проблемы, возникающие в связи с нерациональным водопользованием
7. Специфические черты ресурсов Мирового океана
8. Основные направления использования ресурсов океана
9. Минерально-сырьевые ресурсы, их специфические черты
10. Классификация минерально-сырьевых ресурсов
11. Обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами
12. Рудные полезные ископаемые
13. Резервы восполнения минерально-сырьевых ресурсов
14. Понятие лесные ресурсы, их специфические черты
15. Основные функции леса
16. Локализация и запасы лесных ресурсов
17. Использование древесных ресурсов – основное направление лесопользования
18. Резервы использования древесины
19. Основные направления побочного (недревесного) пользования ресурсами леса
20. Понятие об отходах как о ресурсах
21. Хозяйственная значимость использования вторичных ресурсов
22. Критерии классификации отходов как ресурса
23. Понятие о продовольственной проблеме
24. Экологические проблемы сельскохозяйственного производства
25. Понятие «альтернативной системы ведения сельского хозяйства». Основные их виды
26. Проблемы с-х России
27. В чем достоинства и недостатки отраслевого принципа планирования и управления в природопользовании?
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Байлагасов, Л.В. Региональное природопользование: учебное пособие: учебное пособие Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2016 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Емельянов А.Г. Основы природопользования: М.: Академа, 2004 25
Л2.2 Комарова Н.Г. Геоэкология и природопользование: учеб. пособие для вузов М.: Академия, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru
Э2 http://www.ecoethics.ru
Э3 http://zapoved.ru
Э4 http://zapovednik.notamedia.ru
Э5 http://www.biodiversity.ru/
Э6 http://www.ecoprojects.ru/
Э7 http://spb.ecology.net.ru/
Э8 Курс в Moodle "Природопользование" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
интернет-ресурсы, мультимедия
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.