МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

География

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 24 24 24 24
Практические 20 20 20 20
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., профессор, Черных Д.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
География

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов системного взгляда на природу, реальных представлений о взаимосвязи отдельных процессов и явлений в природе, биотической и абиотической составляющих природных систем.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования
ОПК-5 знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- состав, строение и свойства земных оболочек;
– взаимосвязи между биотой и абиотическими компонентами ландшафтов;
– причины и проявления зональности и азональности как основных закономерностей дифференциации географической оболочки, лежащих в основе физико-географического районирования;
– особенности природных условий физико-географических стран России;
- основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении;
- закономерности функционирования атмосферы, гидросферы, биосферы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- находить причинно-следственные связи между отдельными природными процессами и явлениями;
- анализировать литературные и картографические источники;
- характеризовать сущность природных процессов и явлений;
- использовать современные методы исследования для проведения работ по землеустройству;
- выявлять изменения в атмосфере, гидросфере и биосфере;
- анализировать процессы, происходящие в атмосфере и гидросфере.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- обладать навыками работы с географическими картами;
- обладать навыками ведения полевых дневников и иной документации;
- проводить географические описания на местности;
- современными методами изучения ландшафтов;
- методами оценки состояния атмосферы и гидросферы;
- навыками работы на современном оборудовании с целью выявления природных изменений.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теория и методология географии
1.1. Место географии в системе научного знания Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
1.2. История формирования географических знаний Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
1.3. Овладение навыками работы с географическими картами Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
1.4. Сдача географической номенклатуры Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
1.5. Основные методы географических исследований Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
1.6. Изучение географической номенклатуры Сам. работа 1 10 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Земля во Вселенной
2.1. Закономерности эволюции Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
2.2. Анализ гипотез эволюции Вселенной Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Литосфера и рельеф
3.1. Состав и строение литосферы Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.2. Рельеф и рельефообразующие процессы Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.3. Характеристика русловых форм рельефа и рисунков речной сети по топографическим картам Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
3.4. Антропогенное рельефообразование Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л1.1
3.5. Рельеф земной поверхности: составление теста и эталона ответов к нему Сам. работа 1 7 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Атмосфера
4.1. Состав и строение атмосферы Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
4.2. Погода и климат Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Гидросфера
5.1. Общие сведения о гидросфере. Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
5.2. Вычисление характеристик водосборного бассейна Практические 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
5.3. Мировой океан Сам. работа 1 5 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Компоненты географической оболочки и их взаимосвязь
6.1. Биосфера и географическая оболочка, ее пространственные подразделения (структура) и динамика Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
6.2. Особенности строения оболочек Земли Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Географическая зональность
7.1. Понятие о широтной зональности; основные ее причины Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
7.2. Природные зоны, их характеристика Лекции 1 2 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
7.3. Определение коэффициента атмосферного увлажнения Практические 1 3 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Азональность
8.1. Понятие об азональности, ее причины Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
8.2. Определение коэффициента континентальности климата Практические 1 3 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Физико-географическое районирование
9.1. Физико-географическое районирование Лекции 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
9.2. Физико-географические страны России Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
9.3. Природные условия Алтайского края Практические 1 1 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
9.4. Реферат: Сравнительная характеристика двух физико-географических стран Сам. работа 1 15 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1
9.5. Экзамен 1 27 ОПК-3, ОПК-5, ПК-14 Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Козырева Ю.В, Рыгалова Н.В.. География Алтайского края: учебное пособие АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.1: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
Л2.2 Селиверстов Ю.П., Бобков А.А. Землеведение: – М.: Академа, 2004
Л2.3 Голубчик М.М., Евдокимов С.П. География: учебник для экологов и природопорльзователей М.: Аспект Пресс, 2003
Л2.4 Э.М. Раковская, М.И. Давыдова Физическая география России Ч.2: учебник для ВУЗов М.: ВЛАДОС, 2003
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.rgo.ru/
Э2 http://www.geostudy.narod.ru/index.html
Э3 http://geo.1september.ru/
Э4 http://www.landscape.edu.ru/
Э5 Курс в Moodle "География" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.