МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Прикладная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильОбщая экология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_ОбЭк-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., зав. кафедрой, Соколова Г.Г.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Прикладная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - знакомство студентов с основными задачами прикладной экологии и способами их решения, а также формирование у студентов целостного представления о процессах, протекающих в окружающей среде в результате эксплуатации природных ресурсов.
Задачи:
- изучение проблемы взаимодействия человека и окружающей среды в ходе исторического развития общества и на современном этапе;
- изучение видов антропогенного воздействия на природу и их последствий для экосистем и человека;
- обучение студентов основам экологической оценки воздействий на окружающую среду и методам экологической экспертизы проектов;
- изучение принципов охраны природы и окружающей среды;
- знакомство с экологическими прогнозами и перспективами устойчивого развития человечества.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основы интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований;
- методы обработки экологической информации
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать современные методы обработки результатов научных исследований;
- анализировать и представлять экологическую информацию
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками современных методов обработки интерпретации результатов исследований;
- навыками самостоятельного проведения научных и производственных исследований, обработки и представления научной информации

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Прикладная экология как наука. Предмет и задачи, краткий очерк развития, основные разделы, методы исследования
1.1. Прикладная экология как наука. Предмет и задачи, краткий очерк развития, основные разделы, методы исследования Лекции 3 1 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Влияние человека на биосферные процессы. Инженерные решения экологических проблем Лекции 3 1 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.3. Определение, структура и функционирование биосферы. Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.4. Возобновляемые источники энергии, сырья и пищевых продуктов; продукционные возможности биосферы. Механизмы устойчивости экосистем и биосферы. Экономика использования ресурсов биосферы. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Загрязнение биосферы
2.1. Классификация и последствия загрязнений биосферы. Лекции 3 1 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Миграция экотоксикантов по пищевым цепям. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.3. Загрязнения атмосферы и почв. Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.4. Экологические последствия радиоактивных загрязнений. Радиоэкология. Экологическая дозиметрия, радиочувствительность организмов, биоиндикация радиоактивных загрязнений. Источники и пути радиоактивного загрязнения среды. Биота как аккумулятор радионуклидов. Перераспределение радионуклидов в ландшафтах и экотонах. Экологические последствия испытаний ядерного оружия на Южном Урале и в Чернобыле. Сельскохозяйственная радиоэкология и радиологический контроль сельскохозяйственных продуктов. Сам. работа 3 8 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 3. Экологический контроль состояния окружающей среды. Медицинская экология
3.1. Единая государственная система экологического мониторинга России. Методы оценки экологического риска. Лекции 3 1 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.2. Экологическое нормирование в разных природных средах. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.3. Мониторинг состояния среды - контроль загрязнений, состояния лесного фонда, водных ресурсов, земельного фонда, санитарно-гигиенический контроль геологической среды, военных объектов и т.д. Лабораторные 3 4 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
3.4. Экологические критерии в методологии и практике Государственных экологических экспертиз и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Экологическое нормирование в правовой базе при управлении использования ресурсов и охраны природы. Сам. работа 3 8 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Экология природопользования
4.1. Глобальные экологические проблемы природопользования. Лекции 3 1 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Экологические основы рационального природопользования,ведения промысла растений и животных Сам. работа 3 4 ПК-4 Л2.3, Л2.1, Л1.1
4.3. Ресурсы биосферы - энергетические, сырьевые, водные, продуктов питания - и пути их рационального использования.Экологические основы рационалного ведения промысла растений и животных Лабораторные 3 4 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.4. Экологические механизмы обеспечения устойчивости промысловых популяций рыб, млекопитающих, птиц, дикорастущих растений. Экологически обоснованное ведение лесного хозяйства. Экономика природопользования и оптимизация использования продуктов леса. Промысел и марикультура в Мировом океане. Сам. работа 3 8 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Концепция устойчивого развития биосферы
5.1. Основы устойчивого развития. Лекции 3 1 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.2. Формирование концепции устойчивого развития Сам. работа 3 4 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.3. Устойчивое развитие в России Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
5.4. Государственная отчетность о состоянии окружающей природной среды. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Государственные программы по экологической безопасности России, охране окружающей среды, сохранению биоразнообразия и т.д. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 6. Международное сотрудничество по вопросам охраны природы
6.1. Экологическое законодательство России и зарубежных стран. Лекции 3 1 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Международные организации по охране окружающей среды. Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Международные правовые средства охраны окружающей среды. Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.4. Сотрудничество РФ с зарубежными странами в области природоохранного законодательства. Сам. работа 3 6 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Антропогенное воздействие на биосферу. Создание искусственных экосистем
7.1. Антропогенные воздействия на природную среду. Лекции 3 1 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.2. Техногенное загрязнение окружающей среды.Инженерное решение экологических проблем Сам. работа 3 6 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.3. Сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды.Сельскохозяйственная экология Лабораторные 3 2 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.4. Расчет экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха точечными источниками выбросов. Лабораторные 3 4 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1
7.5. Реакреционное воздействие на природу. Влияние рекреационных нагрузок на структуру почвы. Сам. работа 3 8 ПК-4 Л2.3, Л2.2, Л2.1, Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Саевича К.Ф. Общая и прикладная экология: Учебник Вышэйшая школа, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747
Л1.2 Н. М. Ларионов, А. С. Рябышенков Промышленная экология : учебник и практикум для вузов МИЭТ. - М. : Юрайт, 2023 urait.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Мищенко Н.В. Прикладная экология: учеб. пособие для вузов М.: Гаудеамус, 2007
Л2.2 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
Л2.3 Дмитриев В.В., Жиров А.И., Ласточкин А.Н. Прикладная экология: учеб. для вузов М.: Академия, 2008
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.lib.asu.ru
Э2 2. http://www.biblioclub.ru
Э3 3. http://www.netshkola.com
Э4 4. http://www.alleng.ru
Э5 5. http://www.ecolife.ru
Э6 6. http://www.book.tr.200.net
Э7 7. http://www.books.demetri.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Ноутбук, проектор
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
213Л лаборатория биоэкологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; рабочий стол – 2 шт.; шкаф для хранения наглядных материалов – 2 шт.; компьютеры: марка Aquarius Pro модель P30S46 - 1 единица; марка КламаС Офис - 1 единица; электрокардиограф одно-трехканальный ЭКЗТ-01-Р-Д; микроскоп МБС-10; пламенный фотометр ПФА-378; рефрактометр портативный Refracto30PX Mettler Toledo; бинокуляр - 6 шт.; учебные пособия, лабораторные практикумы, определители растений и животных.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для более эффективного освоения тем и разделов рабочей программы дисциплины студентам рекомендуется:
1. вести конспект лекций;
2. изучать основную и дополнительную литературу;
3. вести словарь терминов по учебному курсу.

Студенту необходимо знать основные понятия, термины, развернутые определения, использовать данные современной науки.

Студенту необходимо устанавливать причинно-следственные связи, излагать материал с учетом принципов
объективности и научности, уметь осуществлять анализ основных экологических проблем региона.

Студент должен продемонстрировать умение делать аргументированные выводы.