МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Ландшафтоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н., проф., Черных Д.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Ландшафтоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира, представлений о единстве ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природно-антропогенных геосистем.
Задачи:
- формировать у студентов системного подхода к географическому и геоэкологическому познанию мира
- представлять единство ландшафтной сферы Земли и слагающих ее природных и природо-антропогенных геосистем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-5 знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении
ПК-14 владением знаниями об основах землеведения, климатологии, гидрологии, ландшафтоведения, социально-экономической географии и картографии
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- общие теоритические основы ландшафтоведения
- основные методы комплексных географических исследований
- базовые термины основ землеведения и климатологии с точки зрения ландшафтоведения
- базовые термины основ гидрологии, социально-экономической географии и картографии с точки зрения ландшафтоведения
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать структуру ландшафтов
- характеризовать основные свойства геосистем
- использовать методы климатологии и гидрологии применительно к ландшафтоведению
- использовать методы социально-экономической географии и картографии применительно к ландшафтоведению
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- физико-географических и геохимических исследований
- природоохранного мониторинга и комплексной экспертизы ландшафтных объектов
- комплексных географических исследований (в том числе географического районирования) на примере различных ландшафтных объектов
- использования теоритических основ ландшафтоведения и применения их на практике

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Концептуальные основы ландшафтоведения.
1.1. Общенаучные представления о системах. Геосистемная концепция в ландшафтоведении. Лекции 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.2. Экосистемная концепция. Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.3. Понятия "природный территориальный комплекс" (ПТК), "природная геосистема", "природно-антропогенная геосистема". Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
1.4. Дополнительность ландшафтного и экологического подходов в научных исследованиях Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 2. Природные компоненты ландшафта.
2.1. Природная геосистема как совокупность взаимосвязанных компонентов - литогенной основы, воздушных масс, природных вод, почв, растительности, животного мира. Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.2. Вещественные энергетические, информационные свойства природных компонентов. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
2.3. Горизонтальная и вертикальная структура природных геосистем. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 3. ИЕРАРХИЯ ПРИРОДНЫХ ГЕОСИСТЕМ
3.1. Основные организационные уровни геосистем: локальный, региональный, планетарный. Их пространственно-временные масштабы. Лекции 6 6 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.2. Географические местности. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.3. Элементарные природные геосистемы - фации. Генетические и функциональные сопряжения фаций – подурочища, урочища. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
3.4. Ландшафт – узловая единица геосистемной иерархии. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 4. СВЯЗИ ПРИРОДНЫХ КОМПОНЕНТОВ И СТРУКТУРА ЛАНДШАФТА
4.1. Типы связей: вещественные энергетические, информационные. Характерные сопряжения природных компонентов в различных физико-географических условиях Лекции 6 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.2. Территориальная организованность ландшафта и факторы ее определяющие Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.3. Прямые и обратные связи компонентов. Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
4.4. Морфологическая структура и морфологические единицы ландшафта. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЛАНДШАФТНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУШИ
5.1. Природные факторы пространственной дифференциации ландшафтов. Зональность ландшафтов. Лекции 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.2. Экспозиция склонов и ландшафты. Инсоляционная и циркуляционная асимметрия ландшафтов. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.3. Географическая секторность, ее влияние на региональные ландшафтные структуры. Неотектоника и ландшафтные ярусы. Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.4. Ландшафты барьерных подножий. Физико-географическое (ландшафтное) районирование. Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
5.5. Ландшафтные зоны на равнинах и в горах. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 6. ГЕНЕЗИС И УСТОЙЧИВОСТЬ ЛАНДШАФТОВ
6.1. Принцип историзма и генетический подход в ландшафтоведении. Саморазвитие природных геосистем. Первичная сукцессия, климакс ландшафта. Лекции 6 3 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.2. Понятие "устойчивость ландшафта". Саморегуляция. Изменчивость, устойчивость и динамика ландшафтов. Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
6.3. Ландшафтные реликты. Генетические ряды ландшафтов. Проблема возраста ландшафта. Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 7. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ ГЕОСИСТЕМ
7.1. Биопродуктивность и биомасса ландшафтов. Биологический круговорот веществ. Трофические цепи. Лекции 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
7.2. Морфолитогенез, формирование коры выветривания, почвообразование как результат функционирования ландшафта. Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
7.3. Закон пирамиды энергии. Биогеохимический круговорот. Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 8. ДИНАМИКА ЛАНДШАФТОВ
8.1. Состояния природных геосистем. Динамика ландшафтов - смена состояний. Лекции 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
8.2. Антропогенная динамика ландшафтов. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
8.3. Природные ритмы ландшафтов. Иерархия и характерные времена ритмов. Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
8.4. Энергетические факторы функционирования. Элементарные процессы ландшафтного энерго-массообмена. Лекции 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
8.5. Цепные реакции разрушительных процессов в ландшафтах.Восстановительная сукцессия Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
8.6. Ландшафтные катастрофы. Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 9. УЧЕНИЕ О ПРИРОДНО-АНТРОПОГЕННЫХ ЛАНДШАФТАХ
9.1. Планетарная система "природа-общество". Лекции 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
9.2. Представления о социосфере, техносфере, ноосфере. Сам. работа 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
9.3. Природно-антропогенные ландшафты, специфика их структуры, энергетики, функционирования. Лабораторные 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
9.4. Человечество и окружающий мир. Сам. работа 6 4 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 10. АНТРОПОГЕНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОЙ ОБОЛОЧКИ
10.1. Важнейшие этапы эволюции человечества и земной природы. Лекции 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
10.2. Техногенная миграция элементов. Устойчивость геосистем к техногенным воздействиям. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
10.3. Техногенные воздействия на структуру и функционирование геосистем: изменение гравитационного равновесия, влагооборота и водного баланса, теплового баланса, биологического равновесия и биологического круговорота веществ Лабораторные 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
10.4. Современные природно-антропогенные ландшафты. Лабораторные 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
10.5. Ландшафты сельскохозяйственные, лесохозяйственные, городские, промышленные, рекреаци-онные. Экологический каркас. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
10.6. Особо охраняемые природные территории. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 11. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ
11.1. Развитие научных представлений о культурном ландшафте. Сам. работа 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
11.2. Ландшафты и культурогенез. Лабораторные 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
11.3. Современные культурные ландшафты (сельскохозяйственные, городские, рекреационные); структура, функционирование, антропогенная регуляция. Лабораторные 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
11.4. Основные географические принципы организации территории культурного ландшафта. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
Раздел 12. ЛАНДШАФТНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
12.1. Классификация и систематика ландшафтов. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
12.2. Типы общенаучных и прикладных ландшафтных карт. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
12.3. Ландшафтное картографирование. Лабораторные 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
12.4. Дистанционное (аэрокосмическое) ландшафтное моделирование. Лабораторные 6 1 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3
12.5. Ландшафтные кадастры и геоинформационные системы. Сам. работа 6 2 ОПК-5, ПК-14 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черных Д.В., Дурникин Д.А. Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учеб. пособие Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2010
Л1.2 Черных Д.В., Дурникин Д.А. Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: учебное пособие.: Барнаул: АГУ, 2010
Л1.3 Д. В. Черных, Д. А. Дурникин Ландшафтоведение с основами ландшафтной экологии: Учебное пособие Изд-во АлтГУ, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Исаченко А.Г. Ландшафтоведение и физико-географическое районирование.: учебник Высшая школа, 1991
Л2.2 Барышникова О.Н. Ландшафтоведение: Методические указания Изд-во АлтГУ, 2007
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. http://www.lib.asu.ru
Э2 2. http://www.biblioclub.ru
Э3 3. http://www.netshkola.com
Э4 4. http://www.alleng.ru
Э5 5. http://www.ecolife.ru
Э6 6. http://www.book.tr.200.net
Э7 7. http://www.books.demetri.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. https://www.ieie.su/ – Портал ФГБУН Института экономики и организации промышленного производства СО РАН
2. www.researcher.ru – Портал исследовательской деятельности учащихся
6.http://fuji.viniti.msk.su/ - Всероссийский институт научной и технической информации (ВИНИТИ)
10. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.