Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 15 | 14 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 44 | 44 | 88 | 88 | 44 | 44 | 176 | 176 |
Сам. работа | 100 | 100 | 92 | 92 | 64 | 64 | 256 | 256 |
Итого | 144 | 144 | 180 | 180 | 108 | 108 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - знакомство студентов с основными методами экологических исследований, с конкретными методиками изучения природных и социоприродных систем, освоение теоретических основ и отработка практических навыков и приемов исследований в области экологии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-2 | владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации |
ПК-15 | владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - методы проведения экологических исследований живой и неживой составляющей наземных и водных; - комплексные и компонентные экологические исследования научного и прикладного характера; - теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов; - закономерности развития живых организмов в различных условиях среды. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - практически использовать полученные знания при проведении экологических исследований; - применять систему знаний по биологии и экологии различных видов живых организмов для планирования природоохранных мероприятий; - оценивать состояние живых организмов в экосистемах; - планировать исследование живых организмов в полевых условиях. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами биоиндикационных исследований различных сред с целью оценки их экологического состояния; - навыками анализа и интерпретации полученных данных при проведении научных и прикладных; - методами анализа состояния популяций живых организмов; - навыками оценки влияния факторов окружающей среды на живые организмы. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. МЕТОДОЛОГИЯ КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ | ||||||
1.1. | Сравнительный анализ методологий, существующих в науке | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.2. | Классификация методов исследования | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
1.3. | Разнообразие и классификация методов исследования в естественных науках | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 2. МЕТОДЫ СБОРА ДАННЫХ О БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТАХ | ||||||
2.1. | Методы сбора биологических объектов | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.2. | Различные методы определения биологических объектов | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.3. | Методика и организация фенологических исследований | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.4. | Методика изучения почвенных и водных организмов | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.5. | Методика исследования водного биоценоза | Лабораторные | 6 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.6. | Правила сбора биологических объектов на исследуемой территории. Методы исследования размеров популяции. | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.7. | Правила пользования определительными таблицами и латынью | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.8. | Лесные и луговые биоценозы | Сам. работа | 6 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.9. | Водные и болотные биоценозы | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
2.10. | Обитатели почв | Сам. работа | 6 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 3. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПОЛЕВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ | ||||||
3.1. | Оборудование для отлова биологических объектов | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
3.2. | Оборудование для хранения биологических объектов | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
3.3. | Подготовка и изготовление оборудования для хранения биологических объектов | Сам. работа | 7 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
3.4. | Подготовка оборудования для хранения биологических объектов | Сам. работа | 7 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 4. МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ | ||||||
4.1. | Методика и организация аутэкологических и синэкологических исследований | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
4.2. | Методические рекомендации по охране отдельных групп организмов | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
4.3. | Методика составления экологического паспорта биологического (фаунистического) комплекса | Лабораторные | 7 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
4.4. | Организация экскурсий и выполнение самостоятельной научно-исследовательском работы | Сам. работа | 7 | 22 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 5. МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ ПО СЛЕДАМ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
5.1. | Исследование внешних повреждений растений | Лабораторные | 7 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
5.2. | Исследование внутренних повреждений растений | Лабораторные | 7 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
5.3. | Сбор биологичекого материала с признаками внешних и внутренних повреждений | Сам. работа | 7 | 30 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
Раздел 6. ОПИСАНИЕ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ БИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | ||||||
6.1. | Оформление экспериментальных данных | Лабораторные | 7 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
6.2. | Изучение состояния проблемы исследования | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
6.3. | Компьютерная обработка данных исследования | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
6.4. | Первичная обработка данных | Лабораторные | 8 | 14 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
6.5. | Статистическая обработка данных | Лабораторные | 8 | 12 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
6.6. | Наглядное представление результатов исследования | Лабораторные | 8 | 18 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
6.7. | Анализ результатов самостоятельного исследования | Сам. работа | 8 | 40 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
6.8. | Подготовка результатов самостоятельного исследования | Сам. работа | 8 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
6.9. | Представление результатов самостоятельного исследования | Сам. работа | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л2.2, Л2.3, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Харченко Л. Н. | Методика и организация биологического исследования: учебное пособие : учебное пособие | М., Берлин: Директ-Медиа, 2014, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Определитель растений Алтайского края : Определитель | Новосибирск: Наука, ГЕО, | 48 | |
Л2.2 | Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А. | Практикум по биоиндикации экологического состояния окружающей среды: Учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006 | |
Л2.3 | Бантикова О. , Васянина В. , Жемчужникова Ю. , Реннер А. , Седова Е. | Математическое моделирование : исследование социальных, экономических и экологических процессов (региональный аспект): учебное пособие : учебное пособие | Оренбург: ООО ИПК "Университет", 2014 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http: // www. lib.asu.ru | |||
Э2 | http: // www.biblioclub.ru | |||
Э3 | http: // www.ecolife.ru | |||
Э4 | http:// ecology-portal.ru | |||
Э5 | http://e.lanbook.com/ | |||
Э6 | http://elibrary.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
201Л | лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций; Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе); По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам. Методические указания для индивидуальных практических заданий. Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа. Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям: 1.полнота раскрытия темы; 2.глубина и полнота анализа литературы; 3.наличие анализа, собственной авторской позиции; 4.использование современных литературных источников по проблеме; 5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования); 6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента. Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания При работе балльно-рейтинговой технологии: 0 баллов – работа не выполнена 3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2) 4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований 5 баллов – работа выполнена полностью. Примерные критерии оценки: -оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала; -оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности; -оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя; -оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине». Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем. На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов. Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю. Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем. Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения. Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста. В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д. |