МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Почвоведение

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.03.01. Биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_03_01_Биология-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 37
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 37 37 37 37
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Овцинов В.И.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Почвоведение

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.03.01 БИОЛОГИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №944)

составлена на основании учебного плана:
06.03.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование знаний о почве как о самостоятельном естественно-историческом теле природы, приобретение практических навыков анализа почвенных свойств, режимов и функций.
Задачи:
- формирование представлений, теоретических знаний и практических умений по почвенно-географическому районированию и почвенному покрову природных зон мира;
- сформировать у студентов системный взгляд на природу.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью использовать экологическую грамотность и базовые знания в области физики, химии, наук о Земле и биологии в жизненных ситуациях; прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, нести ответственность за свои решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- фундаментальные основы физики, химии и биологии, применительно к почвоведению;
- физические, химические и биологические основы генезиса, эволюции и функционирования почв
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять фундаментальные знания физики, химии и биологии в изучении почв, экосистем и природопользовании;
- осуществлять изучение свойств и состояния почв в природе и техносфре
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками использования экологической грамотности и базовых знаний в жизненных ситуациях;
- навыками диагностики, описания и классифицирования почв

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в почвоведение.
1.1. Предмет и содержание почвоведения, основы почвоведения, связь с другими науками. Цели и задачи науки. Методы исследования в почвоведении. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Понятие о почве, определение понятия «почва». История развития науки почвоведения. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.3. Этапы развития науки почвоведения. Роль русских ученых в развитии современного почвоведения. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.4. Понятие о почве как о природном теле.Структурные уровни орагнизации почвы и почвенного покрова. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
1.5. Особенности методов исследования на каждом из уровней организации почвы. Функции почвы и почвенного покрова в биосфере. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Почвообразовательный процесс и факторы почвообразования.
2.1. Особенности почвы как природного тела. Большой геологический и малый биологический круговорот веществ. Стадии и общая схема почвообразования. Эволюция почв. Факторы и сущность почвообразования. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Роль климата, почвообразующих пород, растительного и животного мира, рельефа и возраста страны в процессе почвообразования. Антропогенез как фактор почвообразования. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Учение В.В. Докучаева о факторах и условиях почвообразования и их взаимодействии. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
2.4. Факторы почвообразования. Стадии почвообразования и основные этапы эволюции почв. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Морфология почв
3.1. Определение и описание генетических горизонтов почвенного профиля. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Определение основных морфологических признаков почвы: структура, окраска, новообразования и включения. Лабораторные 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Гранулометрический состав и физико-механические свойства почв.
4.1. Минералогический и химический состав рыхлых горных пород и почв. Гранулометрический состав почв и почвообразующих пород. Механические элементы, их классификация и свойтсва. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Определение гранулометрического состава почв органолептическим методом. Классификация почв по гранулометрическому составу. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.3. Классификация почв и пород по гранулометрическому составу по Н.А. Качинскому. Характеристика основных фракций. Значение гранулометрического состава. Влияние механических элементов на биологичесике и агрономическое свойтсва почвы. Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.4. Общие физические и физико-механические свойства почв: плотность и пористость почвы; пластичность, липкость, набухание, усадка, связность почвы и удельное сопративление. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
4.5. Определние понятий и влияние на плодородие почв. Методы регулирования общих физических и физико-механических совйтсв почв. Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Почвенный раствор. Водный режим почв.
5.1. Почвенный раствор. Водные свойства и водный режим почв. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Жидкая фаза почв. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Окислительно-восстановительные реакции в почве. Окислительно-восстановительный потенциал почв, его связь с рН почв. Окислительно-восстановительный режим почв. Значение и методы регулирования окислительно-восстановительных процессов в почвах. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Источники влаги в почве, её значение. Свойства и формы почвенной влаги. Водные свойства почв: влагоемкость, водопроницаемость, водоподъемная способсноть почв, испаряемость. Водный режим и типы водного режима почв. Водный баланс и запсы воды в почве. Регулирование водного режима в различных почвенно-климатических условиях. Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Воздушный режим почв.
6.1. Почвенный воздух. Тепловые свойства и воздушный режим почв. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.2. Газообразная фаза почв. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.3. Источники и состав почвенного воздуха.Динамика почвенного воздуха: суточные и сезонные изменения. Воздушный режим почв и методы его регулирования. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
6.4. Тепловые свойтсва почвы: теплопоглотительная способность, теплоёмкость, теплопроводность. Тепловой режим почв: суточный и годовой ход температур. Радиационный баланс почвы. Типы теплового режима почв. Регулирование теплового режима. Сам. работа 3 4 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Органическое вещество почвы.
7.1. Источники органического вещества в естественных биоценозах.Стадии гумусообразования: минерализация и гумификация. Групповой и фракционный состав гумуса. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Органическое вещество почв. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Влияние свойств среды (влажность, аэрация, температура, реакция среды и т.д.) на процессы разложения и синоеза органических веществ.Показатели оценки гумусного состояния почв. Запасы гумуса в почвах. Регулирование гумусного состояния почв. Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Почвенно-поглощающий комплекс.
8.1. Поглотительная способность почв. Виды поглотителньой способности. Почвенные коллоиды. Минералогический и химический состав почвенных коллоидов. Виды почвенных коллоидов. Почвенно-поглощающий комплекс. Лекции 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Почвенно-поглощающий комплекс. Реакция среды. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
8.3. Коагуляция и пептизация почвенных коллоидов. Емкость поглощения, насыщенность и буферность почв. Экологическое значение поглотительной способности почв. Способы увеличения емкости поглощения почв и регулирования состава поглощенных ионов. Состав обменных катионов почвенно-поглощающего комплекса. Кислотность, щелочность и буферность почв. Методы мелиорации кислых и щелочных почв. Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Плодородие почв. Бонитировка почв.
9.1. Понятие почвенного плодородия. Категории почвенного плодородия: естесвтенное, искусственное, потенциальное, эффективное, относительное, экономическое. Воспроизводство плодородия. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Плодородие и бонитировка почв. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
9.3. Элементы и факторы плодородия. Методы регулирования факторов, лимитирующих почвенное пло-дородие. Динамика почвенного плодородия. Оценка плодородия почв.Окультуривание почв и культурный процесс почвообразования. Истощение почв. Антропогенная деградация почв. Почвоутомление. Социально-экономические аспекты плодородия почв. Бонитировка и экономическая оценка земель. Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. География. Систематика и классификация почв.
10.1. Почвенно-географическое районирование России. Основные законы географии почв.Принципы современной классификации и систематики почв.Номенкулатура почв, ее теоритическое и практическое значение. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.2. Основные законы географии почв. Принципы современной классификации и систематики почвы. Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
10.3. Закон горизонтальной зональности. Закон вертикальной зональности. Закон микрозон. Система таксономических единиц в современном почвоведении: тип, подтип, род, вид, подвид, разновидность, разряд. Таксономическое единицы других стран. Русская школа номенклатуры почв. Международная номенклатура почв. Диагностика почв и её принципы: профильный метод, комплексный подход, сравнительно-географический подход. Диагностические признаки почв. Сам. работа 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 11. Почвы тундрово-арктической зоны.
11.1. Общие сведения. Факторы почвообразования тундрово-арктической зоны: климат, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Деление зоны на подзоны. Основные направления и особенности почвообразовательного процесса. Мерзлотные явления. Глеевый процесс. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
11.2. Почвы тундрово-акртической зоны. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
11.3. Почвы тундрово-арктической зоны. Классификация, строение и свойства арктических почв. Использование и хозяйственное значение почв. Охрана почв тундрово-арктической зоны. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 12. Почвы таежно-лесной зоны
12.1. Общие сведения. Факторы почвообразования тундрово-арктической зоны: климат, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Деление зоны на подзоны. Основные направления и особенности почвообразовательного процесса. Подзолообразовательный процесс. Лессиваж. Дерновый процесс. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
12.2. Почвы таежно-лесной зоны Лабораторные 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
12.3. Почвы таёжно-лесной зоны: подзолистые и дерново-подзолистые почвы. Классификация, строение и свойтсва почв. Использование, методы мелиорации и охрана почв таежно-лесной зоны. Болотные почвы таежно-лесной зоны. Виды и пути заболачивания. Классификация болот. Хозяйственное использование заболоченных территорий. Мелиорация и повыщение плодородия болотных почв. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 13. Почвы лесной и лесо-степной зоны.
13.1. Общие сведения. Факторы почвообразвания: климат, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Особенности почвообразовательного процесса под широколиственными лесами и лугово-степными участками. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
13.2. Почвы лесной и лесо-степной зоны. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
13.3. Бурые лесные почвы широколиственных лесов. Распространение, классификация, свойтсва и эволюция бурзёмов. Использование и мелиорация бурых лесных почв. Серые лесные почвы лесостепной зоны: распространение, классификация, строение, свойства. Использование и мелиорация серых лесных почв. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 14. Черноземы лесо-степной и степной зоны.
14.1. Общие сведения. Факторы почвообразования: климат, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Особенности почвообразования чернозёмов. Гипотезы происхождения почв лесо-степной и степной зоны. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
14.2. черноземы лесо-степной и степной зоны. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
14.3. Классификация, строение и свойства чернозёмов. Использование и мелиорация чернозёмов лесо-степной и степной зоны. Борьба с засухой и эрозией почв лугово-степной зоны. Полезащитное лесоразведение. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 15. Почвы зон сухих степей, пустынных степей и пустынь.
15.1. Общие сведения. Факторы почвообразования: климат, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Строение, свойства и классификация каштановых почв. Особенности экологических условий для растений в зоне сухих степей. Использование, мелиорация и охрана каштановых почв. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
15.2. Бурые почвы: строение и свойтсва. Осовение и использование почв зоны пустынных степей. Серозёмы: классификация, строение и свойтсва. Использование и мелиорация серозёмов. Серо-бурые почвы и такыры: строение и свойства. Использование, мелиорация и охрана почв. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 16. Засоленные почвы.
16.1. Мелиорация солончаков и солонцов, использование засоленных земель. Вторичное засоление и его предупреждение. Мелиорация засоленных почв и солодей. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
16.2. Общие сведения. Факторы почвообразования: климат, рельеф, почвообразующие породы, растительность. Солончаки, солонцы, солоди: происхождение, классификация, строение, свойства. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 17. Гидроморфные почвы.
17.1. Аллювиальные почвы.Особенности и факторы почвообразования речных долин. Строение пойм.Классификация аллювиальных почв. Лекции 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
17.2. Гидроморфные почвы. Лабораторные 3 1 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2
17.3. Строение, свойства, использование и мелиорация аллювиальных почв. Мангровые почвы. Особенности, свойства и использование мангровых почв. Маршевые почвы. Особенности, свойствав и использование маршевых почв. Сам. работа 3 2 ОПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников С.И. Почвоведение: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
Л1.2 В. Ф. Вальков, К. Ш. Казеев, С. И. Колесников Почвоведение: учебник для академического бакалавриата М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/11220389-2832-44F4-B8D3-8FAA90719134
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Белобров В. П., Замотаев И. В., Овечкин С. В. География почв с основами почвоведения: учеб. пособие для вузов. М. : Академия, 2004
Л2.2 Глинка К.Д. Почвоведение: Учебник ЭБС "Лань", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.bookfi.org.
Э2 2. www.catalog.sfu-kras.ru
Э3 3. www.elibrary.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.