МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Особо охраняемые природные территории

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильОбщая экология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_ОбЭк-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.г.н., проф. , Черных Д.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Особо охраняемые природные территории

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у будущих экологов представлений о территориальной охране природы как важнейшей форме сохранения биологического разнообразия
Задачи:
- знать историю становления территориальной охраны природы в России и мире;
- знать федеральные и региональные законодательные акты, международные документы и соглашения в сфере территориальной охраны природы;
- иметь представление об основных методических подходах к организации и управлению ООПТ.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по её охране и обеспечению устойчивого развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- закономерности функционирования популяций и сообществ в природных условиях и под влиянием антропогенных факторов;
- основные проблемы охраны природы.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать состав и структуру популяций и сообществ для решения прикладных экологических проблем в рамках ООПТ;
- выявлять изменения популяций и сообществ в целях обоснования и рационального размещения ООПТ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- опытом работы с различными категориями популяций и сообществ в целях выявления потенциальных ООПТ, обоснования их охранного статуса, содействия охране;
- методами прогнозирования и оценки эффективности охраны популяций и сообществ в рамках ООПТ.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ООПТ: основные положения и определения
1.1. ООПТ: основные положения и определения Лекции 3 1 ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История заповедного дела
2.1. История заповедного дела Лекции 3 1 ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.2. Основоположники заповедного дела Сам. работа 3 10 ПК-6 Л2.1, Л1.1
2.3. История заповедного дела Лабораторные 3 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Система ООПТ России
3.1. Категории ООПТ согласно Закону РФ Об ООПТ Лекции 3 1 ПК-6 Л2.1, Л1.1
3.2. Защита презентаций "ООПТ России" Лабораторные 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. ООПТ мира
4.1. Классификация ООПТ МСОП Лекции 3 1 ПК-6 Л2.1, Л1.1
4.2. ООПТ мира Лабораторные 3 2 ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Методические подходы к организации и управления ООПТ
5.1. Основные методические подходы к организации ООПТ Лекции 3 1 ПК-6 Л2.1, Л1.1
5.2. Характеристика заповедника или национального парка Сам. работа 3 11 ПК-6 Л2.1, Л1.1
5.3. Защита презентаций "ООПТ мира" Лабораторные 3 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Участие населения в организации и управлении ООПТ
6.1. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лекции 3 1 ПК-6 Л2.1, Л1.1
6.2. Анкетирование населения по проблеме ООПТ Сам. работа 3 10 ПК-6 Л2.1, Л1.1
6.3. Участие населения в организации и управлении ООПТ Лабораторные 3 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Экологический туризм на ООПТ
7.1. Экологический туризм на ООПТ Лекции 3 1 ПК-6 Л2.1, Л1.1
7.2. Экологическая тропа Сам. работа 3 18 ПК-6 Л2.1, Л1.1
7.3. Защита проекта "Экологическая тропа" Лабораторные 3 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Проблемы и задачи заповедного дела России
8.1. Проблемы и задачи заповедного дела России Лекции 3 1 ПК-6 Л2.1, Л1.1
8.2. Проблемы и задачи заповедного дела России Лабораторные 3 4 ПК-6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы: учеб. пособие.: Барнаул: АГУ, 2014 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/1802
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Красная книга Алтайского края. Особо охраняемые природные территории: Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2002
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biodat.ru
Э2 http://www.ecoethics.ru
Э3 http://zapoved.ru
Э4 http://zapovednik.notamedia.ru
Э5 http://www.biodiversity.ru
Э6 http://www.ecoprojects.ru
Э7 http://www.heritage.unesco.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.