Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Агроэкология и рациональное природопользование |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Агро-12-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - формирование знаний о почве и ее плодородии. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.02 |
ПК-6 | способностью диагностировать проблемы охраны природы, разрабатывать практические рекомендации по её охране и обеспечению устойчивого развития |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - современные проблемы охраны почв и повышения их плодородия; - взаимосвязь почвенных свойств с их плодородием. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - выполнять отбор проб и лабораторный анализ для оценки плодородия почв; - оценивать состояние и динамику плодородия почв |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками диагностики проблем сохранения почвенного плодородия; - приемами управления плодородием почв |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Основные сведения о плодородии почв | ||||||
1.1. | Понятие о плодородии почв, его видах и составляющих. | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.2. | Система факторов плодородия почв различного генезиса | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.3. | Факторы плодородия основных типов почв РФ | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.4. | Факторы плодородия основных типов почв сельскохозяйственных угодий Алтайского края | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.5. | Факторы плодородия основных типов почв мира | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.6. | Проблемы рационального использованияи и воспроизводства плодородия почв | Лекции | 3 | 4 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.7. | Методы воспроизводства плодородия почв в агроэкосистемах | Лабораторные | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.8. | Проблемы рационального использования и воспроизводства плодородия почв в Алтайском крае, России, мире | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.9. | Методы оценки плодородия почв. Бонитировка и экономическая оценка почв | Лекции | 3 | 2 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.10. | Проектиование системы мер по воспроизводству плодородия почв | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
1.11. | Проектиование системы мер по воспроизводству плодородия почв | Сам. работа | 3 | 5 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
Раздел 2. Оценка плодородия почв. Бонитировка почв. | ||||||
2.1. | Оценка плодородия почв агроэкосистем. | Лабораторные | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.2. | Методы оценки плодородия почв и их сравнительная характеристика. | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.3. | Зарубежный опыт оценки плодородия почв | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.4. | Бонитировка и экономическая оценка почв | Лабораторные | 3 | 8 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.5. | Методы бонитировки и экономической оценки почв и их сравнительная характеристика | Сам. работа | 3 | 6 | ПК-6 | Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2 |
2.6. | Экзамен | 3 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
См. Приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Вальков В.Ф., Казеев К.Ш., Колесников. | Почвоведение. : учебник для вузов | М.: Юрайт, 2012 | |
Л1.2 | Глинка К.Д. | Почвоведение: Учебник | ЭБС "Лань", 2014 | e.lanbook.com |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Вальков В. Ф., Казеев К. Ш., Колесников С. И. | Почвоведение: учеб. для вузов. | М.; Ростов н/Д : Издат. центр Март, 2004 | |
Л2.2 | Вальков В.Ф., Денисова Т.В., Казеев К Ш., Колесников С.И. | Плодородие почв: экологические, социальные и почвенно-генетические особенности: | Ростов-на-Дону:Изд-во Южного федерального университета, 2013 | biblioclub.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1. www.bookfi.org. | |||
Э2 | 2. www.catalog.sfu-kras.ru | |||
Э3 | 3. www.elibrary.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office, Open Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Интернет-архив цифровой библиотеки – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: https://archive.org/about/ Библиотека (цифровая) по биоразнообразию (растениям, животным) и другим разделам биологии – книги, монографии, журналы и т.д.: https://www.biodiversitylibrary.org Библиотека (цифровая) по различным областям биологии (статьи и др.). Свободный доступ. http://bcn.uprrp.edu/Lista/ListaB.html Электронная библиотека университета Оснабрюк Германия. Доступ к большинству позиций свободный. Имеются ссылки на большинство журналов по биологии.. http://rzblx1.uni-regensburg.de/ezeit/fl.phtml?bibid=UBOS&colors=7&lang=de¬ation=W Электронная библиотека (раздел – биология, доступ к большинству позиций свободный): https://openlibrary.org/ Цифровая библиотека – научная, методическая и учебная литература по различным разделам биологии свободный доступ: http://www.digitalbookindex.org/index.cgi Онлайн-библиотека биологической литературы. Доступ свободный. http://www.biolib.de/ BioOne Complete база данных полнотекстовых статей более чем 200 журналов по биологии, экологии и др.: http://www.bioone.org/ Онлайн-библиотека биологической литературы. Доступ свободный. http://www.biolib.de/ BioOne Complete база данных полнотекстовых статей более чем 200 журналов по биологии, экологии и др.: http://www.bioone.org/ Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU - это крупнейший российский информационно-аналитический портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 26 млн научных статей и публикаций, в том числе электронные версии более 5600 российских научно-технических журналов, из которых более 4800 журналов в открытом доступе: https://elibrary.ru/defaultx.asp База данных по статьям, журналам, книгам издательства JSTOR: https://www.jstor.org/ База данных издательства Springer по статьям, журналам, книгам, учебникам по всем разделам биологии: https://link.springer.com/ Правовая поддержка по всем направлениям природопользования и экологическому праву (кодексы, законы и другие материалы): http://www.consultant.ru/ Поиск электронных книг, публикаций, законов, ГОСТов на сайтах научных электронных библиотек. В поисковике отобраны лучшие библиотеки, в большинстве которых можно скачать материалы в полном объеме без регистрации. В список включены библиотеки иностранных университетов и научных организаций: http://tusearch.blogspot.com Открытая учебно-научная информационно-поисковая система на базе web-технологий, позволяющая накапливать материалы, систематизировать их в соответствии с внутренним рубрикатором и автоматически связывать новые поступающие документы с уже имеющейся базой http://www.nature.web.ru/ Научная и научно-популярная литература по всем отраслям биологии: http://scilib-biology.narod.ru/ Информационная система «Фундаментальные оценки состояния экосистем и экологического нормирования» http://ecograde.bio.msu.ru/ Сохранение степей России – тематический сайт, о сохранении, восстановлении и неразрушительном использовании степных экосистем и связанных с ними видов растений и животных http://savesteppe.org/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Приступая к изучению дисциплины, студент должен ознакомиться с содержанием рабочей программы дисциплины Плодородие почв. Дисциплина Плодородие почв включает несколько видов занятий, которые в совокупности обеспечивают её усвоение, это: лекции, лабораторные занятия, самостоятельную работу. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания о предмете «Плодородие почв». Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Лабораторные занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях, через формирование практических навыков работы с лабораторным оборудованием, предметами и материалами, с живыми объектами и фиксированными препаратами. В ходе занятий предусматривается проверка освоенности материала курса и компетенции в виде защиты лабораторной работы. Выполнение всех лабораторных работ является обязательным условием получения допуска к сдаче экзамена. При подготовке к лабораторному занятию студенту необходимо повторить лекционный материал по заданной теме; изучить теоретический материал, рекомендованный преподавателем, проработать соответствующие разделы практикума; продумать ответы на контрольные вопросы. Важным элементом обучения студента является самостоятельная работа. Задачами самостоятельной работы является приобретение навыков самостоятельной научно-исследовательской работы на основании анализа текстов литературных источников и применения различных методов исследования; выработка умения самостоятельно и критически подходить к изучаемому материалу. Работа с учебной и научной литературой является главной формой самостоятельной работы и необходима при подготовке к текущему контролю знаний или промежуточной аттестации. Она включает проработку лекционного материала, а также изучение рекомендованных источников и литературы по тематике лекций. При самостоятельном изучении теоретической темы студент, используя рекомендованные в РПД литературные источники и электронные ресурсы, должен ответить на контрольные вопросы или выполнить задания, предложенные преподавателем. Конспекты научной литературы (рефераты) при самостоятельной подготовке к занятиям должны быть выполнены также аккуратно, содержать ответы на каждый поставленный в теме вопрос, иметь ссылку на источник информации с обязательным указанием автора, названия и года издания используемой научной литературы. Конспект может быть опорным (содержать лишь основные ключевые позиции), но при этом позволяющим дать полный ответ по вопросу, но может быть и подробным. Объем конспекта определяется самим студентом. В процессе работы с учебной и научной литературой студент может: делать записи по ходу чтения в виде простого или развернутого плана (создавать перечень основных вопросов, рассмотренных в источнике); составлять тезисы (цитирование наиболее важных мест статьи или монографии, короткое изложение основных мыслей автора); готовить аннотации (краткое обобщение основных вопросов работы); создавать конспекты (развернутые тезисы). В течение семестра проводится текущий контроль знаний и промежуточная аттестация студентов. Текущий контроль осуществляется на каждом лабораторном занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме с целью проверки формирования компетенций, изложенных в ФОС. Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от промежуточной аттестации студента с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины или по итогам учета показателей балльно-рейтинговой системы. |