Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биохимия и молекулярная биология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биохим-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 49 | 49 | 49 | 49 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - дать современные представления о нарушениях обмена веществ в организме человека. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ПК-2 | способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные патологические состояния, связанные с нарушением обмена веществ в организме и современные лабораторные методы исследований, применяемые для их диагностики; - основные нарушения обмена веществ и клинические биохимические показатели, используемые для их диагностики, а также методы биохимических исследований и современное оборудование, используемые для исследований в области клинической биохимии. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - работать с биологическим материалом, эксплуатировать современное лабораторное оборудование и интерпретировать полученные данные; - самостоятельно планировать и выполнять исследования в области биохимии человека, характеризовать причины и последствия нарушений обмена веществ. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами клинической лабораторной диагностики и профилактики нарушений обмена веществ, научной терминологией при характеристике патологий обмена веществ; - компьютерными технологиями обработки и анализа полученных данных, приемами грамотного представления результатов исследований |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Нарушения углеводного обмена | ||||||
1.1. | Основные нарушения обмена углеводов. Гипер- и гипогликемия. Молекулярные нарушения, связанные с врожденной недостаточностью ферментов, участвующих в обмене углеводов. Сахарный диабет. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Определение глюкозы в крови | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Элементы норм и патологии углеводного питания. Проблема регулирования и ограничения потребления углеводов, имитация их вкуса. Сахарный диабет первого и второго типа: причины и последствия | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Нарушения липидного обмена | ||||||
2.1. | Нарушения переваривания и всасывания липидов. Основные нарушения липидного обмена: стеанорея, гиперлипопротеинемии, холестериозы. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Определение холестерина в сыворотке крови | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Диетическая коррекция нарушений липидного и липопротеидного обмена. Фармакологическая коррекция нарушений обмена липидов и липопротеидов. Нарушения обмена липидов и липопротеидов крови. Дислипопротеидемии. Типы гиперлипидемий Роль нарушения обмена липидов в механизмах возникновения атеросклероза. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Патологии азотистого обмена | ||||||
3.1. | Нарушения переваривания и всасывания белков. Молекулярные нарушения обмена аминокислот. | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Определение мочевины в крови и моче | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Полноценное белковое питание и следствия его нарушения. Нарушения обмена триптофана, метионина, цистеина, тирозина и рядя других аминокислот. Нарушение биосинтеза мочевины. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Нарушение обмена гемоглобина | ||||||
4.1. | Основные нарушения обмена гемоглобина: гемоглобинопатии, порфирии,билирубинемии | Лекции | 4 | 2 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Определение билирубина в сыворотке крови | Лабораторные | 4 | 4 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Билирубинемии, как результат нарушений извлечения билирубина из крови, его связывания и выделения при заболеваниях печени. | Сам. работа | 4 | 9 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Нарушение обмена пуриновых и пиримидиновых оснований | ||||||
5.1. | Определение мочевой кислоты в крови и моче | Лабораторные | 4 | 8 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Патологические состояния, связанные с нарушением обмена нуклеотидов. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-2 | Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Экзамен | 4 | 27 | ПК-2 | Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Висмонт Ф.И. | Патологическая физиология: | Минск:Вышэйшая школа, 2019 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560690 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Комов В.П. Шведова В.Н. | Биохимия: учебник для вузов | Дрофа, 2004 | 51 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://elibrary.ru | |||
Э2 | http://annualreviews.org | |||
Э3 | http://medline.ru | |||
Э4 | http://kirensky.krasn.ru/books/Book/Biochemistry/chapter_15.htm | |||
Э5 | http://kirensky.krasn.ru/books/Book/Table%20of%20contents.htm | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
314Л | лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка докладов и презентаций. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме, а также в форме тестирования. Выполнение индивидуальных заданий нацелено на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которые студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка задания предусматривает формирование навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Форма отчётности: доклад и презентация работы в мультимедийной программе. Оценивание выполнения индивидуальных заданий осуществляется по следующим критериям: 1.полнота раскрытия темы; 2.глубина и полнота анализа литературы; 3.наличие анализа, собственной авторской позиции; 4.использование современных литературных источников по проблеме; 5.структурированность презентации; 6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые задания и т.д. Примерные критерии оценки: -оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала; -оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности; -оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя; -оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине». |