МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Патологии обмена веществ

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и молекулярная биология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биохим-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 9
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
с. преп., Балабова

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Патологии обмена веществ

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015 г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - дать современные представления о нарушениях обмена веществ в организме человека.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью планировать и реализовывать профессиональные мероприятия (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные патологические состояния, связанные с нарушением обмена веществ в организме и современные лабораторные методы исследований, применяемые для их диагностики;
- основные нарушения обмена веществ и клинические биохимические показатели, используемые для их диагностики, а также методы биохимических исследований и современное оборудование, используемые для исследований в области клинической биохимии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать с биологическим материалом, эксплуатировать современное лабораторное оборудование и интерпретировать полученные данные;
- самостоятельно планировать и выполнять исследования в области биохимии человека, характеризовать причины и последствия нарушений обмена веществ.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами клинической лабораторной диагностики и профилактики нарушений обмена веществ, научной терминологией при характеристике патологий обмена веществ;
- компьютерными технологиями обработки и анализа полученных данных, приемами грамотного представления результатов исследований

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Нарушения углеводного обмена
1.1. Основные нарушения обмена углеводов. Гипер- и гипогликемия. Молекулярные нарушения, связанные с врожденной недостаточностью ферментов, участвующих в обмене углеводов. Сахарный диабет. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Определение глюкозы в крови Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Элементы норм и патологии углеводного питания. Проблема регулирования и ограничения потребления углеводов, имитация их вкуса. Сахарный диабет первого и второго типа: причины и последствия Сам. работа 4 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Нарушения липидного обмена
2.1. Нарушения переваривания и всасывания липидов. Основные нарушения липидного обмена: стеанорея, гиперлипопротеинемии, холестериозы. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Определение холестерина в сыворотке крови Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Диетическая коррекция нарушений липидного и липопротеидного обмена. Фармакологическая коррекция нарушений обмена липидов и липопротеидов. Нарушения обмена липидов и липопротеидов крови. Дислипопротеидемии. Типы гиперлипидемий Роль нарушения обмена липидов в механизмах возникновения атеросклероза. Сам. работа 4 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Патологии азотистого обмена
3.1. Нарушения переваривания и всасывания белков. Молекулярные нарушения обмена аминокислот. Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.2. Определение мочевины в крови и моче Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
3.3. Полноценное белковое питание и следствия его нарушения. Нарушения обмена триптофана, метионина, цистеина, тирозина и рядя других аминокислот. Нарушение биосинтеза мочевины. Сам. работа 4 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Нарушение обмена гемоглобина
4.1. Основные нарушения обмена гемоглобина: гемоглобинопатии, порфирии,билирубинемии Лекции 4 2 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.2. Определение билирубина в сыворотке крови Лабораторные 4 4 ПК-2 Л2.1, Л1.1
4.3. Билирубинемии, как результат нарушений извлечения билирубина из крови, его связывания и выделения при заболеваниях печени. Сам. работа 4 9 ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Нарушение обмена пуриновых и пиримидиновых оснований
5.1. Определение мочевой кислоты в крови и моче Лабораторные 4 8 ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.2. Патологические состояния, связанные с нарушением обмена нуклеотидов. Сам. работа 4 10 ПК-2 Л2.1, Л1.1
5.3. Экзамен 4 27 ПК-2 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Висмонт Ф.И. Патологическая физиология: Минск:Вышэйшая школа, 2019 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=560690
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комов В.П. Шведова В.Н. Биохимия: учебник для вузов Дрофа, 2004 51
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://elibrary.ru
Э2 http://annualreviews.org
Э3 http://medline.ru
Э4 http://kirensky.krasn.ru/books/Book/Biochemistry/chapter_15.htm
Э5 http://kirensky.krasn.ru/books/Book/Table%20of%20contents.htm
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, лабораторные занятия, самостоятельная работа студентов. Предполагаемые формы самостоятельной работы студентов: различные виды домашних заданий, подготовка к лабораторным занятиям, подготовка докладов и презентаций. Выполнение лабораторных работ является обязательным условием успешного освоения курса. Студенты должны выполнить все лабораторные работы, оформить письменные отчеты и сдать работы преподавателю.
Текущий контроль знаний осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме, а также в форме тестирования.
Выполнение индивидуальных заданий нацелено на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которые студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка задания предусматривает формирование навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы. Форма отчётности: доклад и презентация работы в мультимедийной программе.
Оценивание выполнения индивидуальных заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации;
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые задания и т.д.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».