МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в германскую филологию

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-3-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 36
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19,5
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 36 36 36 36
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
д.ф.н., доцент Осокина Светлана Анатольевна

Рабочая программа дисциплины
Введение в германскую филологию

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика(уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины «Введение в германскую филологию» являются: изучить объект германской филологии как самостоятельной научной и учебной дисциплины; изучить общие сведения о специфике германской группы языков и ряда других индоевропейских языков; дать представление о фонетике, морфологии и лексике германских языков на древнейшем этапе их развития, показав как их общие черты, так и ареальные особенности; рассмотреть социолингвистическую характеристику современных германских языков; подготовить студентов к более детальному и углубленному изучению германских языков и их истории; заложить основы теоретической подготовки студентов-германистов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.10

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-8 владением методикой подготовки к выполнению перевода, включая поиск информации в справочной, специальной литературе и компьютерных сетях
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.стандартные методики поиска, анализа и обработки материала исследования; критерии оценки качества исследования в своей предметной области
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать на практике стандартные методики поиска, анализа и обработки материала исследования; соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования на практике стандартных методик поиска, анализа и обработки материала исследования; соотносить новую информацию с уже имеющейся, логично и последовательно представлять результаты собственного исследования

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Германские языки в системе индоевропейской семьи языков. История древних германцев.
1.1. Германские языки в системе индоевропейской семьи языков. История древних германцев. Лекции 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.2. Общая праистория языков в рамках и.-е. языковой семьи. Краткая историческая характеристика германской языковой ветви.Первые сведения о древних германцах. Общественный строй, быт, верования. Великое переселение народов. Классификация древних германских племен и древних германских языков. Практические 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
1.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. История германской письменности. История германской филологии как науки.
2.1. История германской письменности. История германской филологии как науки. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.2. Представление германской письменности в хронологическом порядке. Сведения о руническом, латинском, готическом и т.д. письме. Процессы, влияющие на формирование письменности у древних германцев. Формирование и становление германской филологии в античный период, средние века, в эпоху Возрождения, в период формирования наций и национальностей на территории Европы (16-17вв.), в период с 18 по 21вв. Определения основных понятий в рамках науки. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
2.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Сравнительно—исторический метод и его дальнейшее развитие.
3.1. Сравнительно—исторический метод и его дальнейшее развитие. Лекции 1 2 Л2.1, Л1.1
3.2. Начало изучения германских языков в сопоставительном плане (16-17вв.). Возникновение сравнительно – исторического языкознания. Понятие родства языков и языка-основы. Основоположники срав.-истор. метода. Теория «родословного древа» А.Шлейхера. «Волновая» теория И. Шмидта. Дальнейшее развитие срав.-истор. метода: деятельность «младограмматиков»; работы Г. Пауля и А. Мейе; современные исследования по данной проблематике. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
3.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Фонологическая система в древних германских языках. Вокализм.
4.1. Фонологическая система в древних германских языках. Вокализм. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.2. Ударение. Краткая характеристика долгих и кратких гласных в др. герм. языках. Сдвиг гласных. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
4.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Фономорфологические явления в древних германских языках.
5.1. Фономорфологические явления в древних германских языках. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
5.2. Краткая характеристика понятий: аблаут, преломление, умлаут. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
5.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Консонантизм. Морфологическая система.
6.1. Консонантизм. Морфологическая система. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.2. Краткая характеристика согласных в древних германских языках. Первое передвижение согласных. Закон Вернера (исключения к закону Я.Гримма). Грамматические чередования по закону Вернера. Морфологическая структура слова в общеиндоевропейском языке. Общеиндоевропейские черты в системе германского имени и в системе германского глагола. Лексика. Слова общеиндоевропейской этимологии, слова общегерманской этимологии, заимствования из кельтских языков и латыни. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
6.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 6 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Современные германские языки и их распространение на земном шаре.
7.1. Современные германские языки и их распространение на земном шаре. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
7.2. Социолингвистическая типология современных германских языков по количеству носителей, с точки зрения будущего языка, его нормированности, социолингвитсической функции, пуризма. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
7.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Готский язык и его значение для германистики.
8.1. Готский язык и его значение для германистики. Лекции 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
8.2. Чтение и филологический анализ текстов на готском языке. Практические 1 2 ПК-8 Л2.1, Л1.1
8.3. Внеаудиторное чтение Сам. работа 1 4 ПК-8 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
см.приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Красухин К.Г. История английского языка и введение в германскую филологию: Краткий очерк: Учебно-методические пособия Издательство "ФЛИНТА", 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Арсеньева М.Г., Балашова С.Л., Берков В.П, Соловьева Л.Н. Введение в германскую филологию.: М. : Изд-во «ГИС», 1998
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.k2x2.info/uchebniki/istorija_germanii_tom_1_s_drevneishih_vremen_do_sozdanija_germanskoi_imperii/p4.php
Э2 http://www.lgroutes.com/history/The_Migration.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
history.wikireading.ru
history.de
www.ling/upenn.edu/~kurisuto/Germanic/language_resources/html
www.ling/upenn.edu/~kurisuto/Germanic/goth_wright_glossary.html

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

На лекциях студенты получают самые необходимые данные, во многом дополняющие учебники (или их заменяющие с последними достижениями науки).
Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Желательно запись осуществлять на одной странице, а следующую оставлять для проработки учебного материала самостоятельно в домашних условиях. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: "важно", "особо важно", "хорошо запомнить" и т.п. Целесообразно разработать собственную "маркографию" (значки, символы), сокращения слов.
Подготовка к практическим занятиям.
Приступая к подготовке темы практического занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его планом (по планам практических занятий), а также учебной программой по данной теме. Необходимо далее изучить соответствующие конспекты лекций и главы учебников, ознакомиться с дополнительной литературой, рекомендованной к этому занятию. Предлагается к наиболее важным и сложным вопросам темы составлять конспекты ответов. Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным категориям и понятиям, предложенным для запоминания к каждой теме семинаров.
Отвечать на тот или иной вопрос учащимся рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения, свободно оперировать научными понятиями и категориями.
Практические занятия преподаватель может проводить в различных формах: обсуждение вопросов темы, выполнение письменных работ, заслушивание докладов по отдельным вопросам и их обсуждение на занятии.
Практические занятия отражают последовательность изучения ряда разделов и ключевых тем в соответствии с программой. Также обсуждается ряд тем, предусмотренных для самостоятельного изучения.
Цель практических занятий – научить студентов: грамотно излагать проблемы, высказывать свои мысли и суждения, вести полемику, убеждать, доказывать; применять теоретические знания для решения практических задач в рамках дисциплины, т.е. уметь наблюдать, «видеть», сравнивать, сопоставлять, классифицировать отдельные языковые явления или группы явлений в изолированном виде или небольшом контексте, что, собственно, формирует учебно–познавательную способность, обеспечивающую успешное усвоение других смежных дисциплин.
В список основной и дополнительной литературы включены учебники и наглядные пособия, рекомендованные для использования студентами при подготовке к каждому семинару по теме и имеющиеся в наличии в фондах электронной библиотеки АлтГУ.
Формой итогового контроля является зачет.
Практические занятия по дисциплине включают 4 тематических раздела.
Первый раздел включает вопросы, раскрывающие общую праисторию германской языковой ветви и языков и.-е. семьи. Обсуждению предусмотрены вопросы об истории древних германцев и истории германской письменности.
Второй раздел посвящен проблемам становления германской филологии как науки, освещаются положения сравнительно–исторического метода, на основе которого были установлены языковые особенности древних германских языков, определяющие их своеобразие относительно других индоевропейских языков.
Третий раздел содержит вопросы, касающиеся характерных особенностей фонологической, морфологической систем древних германских языков. Краткому лингвистическому анализу предлагаются отрывки из текста на готском языке.
Четвертый раздел включает вопросы, связанные с социолингвистической типологией современных германских языков.
План – образец практического занятия по дисциплине
Тема: Особенности древнегерманского вокализма
1. Ударение в древних германских языках.
2. Вокализм: характеристика а) кратких гласных; б) долгих гласных.
3. и.-е. ē в древних германских языках.
Примерный перечень тем рефератов, написание которых планируется при самостоятельном изучении учебного материала
• История письменности древних германских племен
• Источники наших сведений о древних германцах (Исследования современных названий городов Европы, которые сохранили свидетельства истории древних германцев).
• Эпоха викингов в истории скандинавских народов.