МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра лингвистики, перевода и иностранных языков
Направление подготовки45.03.02. Лингвистика
ПрофильПеревод и переводоведение
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план45_03_02_ПиП-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 60
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 6 6 6 6
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 60 60 60 60
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна

Рецензент(ы):
к.ф.н., доцент Дьяченко Ирина Николаевна

Рабочая программа дисциплины
Введение в профессию (адаптивная дисциплина для лиц с ограниченными возможностями здоровья)

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 г. №940)

составлена на основании учебного плана:
45.03.02 Лингвистика
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра лингвистики, перевода и иностранных языков

Протокол от 20.05.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ф.н., доцент Саланина Ольга Сергеевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, научить проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: ФТД.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 готовностью к работе в коллективе, социальному взаимодействию на основе принятых моральных и правовых норм, проявлять уважение к людям, нести ответственность за поддержание доверительных партнерских отношений
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности взаимодействия человека и общества; особенности партнерства как искусства построения взаимоотношения в коллективе, в том числе профессиональном.
3.2.Уметь:
3.2.1.анализировать поставленные задачи, формулировать средства достижения цели, выбрать метод решения проблемы, устанавливать влияние различных факторов на выполнение поставленной задачи; уверенно ориентироваться в структуре учебного заведения
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.способами установления и поддержания взаимодействия между субъектами профессионального общения; высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Структура университета.
1.1. Алтайский государственный университет. Устав университета. Организационная структура: ректорат, институты, кафедры, кабинеты, лаборатории, библиотека. Научно-исследовательские подразделения.Международные связи университета. Сайт университета. Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
1.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 10 ОК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Организация учебного процесса.
2.1. Учебный план направления «Лингвистика». Дисциплины по выбору. Виды учебных занятий: лекционные, семинарские, практические, лабораторные, консультации, курсовые и дипломные работы. Зачеты, экзамены, защита выпускных квалификационных работ. Студенческие олимпиады по учебным дисциплинам.Бюджет времени студентов и его планирование. Самоконтроль. Физическое воспитание и спорт. Средства информации. Контроль текущей успеваемости. Организация практик Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
2.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 8 ОК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Научно-исследовательская работа студентов.
3.1. Система организации научно-исследовательской работы студента (НИРС). Формы участия студентов в научных исследованиях. Лекции 1 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Значение научной информации
4.1. Роль библиотеки. Методы работы с книгой. Справочный аппарат библиотеки. Электронный каталог. Библиографический поиск в учебной и научной работе студента. Оформление письменной работы. Практические 1 1 ОК-4 Л1.1, Л2.1
4.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 10 ОК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Профессиональная характеристика лингвиста.
5.1. История профессии. Социальная значимость профессии в обществе. Массовость и уникальность профессии. Профессиональные общества лингвистов в России. Пути профессионального совершенствования лингвиста Практические 1 1 ОК-4 Л1.1, Л2.1
5.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 10 ОК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Знакомство с сайтом университета – извлечение значимой для студента. Знакомство с кафедрой германского языкознания и иностранных языков АлтГУ. Определение куратора. Обсуждение с преподавателями кафедры возможности участия в научно-исследовательской работе. Выбор направления лингвистики, интересующего студента с точки зрения научного исследования
6.1. Работа с информационными ресурсами Практические 1 1 ОК-4 Л1.1, Л2.1
6.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 6 ОК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Работа с электронными каталогами учебной и научной литературы библиотеки Алтайского государственного университета. Регистрация в ЭБС АлтГУ. Специфика поиска необходимой информации в ЭБС АлтГУ
7.1. Работа с информационными ресурсами Практические 1 1 ОК-4 Л1.1, Л2.1
7.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 6 ОК-4 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Лингвистическая терминология. Этапы развития лингвистической терминологии. Словари лингвистических терминов и лингвистические энциклопедии.Методология лингвистики. Основные методы лингвистических исследований: общенаучные, общие и частные.
8.1. Работа со словарями и справочной литературой Практические 1 2 ОК-4 Л1.1, Л2.1
8.2. Индивидуальные задания Сам. работа 1 10 ОК-4 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1 Какова организационная структура университета?
2 Какую информацию вы можете получить на сайте университета?
3 С какими видами учебных занятий вы знакомы? Чем они отличаются друг от друга?
4 Каким образом осуществляется контроль текущей успеваемости в университете?
5.Что такое научное исследование?
6 Каким образом организована научно-исследовательская работа студентов на кафедре?
7 Что такое электронный библиотечный каталог?
8 Каким образом осуществляется библиографический поиск?
9 Какова история профессии лингвиста?
10 Какова социальная значимость выбранной вами профессии в обществе?
11 Какие прикладные направления лингвистики вы знаете?
12 Какие качества необходимо иметь лингвисту?
13 Что такое профессиональное сообщество?
14 Какие профессиональные объединения лингвистов существуют в России?
15. Какие лингвистические методы используются в научно-исследовательской работе?
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Реферат на тему «Основные прикладные направления лингвистики»
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 А.М. Камчатнов, Н.А. Николина Введение в языкознание: учеб. пособие М. // ЭБС «Лань», 2012, 2016 e.lanbook.com
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Хромов С.С. Общее языкознание: лекции. : М.: Изд. Центр ЕАОИ. ЭБС «Университетская библиотека online»., 2011 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=90653
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Иностранные языки и лингвистика http ://links-guide.ru/ sprachen/index-ru. Html
Э2 Лекции по теории языка destructioen.narod.ru
Э3 Лингвистика онлайн bop.unibe.ch
Э4 Лингвистика или языкознание www.lmksguide.ru
Э5 О языках, языкознании, языковедах homepages.tversu.ru
Э6 Русский филологический портал www.philology.ru
Э7 Статьи по языкознанию и филологии www.philology.ru
Э8 Словарь Мультитран www.multitran.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Словарь Мультитран www.multitran.ru
Научная электронная библиотека (НЭБ). Режим доступа [http://www.elibrary.ru].
Национальный цифровой ресурс Руконт. Режим доступа [http://www.rucont.ru/].
ЭБС "Университетская библиотека online". Режим доступа [http://elibrary.asu.ru/]

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
513Д лаборатория "Лингафонный кабинет фмкфип"- учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 20 посадочных мест; рабочее место преподавателя; интерактивная доска в комплекте; рабочее место преподавателя в комплекте (стол, ПК, гарнитура); 20 рабочих мест студента в комплекте (стол, гарнитура, цифровой пульт); специализированное коммутационное устройство «Норд Ц» в комплекте; компьютер: модель Инв. №0160604664 - 1 единица; проектор: марка SMART модель UF70 - 1 единица; интерактивная доска: марка SmartBoard модель SB480iv3 - 1 единица; монитор: марка ViewSonic модель VA1948M-LED - 1 единица; микросистема преподавателя Panasonic SA-PM07; учебно-наглядные пособия, карты
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Введение в профессию» состоит из 6 часов лекций, 6 часов практических занятий, 12 часов контактной работы и 60 часов самостоятельной работы.

Лекция – это устное изложение информации, выстроенное по строго определенной логической структуре, подчиненной задаче максимально глубоко и понятно раскрыть заданную тематику. Основное предназначение лекции: помощь в освоении фундаментальных аспектов; упрощение процесса понимания научно-популярных проблем; распространение сведений о новых достижениях современной науки.
Практическое занятие – это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами по заданию и под руководством преподавателя одной или нескольких практических работ.
Контактная работа студентов с преподавателем может быть как аудиторной, так и внеаудиторной. Аудиторная контактная работа преподавателя со студентом - это работа студентов по освоению образовательной программы, выполняемая в учебных помещениях образовательной организации (аудиториях, лабораториях, компьютерных классах и т.д.) при непосредственном участии преподавателя, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий. Внеаудиторная контактная работа студентов с преподавателем - это работа студентов по освоению образовательной программы вне сетки расписания аудиторных занятий (выполнение контрольных и курсовых работ, курсовых проектов и т.п.), и в случае, когда взаимодействие студентов и преподавателя друг с другом происходит на расстоянии и реализуется средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивное общение.

Работа с рекомендованной литературой. При работе с основной и дополнительной литературой целесообразно придерживаться такой последовательности. Сначала прочитать весь заданный текст в быстром темпе. Цель такого чтения заключается в том, чтобы создать общее представление об изучаемом материале, понять общий смысл прочитанного. Затем прочитать вторично, более медленно, чтобы в ходе чтения понять и запомнить смысл каждой фразы, каждого положения и вопроса в целом. Чтение приносит пользу и становится продуктивным, когда сопровождается записями. Это может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План – это схема прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность материала. Конспект – это систематизированное, логичное изложение материала источника. Различаются четыре типа конспектов: - план-конспект – это развернутый детализированный план, в котором по наиболее сложным вопросам даются подробные пояснения, - текстуальный конспект – это воспроизведение наиболее важных положений и фактов источника, - свободный конспект – это четко и кратко изложенные основные положения в результате глубокого изучения материала, могут присутствовать выписки, цитаты, тезисы; часть материала может быть представлена планом, - тематический конспект – составляется на основе изучения ряда источников и дает ответ по изучаемому вопросу. В процессе изучения материала источника и составления конспекта нужно обязательно применять различные выделения, подзаголовки, создавая блочную структуру конспекта. Это делает конспект легко воспринимаемым и удобным для работы.
Подготовка реферата. Реферат представляет письменный материал по определённой теме, в котором собрана информация из одного или нескольких источников. В нем в обобщенном виде представляется материал на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников. Рефераты могут являться изложением содержания какой-либо научной работы, статьи и т.п. Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А4. Поля по 2 см; интервал одинарный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине. Стандартный титульный лист студент получает на кафедре. Реферат должен содержать Введение (актуальность темы, ее практическая значимость), содержания, Заключения (основные выводы). Каждая глава должна начинаться с нового листа.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Преподаватель дает студентам задания, связанные с изучаемыми темами, в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. В качестве самостоятельной работы предполагается посещение организуемых в рамках курса мероприятий, изучение учебных пособий, работа со справочной литературой, поиск и анализ информации в сети Интернет, работа с электронными каталогами, подготовка презентаций PowerPoint, написание реферата.