Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.03.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 12 ЗЕТ |
Учебный план | 05_03_06_ЭиП-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 15 | 14 | |||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лабораторные | 44 | 44 | 88 | 88 | 44 | 44 | 176 | 176 |
Сам. работа | 100 | 100 | 92 | 92 | 64 | 64 | 256 | 256 |
Итого | 144 | 144 | 180 | 180 | 108 | 108 | 432 | 432 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - закрепление теоретических знаний полученных студентами в течение предыдущих лет обучения, углубление теоретической подготовки и приобретение ими практических навыков и умений для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ОПК-2 | владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации |
ПК-15 | владением знаниями о теоретических основах биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - теоретические основы экологии и природопользования - принципы анализа современных динамических процессов в природе - теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов - закономерности приспособления живых организмов к условиям среды |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - использовать знания фундаментальных разделов физики, химии и биологии для решения экологических проблем - отбирать и анализировать биологические пробы, идентифицировать и описывать биологическое разнообразие - оценивать экологическое состояния животных и растений - подбирать методы для оценки экологического состояния животных, растений |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - методами полевых и лабораторных экологических исследований - навыками оценки состояния экосистем и современными методами количественной обработки информации - методами сбора материала и его количественной обработки - современными методами анализа влияния хозяйственной деятельности человека на живые системы |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Оценка экологического состояния воздушной среды | ||||||
1.1. | Физико-химические методы оценки качества воздушной среды | Лабораторные | 6 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3 |
1.2. | Биологические методы оценки качества воздушной среды | Лабораторные | 6 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3 |
1.3. | Определение степени загрязнения атмосферного воздуха по физико-химическим характеристикам снега | Лабораторные | 6 | 16 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л2.3 |
1.4. | Комплексная оценка качества атмосферы промышленного предприятия и города | Лабораторные | 6 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3 |
1.5. | Экологическое состояние воздушной среды. Факторы влияющие на экологическое состояние воздушной среды. Методы оценки качества атмосферного воздуха | Сам. работа | 6 | 100 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3 |
Раздел 2. Оценка экологического состояния водной среды | ||||||
2.1. | Определение органолептических показателей | Лабораторные | 7 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.3 |
2.2. | Определение обобщенных показателей | Лабораторные | 7 | 14 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.3, Л1.3 |
2.3. | Определение неорганических веществ | Лабораторные | 7 | 16 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.3 |
2.4. | Определение микробиологических показателей | Лабораторные | 7 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л2.1, Л1.3 |
2.5. | Отбор, храниение, транспортировка проб | Сам. работа | 7 | 10 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.3 |
2.6. | Санитарно-гигиеническое состояние водных обьектов | Сам. работа | 7 | 18 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3 |
Раздел 3. Методы анализа почв | ||||||
3.1. | Отбор, храниение, транспортировка проб | Сам. работа | 7 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.3 |
3.2. | Морфология почв | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.4 |
3.3. | Физические свойства почв | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.4 |
3.4. | Физико-химические свойства почв | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.4 |
3.5. | Химические свойства почв | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.4 |
3.6. | Биологическая активность почв | Лабораторные | 7 | 8 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.4 |
3.7. | Биотестирование загрязненных почв | Лабораторные | 7 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л1.5, Л2.3, Л1.4 |
3.8. | Физические свойства почв. Экологическое состояние почвенного покрова. Загрязнение сельскохозяйственных угодий | Сам. работа | 7 | 44 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3 |
Раздел 4. Влияние неблагоприятных факторов среды на живой организм | ||||||
4.1. | Вода как экологический фактор | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.9 |
4.2. | Температура как экологический фактор | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.9 |
4.3. | Свет как экологический фактор | Лабораторные | 8 | 6 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.9 |
4.4. | Устойчивость растений к засолению почв. Кислотоустойчивость | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.9 |
4.5. | Влияние тяжелых металлов на жизнедеятельность организмов | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.9 |
4.6. | Стресс. Основные стрессоры. Адаптация живых организмов к основным стрессорам | Сам. работа | 8 | 24 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.2, Л1.5, Л2.3, Л1.9 |
Раздел 5. Оценка состояния здоровья человека | ||||||
5.1. | Определение и оценка антропометрических показателей | Лабораторные | 8 | 3 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.6, Л1.7, Л2.4 |
5.2. | Определение и оценка показателей сердечно-сосудистой системы | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л1.7, Л2.4 |
5.3. | Определение и оценка показателей дыхательной системы | Лабораторные | 8 | 4 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л2.4 |
5.4. | Определение и оценка показателей обмена веществ. Питание | Лабораторные | 8 | 2 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л2.5, Л1.7, Л2.4 |
5.5. | Критерии оценки здоровья человека. | Сам. работа | 8 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л1.1, Л3.1, Л2.3, Л1.7, Л2.4 |
Раздел 6. Общественное здоровье | ||||||
6.1. | Демография. Абсолютные и относительные величины, их значение и виды | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.3, Л1.8, Л2.7, Л1.2, Л1.6 |
6.2. | Медицинская демография. Детская и перинатальная смертность | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.3, Л1.8, Л2.7, Л1.2, Л1.6 |
6.3. | Физическое развитие. Средние величины. Оценка достоверности средних величин | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.3, Л1.8, Л2.7, Л1.2, Л1.6 |
6.4. | Метод стандартизации в исследованиях по изучению популяционного здоровья | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.3, Л1.8, Л2.7, Л1.2, Л1.6 |
6.5. | Заболеваемость населения | Лабораторные | 8 | 1 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.3, Л1.8, Л2.7, Л1.2, Л1.6 |
6.6. | Общественное здоровья, методы его изучения и оценки. Факторы, формирующие здоровье населения | Сам. работа | 8 | 20 | ОПК-2, ПК-15 | Л3.1, Л2.3, Л1.8, Л2.7, Л1.2, Л1.6 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Ноздрачев А.Д. | Большой практикум по физиологии человека и животных: учеб. пособие | М. : Академия, 2007 | 33 |
Л1.2 | Медик В.А. | Общественное здоровье и здравоохранение: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л1.3 | Бобина И. В., Соколова Г.Г., Шарлавева Е. А. | Большой практикум по экологии Ч. 1 Экологический мониторинг воды: учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л1.4 | Бобина И. В, Соколова Г. Г., Шарлаева Е. А. | Большой практикум по экологии Ч. 2. Экологический мониторинг состояния почв: Учебное пособие | АлтГУ, 2018 | elibrary.asu.ru |
Л1.5 | Федорова А. И., Никольская А. Н. | Практикум по экологии и охране окружающей среды: учебное пособие для вузов | М. : Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2003 | |
Л1.6 | Медик В.А. | Общественное здоровье и здравоохранение : руководство к практическим: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2018 | www.studentlibrary.ru |
Л1.7 | Сапего А. В. | Практикум по физиологии человека: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Кемеровский государственный университет, 2012 | biblioclub.ru |
Л1.8 | Медик В.А., Лисицин В.И., Прохорова А.В. | Общественное здоровье и здравоохранение: практикум: учебное пособие | ГЭОТАР-Медиа, 2012 | www.studentlibrary.ru |
Л1.9 | О. В. Бычкова, Е. А. Шарлаева | Практикум по экологии. Оценка устойчивости растений: учеб. пособие | [ИП Колмогоров И. А.], 2015 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А., Беккер В.Н. | Практикум по экологии: Учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005 | |
Л2.2 | Соколова Г.Г., Шарлаева Е.А. | Практикум по биоиндикации экологического состояния окружающей среды: Учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2006 | |
Л2.3 | Ашихмина Т. Я. | Экологический мониторинг: учебное пособие для вузов | М.: Альма Матер, 2008 | |
Л2.4 | Хотунцев Ю. Л., Гребинюк Н. А. | Практикум по экологии человека для студентов при подготовке учителей технологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Издательство «Прометей», 2015 | biblioclub.ru |
Л2.5 | Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А.- М. | Физиология человека и животных в 3 т. Т. 3 мышцы, дыхание, выделение, пищеварение, питание: Учебник и практикум | Юрайт, 2017 | www.biblio-online.ru |
Л2.6 | Сергеев И.Ю., Дубынин В.А., Каменский А.А. | ФИЗИОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ В 3 Т. Т. 3 МЫШЦЫ, ДЫХАНИЕ, ВЫДЕЛЕНИЕ, ПИЩЕВАРЕНИЕ, ПИТАНИЕ. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
Л2.7 | Щепин О.П., Медик В.А. | Общественное здоровье и здравоохранение: учебник | ГЭОТАР-Медиа, 2012 | www.studentlibrary.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Бобина И.В., Соколова Г.Г. | Практикум по экологии человека: учебное пособие | Барнаул: Изд-во Алтайского ун-та, 2010 | 45 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http: // www. lib.asu.ru | |||
Э2 | http: // www.biblioclub.ru | |||
Э3 | http: // www.ecolife.ru | |||
Э4 | http:// ecology-portal.ru | |||
Э5 | http://elibrary.ru | |||
Э6 | http://e.lanbook.com/ | |||
Э7 | Курс в Moodle "Экология" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др. Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
201Л | лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Правила оформления реферата. Объем реферата должен составлять до 15 страниц машинописного текста и обязательно включать: • Титульный лист (образец) • Содержание • Введение. Введение отражает осознание автором актуальности темы в современное время и различные направления работы современного научного общества по теме исследования с перечислением авторов • Основная часть реферата. Все главы работы должны быть логично взаимосвязаны. Все параграфы и подразделы работы должны быть подчинены главному направлению темы, органически связаны между собой и являться логическим продолжением один другого. Вместе с тем, каждая глава должна носить самостоятельный законченный характер. • Заключение. Все задачи, поставленные во введении должны найти отражение в заключении • Библиографический список (не менее 5 источников) включает в себя нормативно-правовые акты, специальную научную и учебную литературу, другие использованные материалы, и должен быть организован в соответствии с едиными требованиями библиографического описания произведений печати. При необходимости (по желанию студента) материал может содержать рисунки, таблицы. Реферат сдается студентом в назначенный преподавателем срок. При выставлении оценки за выполненный студентом реферат учитывается полнота раскрытия проблемы, сложность и доступность изложения, современная оценка проблемы, соответствие материала всем указанным пунктам плана, объем и количество использованной литературы, правильность оформления. 2. Подготовка к выступлениям с докладами, сообщениями на занятиях. Доклад – содержательно подготовленный устный научный текст, как правило, опирающийся на написанные реферат (даже в случаях, когда докладчик не обращается к тексту при выступлении), обладающий четкой композиционной и жанровой оформленностью, а также характерными чертами устной научной речи. Цель доклада – не только сообщить определенную информацию, но и, обеспечив активное логическое мышление слушателей, добиться ее усвоения. Правила подготовки доклада Подготовка доклада делается парами. К докладу должна быть сделана презентация (ppt или pdf) и электронный конспект доклада. Конспект должен содержать название доклада и имена докладчиков. Сам доклад должен длиться не более 15 минут. После его окончания проводится дискуссия с аудиторией. При подготовки доклада необходимо учитывать следующие правила: - понимание материала: вы должны полностью понимать то, что говорите. - знание искусства выступлений: обязательно прочесть классические руководства: - идеальные источники: не ограничивайтесь предложенными источниками, найдите наиболее подходящие и удобные для вас материалы. - одобрение преподавателя: предварительная версия электронного конспекта доклада и слайды должны быть согласованы с преподавателем за несколько дней до выступления. - пробное выступление: при подготовке доклада необходимо сделать пробное выступление (например, друг перед другом, если доклад готовится вдвоем). 3. Подготовка учебных презентаций и видеофильмов. Учебная презентация - форма представления учебного материала в программе Microsoft Power Point. Презентация - это не просто конспект определенной темы из учебника, это творческое изложение материала, представление реферата или доклада по определенной теме. Правила оформления учебных презентаций Объем презентации должен составлять от 15 до 25 слайдов и обязательно включать: титульный лист; план; введение; содержание; заключение; список литературы (не менее 5 источников) и ссылки на источники из Интернета. Защита презентации происходит на одном из занятий. В течение 5 минут студент демонстрирует и рассказывает содержание работы по презентации. Методические указания по подготовке учебных презентаций указаны электронном учебном пособии: Ваганов А.В. Подготовка и создание презентаций по практическим курсам «Информационные технологии в биологии и экологии [электронный доступ] http://ssbg.asu.ru/down-vaganov/didakt_mat/Praesento_Vaganov_A.V._2012.pdf http://ssbg.asu.ru/praesento.html При выставлении оценки за выполненный студентом доклад и подготовленную презентацию учитывается полнота раскрытия проблемы, доступность изложения, научность представленных материалов, современная оценка проблемы, соответствие материала всем указанным пунктам плана, объем и количество использованной литературы, правильность оформления и эстетичность представленной презентации. 4. Коллоквиум сдается индивидуально каждым студентом, проходит в устной форме в виде диалога между преподавателем и студентом. Преподаватель заранее выдает список вопросов и перечень необходимой литературы для успешной сдачи коллоквиума. 5. Защита лабораторных работ После выполнения лабораторная работа подлежит сдаче (защите работы) преподавателю. Защита проходит каждым студентом индивидуально. При оценке выполнения лабораторной работы учитывается: - правильность и аккуратность выполнения, наличие анализа результатов, грамотного вывода по работе; - знание теоретического материала по выполненной работе и методики выполнения; - степень самостоятельности в выполнении работы. Форма отчета: сдача (защита) лабораторных работ 6. Тестирование проводится на платформе Единого образовательного портала Алтайского государственного университета «Moodle» http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1648 На тестирование отводится 20 минут. Каждый вариант тестовых заданий включает 20 вопросов. За каждый правильно отвеченный вопрос дается 1 балл. Перевод в бально-рейтинговую оценку представлен выше. |