МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 28
самостоятельная работа 44
Виды контроля по семестрам
зачеты: 8

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 4 (8) Итого
Недель 14
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Лабораторные 16 16 16 16
Сам. работа 44 44 44 44
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина И.В.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Нормирование и снижение загрязнения окружающей среды

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование у студентов системных представлений о теоретических и методических основах экологического нормирования и развития навыков разработки экологических нормативов и оценок устойчивости природных систем

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-6 владением знаниями основ природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды.
ОПК-8 знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности
ПК-17 способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- принципы функционирования компонентов системы экологического нормирования;
- механизмы устойчивости природных систем;
- значение базовых понятий и категорий экологического нормирования;
- структуру и принципы экологического нормирования РФ и иметь представление о зарубежном опыте экологического нормирования;
- оценивать влияние вредных воздействий на окружающую среду и рассчитывать показатели качества компонентов среды;
- работать с критериями установки предельно допустимых воздействий на экосистему.
3.2.Уметь:
3.2.1.- использовать навыки обоснования пределов устойчивости природных систем и их ассимиляционных;
- составлять комплексы документации по нормированию антропогенного воздействия для хозяйствующих субъектов;
- оценивать влияние вредных воздействий на окружающую среду и рассчитывать показатели качества компонентов среды;
- работать с критериями установки предельно допустимых воздействий на экосистему;
- обосновывать и находить пути решения региональных проблем нормирования качества окружающей среды;
- обосновывать и находить пути решения глобальных проблем нормирования качества окружающей среды.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами прогнозирования загрязнения окружающей среды с использованием санитарно-гигиенических нормативов;
- методами оценки состояния природных систем и ее компонентов в конкретных практических ситуациях на локальном, региональном и глобальном уровнях;
- разрабатывать сценарии развития (прогнозирование) состояния природных систем с учетом объема и качества антропогенного воздействия;
- проводить сравнительный анализ и сопоставление подходов к разработке экологических нормативов;
- навыками использования знаний в области экологического нормирования при решении региональных проблем;
- навыками использования знаний в области экологического нормирования при решении региональных проблем.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в экологическое нормирование
1.1. Введение в экологическое нормирование Лекции 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
1.2. Экологическое обоснование хозяйственной деятельности. оценка воздействия на окружающую среду, этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 2. Государственная система экологического нормирования
2.1. Система экологического нормирования Лекции 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.2. Санитарно-гигиеническое нормирование качества атмосферного воздуха Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
2.3. Направления нормирования и виды экологических нормативов. Санитарно-гигиеническое нормирование в России. Измерение экологических нагрузок и установление их предельных значений. отечественный и зарубежный опыт создания экологических нормативов. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 3. Правовые основы экологического нормирования и стандартизации
3.1. Экологическое нормирование и стандартизация Лекции 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
3.2. Развитие стандартизации в России. Техническое регулирование и стандартизация. экологическая стандартизация. Стандарты экологического менеджмента ISO 14000. Российские стандарты экологического менеджмента окружающей среды. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 4. Теоретические основы нормирования техногенных нагрузок
4.1. Основы нормирования техногенных нагрузок Лекции 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
4.2. Санитарно-гигиенические принципы нормирования токсических воздействий. Методы оценки опасности веществ (оценка опасности веществ-ксенобиотиков, классификация веществ по степени опасности, комбинированное и комплексное воздействие химических веществ на организм), механизмы устойчивости природных систем к техногенным нагрузкая Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 5. Экологическое нормирование воздействий на атмосферу
5.1. Экологическое нормирование воздействий на атмосферу Лекции 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.2. Расчет загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от стационарных источников Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.3. Расчет загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от предвижных источников Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.4. Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу в результате сгорания на полигонах твердых бытовых отходов и размера предъявляемого иска Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
5.5. показатели загрязненности атмосферы вредными веществами. Потенциал загрязнения атмосферы. Оценки уровня загрязнения атмосферы комплексом примесей. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу. Установление лимитов временносогласованных выбросов. Санитарно-защитные зоны предприятий. регулирование выбросов при неблагоприятных метеоусловиях. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 6. Экологическое нормирование в сфере водопользования
6.1. Экологическое нормирование в сфере водопользования Лекции 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.2. Условия выпуска сточных вод в водоемы Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.3. Оценка качества воды Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.4. Разбавление сточных вод, поступающих в водоем Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.5. Определение степени очистки сточных вод перед сбросом их в водоемы и расчет нормативно допустимых сбросов (НДС) Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.6. Расчет платы за сброс загрязняющих веществ в водный объект Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л1.2
6.7. Виды техногенных нагрузок на поверхностную и подземную гидросферу. Оценка качества воды. Оценки состояния донных отложений рек и водоемов. Разработка нормативов допустимого воздействия на водные объекты. Нормирование качества водоемов и водостоков. Рассчет допустимых сбросов сточных вод в водные объекты. регламентация приема сточных вод в систему канализации. Нормирование потребления и отведения воды на предприятии. нормирование воздействий на подземную гидросферу. Водоохранные зоны водных объектов и зоны санитарной охраны. Общие и специальные мероприятия по охране подземной гидросферы от загрязнения. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 7. Экологическое нормирование в сфере землепользования
7.1. Экологическое нормирование в сфере землепользования Лекции 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.2. Гигиеническая оценка почв, используемых для выращивания сельскохозяйственных растений Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.3. Оценка уровня химического загрязнения почв Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
7.4. Расчет платы за ущерб от загрязнения земель Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2
7.5. Критерии оценки состояния почв и земель. Оценка степени загрязненности почв химическими веществами. Виды Землепользования. Показатели устойчивости почв на основе концепции критических нагрузок. Индивидуальные нормативы качества почв и земель. Сам. работа 8 6 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 8. Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами
8.1. Экологическое нормирование в сфере обращения с отходами Лекции 8 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
8.2. Определение класса опасности отходов на основании степени опасности компонентов отходов для различных природных сред. Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
8.3. Расчет нормативов образования отходов и лимитов на их размещение Лабораторные 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
8.4. Расчет платы за размещение отходов производства Лабораторные 8 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
8.5. Процедуры управления отходами. Проекты нормативов образования отходов и лимиты их размещения. Критерии опасности отходов и категоризация предприятий Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 9. Экологическое нормирование и деятельность промышленных предприятий
9.1. экологическое нормирование Лекции 8 1 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
9.2. Разработка экологических нормативов и контроль за их соблюдением на предприятиях. Экологический учет и отчетность. Сам. работа 8 4 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2
Раздел 10. Экономические аспекты экологического нормирования
10.1. Экономические аспекты экологического нормирования Лекции 8 2 ОПК-6, ОПК-8, ПК-17 Л2.1, Л2.3, Л1.1, Л2.2, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Редина М.М., Хаустов А.П. Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды: учебник для бакалавров Юрайт, 2015
Л1.2 Кукин П,П., Колесников Е.Ю., Колесникова Т.М. Оценка воздействия на окружающую среду. экспертиза безопасности: учебник и практикум Юрайт, 2016
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ларионов Н.М., Рябышенков А.С. Промышленная экология: учеб. для бакалавров М.: Юрайт, 2012
Л2.2 Харламова М.Д. Твердые отходы: технологии утилизации, методы контроля, мониторинг: учебное пособие Юрайт, 2018 urait.ru
Л2.3 Ларионов Н. М., Рябышенков А. С. Промышленная экология: Учебник и практикум для академического бакалавриата ЮРАЙТ, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ КУРСА

Содержание дисциплины распределяется между лекционной и практической частями на основе принципов фундаментальности и интегрированности. Освоение предмета включает также подготовку докладов и рефератов. В лекционном курсе главное место отводится общетеоретическим основам генетики. Практические и семинарские занятия не дублируют лекции, а содержат материал, позволяющий развить у студентов логику генетического мышления, использовать теоретические знания в решении генетических задач. Доклады и рефераты предполагают обязательное привлечение и самостоятельную проработку дополнительной литературы, что, несомненно, расширяет и углубляет фундаментальные знания дисциплины и позволяет быть в курсе современных научных открытий в отдельных областях генетики.
Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется в устной (коллоквиумы, доклады) и письменной форме (контрольные работы). Проведение письменных индивидуальных работ дисциплинирует студентов, дает основание преподавателю для объективной оценки знаний и, кроме того, позволяет самому студенту определить уровень собственной подготовки по предметам.
Дисциплина завершается устным экзаменом, на котором проверяется усвоение теоретического материала и способность студентов решать генетические задачи. Билет содержит 2 вопроса из разных разделов курса и одну генетическую задачу. При определении итоговой оценки учитываются результаты сдачи коллоквиумов, контрольных работ и рефератов, о чем студенты предупреждаются заранее перед началом курса.