МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Геология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.03.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный план05_03_06_ЭиП-4-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 9
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (2) Итого
Недель 19
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 16 16 16 16
Лабораторные 20 20 20 20
Сам. работа 9 9 9 9
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
доцент, к.с.-х.н., Овцинов В.И.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН , Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Геология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.03.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №998)

составлена на основании учебного плана:
05.03.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - формирование представлений и знаний о происхождении, строении и составе Земли, о геологических процессах и их влиянии на почвы и живые организмы

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 владением базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; методами химического анализа, знаниями о современных динамических процессах в природе и техносфере, о состоянии геосфер Земли, экологии и эволюции биосферы, глобальных экологических проблемах, методами отбора и анализа геологических и биологических проб, а также навыками идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации
ОПК-3 владением профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования
ПК-17 способностью решать глобальные и региональные геологические проблемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- теоретические основы физики, химии и биологии;
- теоретические основы физических и химических процессов в биосфере;
- основы теоретической и прикладной географии, геологии;
- основные механизмы образования и виды почвообразующих пород;
- виды и особенности геологической деятельности человека;
- глобальные геологические проблемы;
- региональные геологические проблемы
3.2.Уметь:
3.2.1.- осуществлять сбор и анализ информации о процессах, протекающих в литосфере и на ее поверхности;
- производить анализ проблем экологии и природопользования на основе знаний о литосферных процессах;
- характеризовать состав, строение земной поверхности и процессы геодинамики по основным географическим зонам;
- определять и характеризовать основные виды почвообразующих пород;
- осуществлять сбор и обработку геологических данных для решения геологических проблем;
- анализировать и использовать мировой опыт в решении региональных и глобальных геологических проблем.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- анализа и решения проблем экологии и приордопользования на основе данных о литосферных процессах;
- анализа экологических и природопользовательских проблем с учетом геологических знаний;
- диагностики минералов и горных пород;
- применения геологических знаний в решении исследовательских и практических задач в профессиональной деятельности;
- знаниями о методах и практических достижениях в решении региональных и глобальных геологических проблем;
- методами диагностики и классификации минералов и гоных пород/

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение в геологию
1.1. Введение в геологию Лекции 2 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 2. Эндогенные процессы геодинамики
2.1. Эндогенные процессы геодинамики. Образование минералов и горных пород. Магматизм и метаморфизм. Движения земной коры. Лекции 2 8 ОПК-2, ОПК-3, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.2. Происхождение, распространение, свойства и классификация минералов Лабораторные 2 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.3. Происхождение, распространение, свойства и классификация горных пород. Почвообразующие породы Лабораторные 2 14 ОПК-2, ОПК-3, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.4. Происхождение, распространение, свойства и классификация минералов Сам. работа 2 3 ОПК-2, ОПК-3, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
2.5. Происхождение, распространение, свойства и классификация горных пород Сам. работа 2 4 ОПК-2, ОПК-3, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
Раздел 3. Экзогенные процессы геодинамики
3.1. Экзогенные процессы геодинамики Лекции 2 6 ОПК-2, ОПК-3, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2
3.2. Экзогенные процессы геодинамики и их влияние на биосферу Сам. работа 2 2 ОПК-2, ОПК-3, ПК-17 Л2.1, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. Геология: учеб. для вузов М.: Академия, 2011
Л1.2 Короновский Н. В. Геология: Учебное пособие для прикладного бакалавриата Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Добровольский В.В. Геология: учеб. для вузов М. : ВЛАДОС, 2004
Л2.2 Мушкетов И.В. Физическая геология. Том 1: СПб : Лань, 2014 e.lanbook.com
Л2.3 Мушкетов И.В. Физическая геология. Том 2: СПб : Лань, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Ms Office, Word, Exсel, PowerPoint.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

По учебной дисциплине «Геология» предусмотрены контрольные работы и домашние задания как формы промежуточного контроля, контроль текущей работы студентов на лекциях и на практических занятиях. В ходе самостоятельной работы студенты выполняют индивидуальные задания к практическим работам, знакомятся с предложенной литературой. Форма итогового контроля – зачет после первого семестра. При выставлении студенту итоговой оценки учитывается его работа в течение изучения учебной дисциплины, оценки за контрольные работы, домашние и индивидуальные задания.

Самостоятельная работа – сдается в письменной форме
«1» - неудовлетворительно (работа не сдана);
«2» - плохо (одно-два задания имеют полное и верное решение и ответ);
«3» - удовлетворительно (одно-два задания имеют неверное решение и ответ, но в целом работа выполнено удовлетворительно);
«4» - хорошо (каждое задание выполнено верно, но отсутствует полное решение одной или нескольких задач, либо работа сдана не вовремя);
«5» - отлично (каждое задание выполнено верно с подробным описанием процесса решения; работа сдана вовремя).