МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Антропологические и этнологические музеи мира

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 42
самостоятельная работа 183
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (6) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 252 252 252 252

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рабочая программа дисциплины
Антропологические и этнологические музеи мира

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 Антропология и этнология (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 07.08.2014г. №948)

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор Тишкин А.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор Тишкин А.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса заключается в изучении исторического развития и современного состояния антропологических и этнологических музеев мира, особенностей комплектования, хранения и экспонирования коллекций.
Задачи курса:
– проследить основные этапы становления крупнейших антропологических и этнологических музеев мира и, в том числе, России;
– охарактеризовать особенности музейных коллекций в антропологических и этнологических музеях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции
ПК-2 способностью использовать базовые знания в области теории и методологии антропологии и этнологии
ПК-5 владением специальными знаниями, полученными в рамках профилированной подготовки (языки народов Российской Федерации, иностранные языки, методики работы с антропологическими материалами, полевыми этнографическими материалами)
ПК-6 готовностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- особенности исторического развития и современного функционирования антропологических и этнологических музеев мира и России;
- методы собирания, хранения и экспонирования антропологических и этнологических коллекций
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать сведения их научных, учебных и периодических изданиях по тематике исследования;
- профессионально ставить и решать задачи, связанные с анализом и исследованием объектов профессиональной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами обработки, анализа и синтеза информации при изучении профильной группы музеев и отдельных учреждений;
- методами учета, хранения и экспонирования антропологических и этнологических коллекций

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Музеи естественной истории в зарубежных странах
1.1. Американский музей естественной истории. Музей естественной истории в Лондоне. Музей человека в составе Национального музея естественной истории в Париже. Антропологические экспозиции и коллекции в музеях естественной истории. Лекции 6 4 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.2. Музеи естественной истории в зарубежных странах Практические 6 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
1.3. Музеи естественной истории в зарубежных странах Сам. работа 6 30 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Специализированные антропологические и этнологические музеи в зарубежных странах
2.1. Неандертальский музей в Германии. Музей ущелья Олдувай. Национальный музей американских индейцев под эгидой Смитсоновского института. Антропологический Музей (Петралона). Скансены в Европе: история возникновения и современное развитие. Лекции 6 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.2. Специализированные антропологические и этнологические музеи в зарубежных странах Практические 6 2 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
2.3. Специализированные антропологические и этнологические музеи в зарубежных странах Сам. работа 6 30 ОК-2, ПК-2 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Кунсткамера Петра Великого
3.1. Кунсткамера и ее историческое развитие. Коллекции и их особенности. Этнографическое собрание Кунсткамеры: история формирования и современные экспозиции. Лекции 6 4 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
3.2. Кунсткамера Петра Великого Практические 6 4 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
3.3. Кунсткамера Петра Великого Сам. работа 6 30 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
Раздел 4. Российские этнографические музеи и коллекции.
4.1. Российский этнографический музей: история формирования. Основные отделы музея и их развитие. Этнографические коллекции в других музейных центрах России. Этнографические собрания в муниципальных и университетских музеях России. Лекции 6 4 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
4.2. Региональные этнографические музеи и коллекции Практические 6 10 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
4.3. Региональные этнографические музеи и коллекции Сам. работа 6 53 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
Раздел 5. Музеи под открытым небом
5.1. Музей-заповедник «Коломенское» в составе музейного объединения. Музеи деревянного зодчества в России. Музей «Кижи». Музей «Витославлицы». Этнографические музеи и экспозиции на Урале и в Сибири. Лекции 6 4 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
5.2. Музеи под открытым небом Практические 6 6 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
5.3. Музеи под открытым небом Сам. работа 6 40 ПК-2, ПК-5, ПК-6 Л2.2, Л1.1
5.4. Экзамен 6 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Музеи естественной истории в зарубежных странах. Американский музей естественной истории.
Музей естественной истории в Лондоне.
Музей человека в составе Национального музея естественной истории в Париже.
Специализированные антропологические и этнологические музеи в зарубежных странах. Неандертальский музей в Германии. Музей ущелья Олдувай.
Национальный музей американских индейцев под эгидой Смитсоновского института.
Антропологический Музей (Петралона).
Скансены в Европе: история возникновения и современное развитие.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера).
Российский этнографический музей: история формирования.
Этнографические коллекции в других музейных центрах России. Этнографические собрания в университетских музеях России.
Этнографические коллекции в региональных музейных центрах России. Этнографические собрания в муниципальных музеях России.
Музеи под открытым небом. Скансены. Музей-заповедник «Коломенское»
Музеи деревянного зодчества в России. Музей «Кижи». Музей «Витославлицы».
Этнографические музеи и экспозиции на Урале и в Сибири.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Образцы тестовых заданий и кейсов

Хранилище редкостей, организованное в 1714 г. в России по образцу аналогичных западных музейных учреждений, называлось
а) Петергоф
б) Монплезир
в) Эрмитаж
г) Кунсткамера

Метод экспонирования, при котором отбор и размещение предметов осуществляется в соответствии с классификационной системой конкретной научной дисциплины, обозначается как
а) тематический
б) ансамблевый
в) ландшафтный
г) систематический
д) образно-сюжетный

Укажите современное название музея, основанного в 1895 г. в Петербурге под наименованием «Императорский музей Русского искусства императора Александра III»
а) Государственная Третьяковская галерея
б) Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина
в) Государственный Русский музей
д) Государственный Эрмитаж


Оформление музейной экспозиции, включающее подбор оборудования, цветовой гаммы зала, светового оснащения, связано с таким направлением как
а) открытый показ фондов
б) музейный менеджмент
в) музейная социология
г) музейный дизайн
Сформулируйте техническое задание по оформлению любой этнографической экспозиции для регионального музея (групповой проект).

Перечислите и охарактеризуйте основные режимы хранения этнографических музейных предметов. Приведите примеры соблюдения и несоблюдения этих норм.

Подготовьте презентацию об истории, основных коллекциях и направлениях деятельности любого этнографического музея в России/зарубежного музея естественной истории.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Т. Г. Гребенникова Этнографические музеи России [Электронный ресурс]: учеб. пособие АлтГУ, 2017 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л2.2 Т. Г. Гребенникова, Т. В. Тишкина История музеев России: учеб. пособие Изд-во АлтГУ//ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Журнал «Музей» [Электронный ресурс]. www.panor.ru
Э2 Портал «Музеи России». www.museum.ru
Э3 Электронная библиотека Алтайского государственного университета elibrary.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReade
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1.Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2.Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3.Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru/)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса структурирован на разделы, в соответствии с группами изучаемых зарубежных или российских музеев. Обучающимся необходимо усвоить многообразие типов антропологических и этнографических музеев, коллекции в составе многопрофильных музеев, особенности собирания, хранения и экспонирования профильных предметов.
Содержание курса осваивается последовательно, освоение компетенций проверяется посредством выполнения практических заданий и их представления на практическиз занятиях, которые оцениваются в баллах (5 заданий по 15 баллов каждое). Задания выполняются на практических занятиях в группах и в качестве СРС индивидуально. При подготовке практических заданий и самостоятельном освоении тем для практических занятий необходимо изучать учебную литературу, научные публикации, а также сайты отечественных и зарубежных этнографических и антропологических музейных учреждений.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Материал лекций позволяет проследить становление и развитие музея и музеологии как научной дисциплины, сформировать начальный уровень профессионального интереса и профессиональной деятельности в сфере музейного дела и наследиеведения.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
Предполагается освоение дополнительной специальной периодики (Музей, Мир музея, Museum, Этнографическое обозрение), предусмотрено посещение этнографических экспозиций Алтайского государственного краеведческого музея.
В рамках этих занятий анализируются способы экспонирования и учета музейных коллекций. По результатам посещения экспозиций формируется компетенции, характеризующаяся освоением методики работы с антропологическими материалами в музее.
При изучении зарубежных музеев особое внимание обратить на феномен музеев естественной истории, принципы организации этнографических и исторических коллекций в таких музеях, опыт популяризации истории и этнографии в их экспозициях. Исходить следует из того, что музей естественной истории определяется как учреждение, занимающееся сбором, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью. В нем демонстрируется естественная история в целом, включая эволюцию человека и его культуры, что отличает специфику формирования коллекций в западных и российских музеях.
При изучении отечественных этнографических музеев уделить внимание вопросам накопления, сохранение и презентации этнографических источников в государственных (Кунтсткамера, Государственный исторический музей, Государственный Эрмитаж, Российский этнографический музей)музеях, музеях под открытым небом ( в том числе в музеях народного деревянного зодчества), краеведческих региональных музеях.
При работе с материалами и сведениями о различных музеях необходимо уяснить специфику широкой трактовки понятия "этнографическая коллекция" - систематизированные собрания предметов, представляющих культуру определенного этноса или этнической группы. Предметы, изъятые из среды бытования, могут полноценно существовать в рамках коллекций и стать музейным экспонатом только при сохранении этнокультурной информации. Этнографические коллекции отражают как материальную культуру этносов (бытовую, хозяйственную, производственную, религиозную), так и нематериальное наследие (традиции, верования, обряды, фольклор). Артефакты этнографических коллекций имеют наряду с собственными характеристиками (материал, технология) характеристики культуры, в рамках которой они были созданы (функциональное назначение в культуре, тип, место и условия бытования и др.)
Итоговое тестирование по курсу оценивается максимум в 25 баллов.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.