МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оценка популяционного здоровья

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экомониторинг-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н., доцент, Бобина Инна Викторовна

Рецензент(ы):
д.б.н., профессор, Соколова Галина Геннадьевна

Рабочая программа дисциплины
Оценка популяционного здоровья

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Галина Геннадьевна


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Галина Геннадьевна


1. Цели освоения дисциплины

1.1.освоение теоретических основ изучения популяционного здоровьяи методах его оценки, формирование знаний о факторах его определяющих и о системах, обеспечивающих сохранение, укрепление, восстановление здоровья населения в целом и его отдельных однородных групп.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способностью формулировать проблемы, задачи и методы научного исследования, получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных, реферировать научные труды, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности, обобщать полученные результаты в контексте ранее накопленных в науке знаний и формулировать выводы и практические рекомендации на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.-теоретические основы популяционного здоровья
-современные направления исследований в области популяционного здоровья
3.2.Уметь:
3.2.1.-формулировать проблемы и задачи исследований и получать новые достоверные факты на основе наблюдений, опытов, научного анализа эмпирических данных в области популяционного здоровья
-реферировать научные статьи, составлять аналитические обзоры накопленных сведений в мировой науке и производственной деятельности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.-навыками обобщения полученных результатов в контексте ранее накопленных в науке знаний
-навыками формулирования выводов и практических рекомендаций на основе репрезентативных и оригинальных результатов исследований в области популяционного здоровья

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие популяционного здоровья
1.1. Популяционное здоровье и здравоохранение Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1
1.2. Основные этапы развития здравоохранения в России. Международное сотрудничество в области здравоохранения. Участие общественных организаций в охране здоровья населения. Научные основы управления здравоохранением. Сам. работа 3 12 ПК-1 Л1.1
Раздел 2. Современные медико-демографический проблемы
2.1. Медицинская демография Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1
2.2. Абсолютные и относительные величины, их значение и виды Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1
2.3. Демография Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1
2.4. Медицинская демография. Детская и перинатальная смертность Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1
2.5. Основные тенденции медико-демографических процессов. Сам. работа 3 8 ПК-1 Л1.1
Раздел 3. Здоровье населения
3.1. Здоровье населения и методы его изучения Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1
3.2. Заболеваемость населения Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1
3.3. Физическое развитие как критерий общественного здоровья. Медико-социальная значимость важнейших инфекционных и неинфекционных заболеваний. Социальное и медицинское страхование населения. Организация медицинской помощи населению. Система охраны здоровья матери и ребенка. Укрепление здоровья населения. Здоровьесберегающие технологии.Медицинская экспертиза. Экспертиза временной нетрудоспособности.Социально-гигиеническое значение важнейших заболеваний и организация медицинской помощи населению при этих заболеваниях Сам. работа 3 20 ПК-1 Л1.1
Раздел 4. Методы оценки популяционного здоровья
4.1. Основные статистические методы обработки результатов по изучению популяционного здоровья Лекции 3 2 ПК-1 Л1.1
4.2. Физическое развитие. Средние величины. Оценка достоверности средних величин Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1
4.3. Метод стандартизации в исследованиях по изучению популяционного здоровья Лабораторные 3 4 ПК-1 Л1.1
4.4. Методы оценки динамики признака. Методы прогнозирования. методы сравнения обобщенных величин. Сам. работа 3 9 ПК-1 Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. И. Елисеева [и др.] ; под ред. И. И. Елисеевой, М. А. Клупта. Демография и статистика населения: учебник для академического бакалавриата Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
MS Office; Word, Excel, PowerPoint u др.
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
201Л лаборатория экологического мониторинга; лаборатория приборов экологического контроля; лаборатория контроля загрязнения атмосферы и воды; лаборатория «Учебная метеорологическая станция»; полигон экологического мониторинга - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; шкафы для хранения лабораторной посуды ТШ-201 - 2 шт.; раковина - 2 шт.; компьютер: марка Athionx; микроскоп Микромед - 3 шт.; микроскоп Альтами – 7 шт.; микроскоп бинокулярный Микмед-5 – 2 шт.; нитромер портативный «Нитрат – тест»; термоанеометр ТКА-ПКМ-50; термометр метеорологический Савинова; термостат ТС-1/20; фотоэлектроколориметр КФК-2; фотоэлектроколориметр цифровой АП-101; весы Охаус SC 4010; динамометр ДК-100 – 3 шт.; дозиметр бытовой МКС-0,5; дистиллятор ДЭ-10; комплексная лаборатория «НКВ» с набором укладкой для фотоколориметрирования; люксметр «ТКА-Люкс» 4 шт.; анализатор шума и вибрации «Ассистент»; весы медицинские с ростомером Vitek; спирометр сухой портативный – 4 шт.; набор реактивов и химической посуды

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины