МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История государства и права зарубежных стран
рабочая программа дисциплины

Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчно-заочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планv40_03_01 Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 124
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 17
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12 24 24
Практические 16 16 16 16 32 32
Сам. работа 80 80 44 44 124 124
Часы на контроль 0 0 36 36 36 36
Итого 108 108 108 108 216 216

Программу составил(и):
к.юр.н., доцент, Моисеева О.Г.

Рецензент(ы):
к.юр.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
История государства и права зарубежных стран

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., профессор Васильев Антон Александрович

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 15.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой д.ю.н., профессор Васильев Антон Александрович

1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является глубокое освоение бакалаврами знаний о закономерностях и особенностях возникновения и развития государств и правовых систем зарубежных стран.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: способностью осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ОПК-6: способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-2: способы осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ОПК-6: способы повышения уровня профессиональной компетентности
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-2: уметь осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ОПК-6: уметь повышать уровень профессиональной компетентности
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-2: иметь навыки осуществления профессиональной деятельности на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры
ОПК-6: иметь навыки повышения уровня профессиональной компетентности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. История государства и права зарубежных стран Древнего мира и Средних веков
1.1. Предмет, методы и система курса Сам. работа 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. История государства и права стран Древнего Востока Лекции 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. История государства и права стран Древнего Востока Практические 1 6 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. История государства и права стран Древнего Востока Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.5. История Афин и Спарты Лекции 2 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.6. История Афин и Спарты Практические 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.7. История Афин и Спарты Сам. работа 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.8. История Древнего Рима Лекции 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.9. История Древнего Рима Практические 1 4 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.10. История Древнего Рима Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.11. История римского права Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.12. История государства и права франков Практические 1 4 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.13. История государства и права франков Лекции 2 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.14. История государства и права франков Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.15. Средневековая Франция Лекции 1 4 ПК-2, ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.16. Средневековая Франция Практические 1 0 ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.17. Средневековая Франция Сам. работа 1 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.18. Средневековая Англия Практические 1 2 ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.19. Средневековая Англия Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.20. Средневековая Германия Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.21. Средневековая Германия Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.22. Феодальное право Практические 1 0 ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.23. Феодальное право Сам. работа 1 10 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.24. Государство и право Византии Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.25. Средневековый Китай Сам. работа 1 8 ОПК-6 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.26. Арабский Халифат: государство и право Сам. работа 1 8 ПК-2 Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.27. Зачет 1
1.28. История Великобритании в Новое и Новейшее время Лекции 2 2 ПК-2 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2
1.29. История Великобритании в Новое и Новейшее время Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.30. История Великобритании в Новое и Новейшее время Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.31. США Лекции 2 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.32. США Сам. работа 2 4 ОПК-6 Л1.2, Л2.2
1.33. США Практические 2 2 ОПК-6 Л1.2, Л2.2
1.34. История Германии в Новое и Новейшее время Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.35. История Франции в Новое и Новейшее время Лекции 2 0 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.36. История Франции в Новое и Новейшее время Практические 2 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.37. История Франции в Новое и Новейшее время Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.38. История Германии в Новое и Новейшее время Сам. работа 2 6 ОПК-6 Л1.2, Л2.2
1.39. История Японии Сам. работа 2 8 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.40. Решение задач по истории права Нового и Новейшего времени Практические 2 2 ОПК-6 Л1.2, Л2.2
1.41. История права Нового и Новейшего времени Сам. работа 2 2 ПК-2 Л1.2, Л2.2
1.42. Экзамен 2 36 ПК-2, ОПК-6 Л1.1, Л1.2, Л2.1, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания
1. Предмет, метод и система курса истории государства и права зарубежных стран.
2. Исторические условия возникновение древневосточных государств, особенности их общественного строя.
3. Деспотия – основная форма древневосточных государств.
4. Государственный строй Древнего Египта.
5. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь и Хань).
6. Общая характеристика Законов Хаммурапи.
7. Общая характеристика Законов Ману.
8. Возникновение государств в Афинах и Спарте. Реформы Тезея.
9. Реформы Солона и Клисфена, их политическое значение.
10. Реформы Эфиальта и Перикла.
11. Общественный и государственный строй Афин в период расцвета рабовладельческой демократии (V-IV вв. до н.э.).
12. Общественный и государственный строй Спарты.
13. «Царский» период в истории Рима. Особенности возникновения государства в Риме. Реформы С. Туллия.
14. Эволюция общественного строя в Риме в период республики.
15. Государственный строй Рима в период республики.
16. Кризис республики и военные диктатуры в Риме.
17. Общественный и государственный строй Рима в период империи.
18. Римское право: эволюция, системы, значение.
19. Источники римского частного права.
20. Правовое положение населения в Риме.
21. Понятие и эволюция собственности в Риме.
22. Эволюция обязательственного права в Риме.
23. Формы гражданского процесса в Риме: легисакционный, формулярный и экстраординарный.
24. Особенности возникновения государства у германцев. Складывание феодальных отношений во Франкском государстве (V-X вв.).
25. Государственный строй Франкской монархии.
26. Салическая правда как памятник раннефеодального права.
27. Общественный и государственный строй Франции в X-XIII вв. Реформы Людовика IX.
28. Сословно-представительная монархия во Франции.
29. Абсолютная монархия во Франции.
30. Общественный и государственный строй раннефеодальной Англии.
31. Общественный и государственный строй Англии после нормандского завоевания (XI-XIII вв.). Реформы Генриха II.
32. Возникновение парламента и сословно-представительная монархия в Англии.
33. Великая хартия вольностей 1215 г.
34. Своеобразие абсолютизма в Англии.
35. Образование Священной Римской империи германской нации, ее общественный и государственный строй (X-XII вв.).
36. Золотая булла 1356 г. Общественный и государственный строй Германии в период олигархии курфюрстов.
37. Источники и основные черты феодального права Франции.
38. Источники и основные черты феодального права Англии.
39. Своеобразие абсолютизма в Германии.
40. Каролина.
41. Роль римско-католической церкви в политической и правовой истории средневековой Европы.
42. Арабский халифат и мусульманское право.
43. Общественный и государственный строй средневекового Китая.
44. Византийская империя и основные черты византийского права.
45. Предпосылки, особенности, этапы и политические течение Английской буржуазной революции.
46. Реформы «Долгого» парламента в Англии в 1641-1653 гг.
47. Диктатура О. Кромвеля. «Орудие управления» акт 1653 г.
48. Формирование конституционной монархии в Англии в конце XVII - начале XVIII вв.
49. Хабеас корпус акт 1679 г.
50. Билль о правах 1689 г.
51. Акт об устроении 1701 г.
52. Развитие конституционной монархии в Англии в XVIII в. Формирование парламентарной монархии.
53. Избирательные реформы XIX и ХХ вв. в Англии.
54. Образование США. Декларация независимости 1776 г.
55. Статьи конфедерации 1781 г.
56. Конституция США 1787 г.
57. Билль о правах США 1791 г.
58. Развитие противоречий между Севером и Югом в первой половине XIX в. в США. Гражданская война в США, отражение ее итогов в Конституции США.
59. Предпосылки, особенности, этапы и политические течения Великой французской буржуазной революции.
60. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.
61. Конституция 1791 г. во Франции.
62. Механизм якобинской диктатуры.
63. Консульство и Первая империя во Франции.
64. Политическая история посленаполеоновской Франции XIX в. (1814-1871).
65. Особенности формирования буржуазного права Англии (источники и основные черты).
66. Англосаксонская и континентальная системы буржуазного права.
67. Французский гражданский кодекс 1804 г.
68. Французский уголовно-процессуальный кодекс 1808 г.
69. Французский уголовный кодекс 1810 г.
70. Двухпартийная система в США (конец XIX – начало ХХ вв.). Особенности рабочего движения.
71.Изменения во взаимоотношениях президента и конгресса в конце XIX – начале ХХ вв.
72.«Новый курс» Ф. Рузвельта и его политическое значение.
73.Взаимоотношения парламента и кабинета Англии в конце XIX – начале ХХ вв. Акт о парламенте 1911 г.
74.Партийная система Англии конца XIX – начала ХХ вв.
75.Британская колониальная империя.
76.Политическая борьба во Франции в 70-х гг. XIX в. Конституционные законы 1875 г. и конституционные поправки 1884 г.
77.Борьба за образование единого германского государства в XIX в. (Пути и этапы).
78.Конституция Германской империи 1871 г.
79.Германское гражданское уложение.
80.Ноябрьская революция в Германии. Веймарская конституция 1919 г.
81.Революция Мэйдзи в Японии. Становление основ буржуазно-помещичьего строя в 60-х – 80-х годах XIX вв.
82.Конституция Японии 1889 г.
83.Установление фашистской диктатуры в Германии. Механизм фашистской диктатуры.
84.Образование ФРГ. Основной закон ФРГ.
5.2. Темы письменных работ (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Государственный строй Древнего Египта.
2. Восточная деспотия как форма государства.
3. Законы Хаммурапи.
4. Своеобразие деспотии в Древнем Китае (империя Цинь).
5. Законы Ману.
6. Полис как форма государства.
7. Общественный строй Афин и Спарты (сравнительная характеристика).
8. Государственный строй Афин и Спарты (сравнительная характеристика).
9. Возникновение государства в Риме. Реформы С. Туллия.
10. Общественный и государственный строй Рима в период республики.
11. Борьба патрициев и плебеев в истории Рима.
12. Военные диктатуры в Риме.
13. Основные черты общественного и государственного строя Рима в период принципата.
14. Доминат: основные черты общественного и государственного строя.
15. Общественный и государственный строй государства франков.
16. Салическая правда – памятник раннефеодального права.
17. Сословно-представительная монархия во Франции.
18. Английский абсолютизм (общественный и государственный строй).
19. Великая хартия вольностей 1215 г.
20. Каролина – уголовно-судебное уложение Карла V.
21. Инквизиция: организация, деятельность, структура.
22. Арабский халифат: общественный и государственный строй.
23. Мусульманское право: источники и основные черты.
24. Диктатура О. Кромвеля. «Орудие управления» акт 1653 г.
25. Становление конституционной монархии в Англии в конце XVII-XVIII вв.
26. Формирование парламентарной монархии в Англии в XVIII-XIX вв.
27. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.
28. Механизм якобинской диктатуры.
29. Установление Третьей республики во Франции. Государственный строй Третьей республики.
30. Образование США. Декларация независимости 1776 г.
31. Конституция США 1787 г.
32. Билль о правах 1791 г. (США).
33. Гражданская война в США и отражение ее итогов в Конституции.
34. Основные пути и этапы объединения Германии в XIX в.
35. Создание Германской империи и Конституция 1871 г.
5.3. Фонд оценочных средств
См. в Приложении.
Приложения
Приложение 1.   ФОС очно-заочное 2019.docx

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Исаев М.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 2 Т. Т.1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПРАВА. ДРЕВНИЙ МИР 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/A4D999EF-2E06-4D8B-A534-845232D1FDA7
Л1.2 Исаев М.А. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 2 Т. Т.2. СРЕДНЕВЕКОВЬЕ. НОВОЕ И НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ 3-е изд., испр. и доп. Учебник для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/D536D3DA-3B64-4092-9995-CFC640483B42
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Прудников М.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 2 Ч. ЧАСТЬ 1. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В ДРЕВНОСТИ И СРЕДНИЕ ВЕКА 9-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/F20700DE-659B-4E90-A552-EDD352A98887
Л2.2 Прудников М.Н. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН В 2 Ч. ЧАСТЬ 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО В СОВРЕМЕННУЮ ЭПОХУ 9-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для академического бакалавриата: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/C62AB87D-D6AC-43B2-AF6C-AB55F5951FCD
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Сайт профессора Томсинова В. А.http://tomsinov.com/
Э2 Конституционный Суд РФ www.ksrf.ru
Э3 Верховный суд РФ www.supcourt.ru www.supcourt.ru
Э4 Сайт Института государства и права РАН :http://www.igpran.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office,
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/)
Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
202С библиотека (читальный зал) - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 53 посадочных места; компьютеры с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом к электронной информационно-образовательной среде АлтГУ; ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания предназначены помочь бакалаврам в подготовке к семинарским занятиям, приобрести навыки работы с памятниками права.
При подготовке к теме семинарского занятия «Государство и право Древнего Востока» необходимо обратить внимание на изучение памятников древневосточного права. Работа с хрестоматией предполагает внимательное чтение текста законов, выделение статей, регулирующих различные группы общественных отношений. Бакалавры должны знать общую характеристику памятников права, регулирование имущественных и брачно-семейных отношений, характеристику преступлений и наказаний, судебного процесса. На семинарском занятии будут предложены задачи для решения бакалаврами.
При подготовке к семинарскому занятию № 4 необходимо прочитать хотя бы один из источников дополнительной литературы, подготовиться к сравнительному анализу общественного и государственного строя Афин и Спарты. По итогам работы на семинаре будет составлена таблица.
Следующая тема семинарского занятия посвящена Древнему Риму. Необходимо познакомиться с дополнительной литературой (хотя бы один источник), обратить внимание на особенности возникновения и развития древнеримского государства, влияние государственных деятелей на его историю.
Занятие 6 посвящено изучению истории права Древнего Рима. Необходимо познакомиться с памятниками права – Законами ХП Таблиц, Институциями Гая, Дигестами Юстиниана. При рассмотрении основных институтов римского права будут предложены для решения задачи для закрепления изученных теоретических положений.
После изучения раздела «История государства и права Древнего мира» возможно проведение проверки знаний в виде собеседования, тестов, письменной работы.
Государство и право франков. При подготовке к семинарскому занятию необходимо прочитать текст Салической правды, знать ее характерные особенности, каким образом регулировались нормами Салической правды отдельные группы общественных отношений. Необходимо знать характерные признаки варварских правд, какие группы населения выделяет Салическая правда, понятие преступления и наказания, характеристику судебного процесса. Бакалавр должен хорошо ориентироваться в тексте памятника права, чтобы решать задачи.
Занятие 8. Большой объем изучаемого материала вызывает необходимость его систематизации, возможно составление таблицы для сравнительного анализа развития феодальной монархии во Франции, Англии и Германии.
Занятие 9. Феодальное право. Необходимо познакомиться с памятником феодального права Германии – Каролиной. Необходимо знать, что понималось под преступлением и наказанием по Каролине, какую форму судебного процесса она закрепляет. На семинарском занятии будут предложены для решения задачи. После окончания изучения раздела «История государства и права средних веков» возможна проверка знаний.
Занятие 10. При подготовке к семинарскому занятию необходимо изучить законодательство периода Английской буржуазной революции. Особое внимание уделить конституционным актам конца 17-начала18 веков. Познакомиться с Актами о народном представительстве, закрепившими избирательные реформы 19-20 веков.
Занятие 11,12. При подготовке к семинарскому занятию необходимо проанализировать памятники американской истории. Особое внимание уделить Конституции США. Необходимо познакомиться с политическими взглядами видных американских деятелей конца 18-начала 19 веков, рассмотреть содержание и значение системы «сдержек и противовесов», закрепление в Конституции и Билле о правах федеративной формы государственного устройства. Необходимо изучить историю принятия и содержание Билля о правах. Провести сравнительный анализ положений Билля о правах и Конституции РФ.
Занятие 13,14. Одна из самых сложных тем в рамках курса истории государства и права зарубежных стран. Связано это с большим количеством документов периода Великой французской буржуазной революции. При подготовке к занятию необходимо изучить законодательство 1789-1794 гг. Для улучшения усвоения материала можно систематизировать все акты на отдельные группы. Необходимо прочитать текст декларации прав человека и гражданина, дать данному документу социально-политическую и правовую характеристику. Провести сравнительный анализ положений декларации прав человека и гражданина и Декларации независимости 1776 г. При изучении Конституции 1791 года необходимо проанализировать реализацию принципа разделения властей, положение короля и Законодательного собрания, принципы избирательного права.
Семинар по теме «Буржуазное право» связан с изучением наиболее ярких памятников буржуазного права, таких как Французский гражданский кодекс, Германское гражданское уложение. Необходимо знать историю их принятия, структуру, содержание. Какие субъекты гражданского права были закреплены ФГК и ГГУ? Каким образом классифицировались вещи, определить виды вещных прав. Какие основания возникновения обязательств закреплены в ФГК и ГГУ? Особое внимание следует обратить на характеристику договорных отношений. Необходимо знать характеристику семейных и наследственных отношений. Для более глубокого усвоения материала возможно проведение сравнительного анализа памятников права и составления таблицы по итогам работы. При рассмотрении кодексов необходимо проанализировать те изменения, которые были в них внесены. Будут предложены задачи для решения на основе изученных памятников права.
Занятие 17. При подготовке к семинару необходимо изучить конституции Германии, знать их основные положения. На основе изученного, бакалавр должен уметь провести сравнительный анализ конституционных актов.