Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 06.04.01. Биология |
Профиль | Биохимия и биотехнология |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 06_04_01_Биохим_Биотех-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 1 (1) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2018 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - знакомство cтудентов с разнообразием вторичных метаболитов, принимающие участие в процессах регуляции жизнедеятельности разных организмов |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01 |
ПК-3 | способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры) |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - виды информационных технологий и разновидности открытых образовательных сред для организации обучения в современном образовательном учреждении; - методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - эксплуатировать современное оборудование и информационные технологии на практике; - самостоятельно осуществлять выбор современного оборудования и использования информационных технологий и верно их применять для достижения практических целей. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - навыками организации проектной работы с применением информационных компьютерных технологий; - навыками, необходимыми для организации проектной работы с применением информационных компьютерных технологий. |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ВИТАМИНЫ | ||||||
1.1. | История развития представлений о вторичных метаболитах.Витамины и антивитамины. | Лекции | 1 | 1 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Качественное и количественное определение витамина С (аскорбиновая кислота) | Лабораторные | 1 | 8 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
1.3. | Определение важнейших понятий и терминов: биологически активные вещества (БАВ), лекарственные средства, витамины и др. Классификация БАВ по видам биологической активности. Витамины. Классификация витаминов и их роль в обмене веществ | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. АЛКАЛОИДЫ | ||||||
2.1. | Алкалоиды. Строение и классификация алкалоидов, распространение в растительном мире | Лекции | 1 | 3 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Качественное обнаружение и количественное определение алкалоидов в растительном сырье | Лабораторные | 1 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
2.3. | Алкалоиды. Физико-химические свойства алкалоидов. Применение алкалоидов в медицине | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 3. ФЕНОЛЬНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ | ||||||
3.1. | Фенольные соединения: строение и классификация, фармакологические свойства. Флавоноиды | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.2. | Качественное обнаружение и количественное определение флавоноидов в растительном сырье. Качественное обнаружение и количественное определение дубильных веществ (таннидов) в растительном сырье | Лабораторные | 1 | 6 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
3.3. | Фенольные соединения. Ксантоны. Фенологликозиды и простые фенолы. Лигнаны. Флавоноиды: физико-химические свойства и классификация | Сам. работа | 1 | 20 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. ТЕРПЕНЫ И ТЕРПЕНОИДЫ. ДРУГИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ | ||||||
4.1. | Терпены и терпеноиды: строение , классификация, физико-химические свойства | Лекции | 1 | 2 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Определение йодного числа в эфирных маслах | Лабораторные | 1 | 4 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | Каротиноиды. Кумарины. Эфирные масла. Жирные масла. Стероиды. Фитонциды. Феромоны. | Сам. работа | 1 | 16 | ПК-3 | Л2.1, Л2.2, Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Слепченко Г. Б. , Дерябина В. И. , Гиндуллина Т. М. , и др. | Инструментальный анализ биологически активных веществ и лекарственных средств: учебное пособие: Учебное пособие | Издательство Томского политехнического университета, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Коваленко, Л.В. | Биохимические основы химии биологически активных веществ : Учебное пособие | БИНОМ, 2015 | URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=427724 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Комов В.П. Шведова В.Н. | Биохимия: учебник для вузов | Дрофа, 2004 | 51 |
Л2.2 | Под. ред. И.П. Ермакова. | Физиология растений: | М.: Академия, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.consultant.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://www.biolib.de/ https://biomolecula.ru/ https://openlibrary.org/ http://cyberleninka.ru/ https://bioumo.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
315Л | лаборатория физиологии растений; лаборатория цветочно-декоративных растений и дендрологии - учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы – 5 шт.; компьютер: марка Intel Dual Core - 1 единица; стационарный экран: марка Projecta Pro Screen MW - 1 единица; вытяжной шкаф автономный SPO3A1; печь муфельная ЭКПС10; термостат с охлаждением ТСО – 1/80; центрифуга лабораторная с ротором BioSan; термостат жидкостный с магнитной мешалкой WB-4MS BioSan; бокс абактериальной воздушной среды БАВнп-01 Ламинар-С; микроскоп Альтами 104 - 4 шт.; холодильник Atlant – 1 шт.; автоматические дозаторы Black Thermo 15 шт.; набор реактивов и лабораторной посуды для физиологии растений |
В растительных клетках наряду с белками, нуклеиновыми кислотами, углеводами, липидами содержится огромное число различных веществ, называемых обычно веществами вторичного происхождения (терпеноиды, алкалоиды, фенольные соединения, гликозиды), которые до последнего времени рассматривались как продукты «тупикового» звена в обмене веществ основных предшественников. Термин «вещества вторичного происхождения» применяют как весьма условный, так как эти вещества выполняют важнейшие физиологические функции в растениях. Многие из вторичных метаболитов − важнейшие физиологически активные соединения; например, гиббереллины, цигокинины, абсцизовая кислота − активные регуляторы роста, убихиноны и пластохиноны − фенольные соединения, играющие первостепенную роль в процессах дыхания и фотосинтеза. Каротиноиды − это тетратерпены, принимающие участие в поглощении энергии и защите хлорофилла от фотоокисления. Существенная роль принадлежит фенольным соединениям в образовании суберина и лигнина, откладывающихся в клетках покровных тканей и образующихся в значительных количествах при заживлении поврежденных тканей. Можно указать участие фенольных соединений в биосинтезе гормона ауксина и в окисляющих его системах. Большое значение фенольные и терпеноидные соединения, алкалоиды, сапонины играют в формировании иммунитета растений к инфекции, устойчивости к действиям насекомых и патогенам. Многие вторичные вещества (эфирные масла, живица, юглон) принимают активное участие в биохимических взаимодействиях между растениями, микроорганизмами и животными. Такие вещества не имеют существенного энергетического и пластического значения, но оказывают специфическое влияние на строение, развитие и жизнедеятельность растений, могут действовать в качестве феромонов − химических сигналов, т. е. соединений, осуществляющих химический обмен информацией между представителями одних и тех же видов. Вторичные метаболиты используются для межвидового влияния, т. е. управления поведением других организмов. Они могут обладать активностью: 1) аттрактантов, т. е. привлекать другие организмы подобно тому, как пигменты или ароматические вещества цветков привлекают насекомых или птиц, которые способствуют опылению; 2) репеллентов, т. е отталкивать другие организмы своим цветом, запахом или неприятным вкусом продуцирующего их организма; 3) защитных веществ, т. е. защищать растения от насекомых, патогенов, грибов и др. Все эти вторичные метаболиты имеют особо важное значение для химических взаимоотношений между организмами, приводящих к образованию характерных экосистем, например лесов, лугов, болот. В этих экосистемах различные виды растений, животных и микроорганизмов характерным образом угнетают друг друга или стимулируют. Предполагают, что большинство вторичных метаболитов обладают аллелопатическим действием (аллелопатия − это вредное действие одного растения-донора на другое растение-реципиент). Однако эту интересную гипотезу трудно обосновать, она нуждается в дальнейших исследованиях. |