МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Юридические умения и навыки в сфере государственного и муниципального управления

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_03_01_Юриспруденция-12345-2019 для сайта
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 58
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Практические 10 10 10 10
Сам. работа 58 58 58 58
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Казанцева О.Л.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, А.Е.Канакова

Рабочая программа дисциплины
Юридические умения и навыки в сфере государственного и муниципального управления

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н, доцент Игнатовская И.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н, доцент Игнатовская И.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения дисциплины является формирование у студентов умений и навыков практической деятельности юриста в системе органов государственной власти и местного самоуправления

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 способностью применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.нормативные и организационные основы деятельности юридических служб органов государственной власти и местного самоуправления, общественных юридических консультаций; основные этические нормы, определяющие профессиональную деятельность юриста; правила подготовки публичного выступления, ведения юридического диалога; методику ведения переговоров, разрешения конфликтных ситуаций на основе достигнутой договоренности; правила составления различных юридических текстов; методики поиска, обработки и систематизации правовой информации, нормы материального и процессуального права в сфере государственного управления и местного самоуправления.
3.2.Уметь:
3.2.1.организовывать деятельность юридической службы; определять вид необходимой юридической помощи; подготовить публичное выступление, вести юридический диалог; следовать этическим нормам и правилам в своей профессиональной деятельности; вести переговоры и достигать компромисса в спорных ситуациях; составлять различные юридические тексты (договоры, исковые заявления, отзыва на них, апелляционные, кассационные и надзорные жалобы, решения и определения судов, документы по кадровому делопроизводству и т.д.); осуществлять рациональный поиск, обработку информации, систематизировать её для целей деятельности, делать обобщающие выводы, толковать и применять нормы материального и процессуального права в сфере государственного управления и местного самоуправления
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками толкования права;делового общения; публичного выступления; юридической аргументации; юридического консультирования и юридического диалога; профилактики и преодоления конфликтов и споров; юридического письма, навыками анализа правоприменительной практики реализации норм материального и процессуального права в сфере государственного управления и местного самоуправления

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Юрист (юридическая служба) в системе органов государственной власти и ме-стного самоуправления. Профессиональный статус юриста.Роль юриста (юридической службы) в системе органов публичной власти (основные направления деятельности). Система органов публичной власти Российской Федерации- федераль-ные органы государственной власти;- органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления
1.1. Профессиональный статус юриста.Роль юриста (юридической службы) в системе органов публичной власти (основные направления деятельности). Система органов публичной власти Российской Федерации- федеральные органы государственной власти;- органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления Практические 4 2 ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л1.1
1.2. Профессиональный статус юриста.Роль юриста (юридической службы) в системе органов публичной власти (основные направления деятельности). Система органов публичной власти Российской Федерации- федеральные органы государственной власти;- органы государственной власти субъектов Российской Федерации; органы местного самоуправления Сам. работа 4 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Система умений и навыков юриста, работающего в органах государственной власти
2.1. Общая характеристика умений и навыков, необходимых юристу в сфере го-сударственного и муниципального управления. Базовые знания системы органов публичной власти и системы права. Умения и навыки коммуникации. Умения и на-выки юридического письма и делопроизводства. умения и навыки публичных вы-ступлений. Умения и навыки консультирования Практические 4 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
2.2. Общая характеристика умений и навыков, необходимых юристу в сфере го-сударственного и муниципального управления. Базовые знания системы органов публичной власти и системы права. Умения и навыки коммуникации. Умения и на-выки юридического письма и делопроизводства. умения и навыки публичных вы-ступлений. Умения и навыки консультирования Сам. работа 4 6 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Юридическая служба и правотворческий процесс
3.1. Юридическое обеспечение на отдельных стадиях правотворческого процесса. Роль юридического обеспечения на стадиях прогнозирования и выдвижения правотворческой инициативы. Роль юридического обеспечения на стадиях принятия и утверждения правотворческого акта. Конфликт юридической службы с органами публичной власти (должностными лицами) в правотворческом процессе: сущность, пути преодоления Практические 4 1 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
3.2. Юридическое обеспечение на отдельных стадиях правотворческого процесса. Роль юридического обеспечения на стадиях прогнозирования и выдвижения правотворческой инициативы. Роль юридического обеспечения на стадиях принятия и утверждения правотворческого акта. Конфликт юридической службы с органами публичной власти (должностными лицами) в правотворческом процессе: сущность, пути преодоления Сам. работа 4 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Консультирование по вопросам реализации законодательства и иных нормативно-правовых актов (применение норм различных отраслей российского права)
4.1. Применение норм публичного права (налоговое право, финансовое право, административное право, экологическое право, земельное право). Применение норм частного права (гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право). Применение процессуальных норм. Комплексное правоприменение. Формы консультирования. Письменное, устное Практические 4 2 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Применение норм публичного права (налоговое право, финансовое право, административное право, экологическое право, земельное право). Применение норм частного права (гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право). Применение процессуальных норм. Комплексное правоприменение. Формы консультирования. Письменное, устное Сам. работа 4 8 ПК-5 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Судебное представительство
5.1. Определение роли юриста муниципального образования в судебном процессе. Подготовка к судебному заседанию. Получение фактических обстоятельств дела. Правовой анализ ситуации. Анализ сложившейся судебной практики. Подготовка процессуального документа. Исковое заявление. Иной процессуальный документ (ходатайство). Отзыв на исковое заявление. Возражение на отзыв на исковое заявление. Поведение в судебном процессе (роль юриста на каждой стадии судебного процесса). Выступление, вопросы, представления, анализ доказательств, процессуальные документы. Обжалование судебных актов. Участие в заседаниях вышестоящих судебных инстанций Практические 4 1 ПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.1, Л2.1
5.2. Определение роли юриста муниципального образования в судебном процессе. Подготовка к судебному заседанию. Получение фактических обстоятельств дела. Правовой анализ ситуации. Анализ сложившейся судебной практики. Подготовка процессуального документа. Исковое заявление. Иной процессуальный документ (ходатайство). Отзыв на исковое заявление. Возражение на отзыв на исковое заявление. Поведение в судебном процессе (роль юриста на каждой стадии судебного процесса). Выступление, вопросы, представления, анализ доказательств, процессуальные документы. Обжалование судебных актов. Участие в заседаниях вышестоящих судебных инстанций Сам. работа 4 8 ПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 6. Мониторинг и экспертиза муниципальных правовых актов
6.1. Нормативное регулирование мониторинга. Участие юриста в мониторинге муниципальных правовых актов представи-тельного органа и администрации муниципального образования. Регистр муниципальных правовых актов Алтайского края. Подготовка муниципальных правовых актов для направления в региcтр му-ниципальных правовых актов Алтайского края Практические 4 1 ПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.1
6.2. Нормативное регулирование мониторинга. Участие юриста в мониторинге муниципальных правовых актов представи-тельного органа и администрации муниципального образования. Регистр муниципальных правовых актов Алтайского края.Подготовка муниципальных правовых актов для направления в региcтр му-ниципальных правовых актов Алтайского края Сам. работа 4 10 ПК-5 Л1.2, Л2.3, Л1.1
Раздел 7. Составление муниципально-правовых документов
7.1. Понятие документа. Виды муниципально-правовых документов. Участие юриста в подготовке муниципально-правового документа. Подготовка проекта договора. Участие юриста в заключении договора. Про-токол разногласий и протокол согласования разногласий. Подготовка учредительных документов юридического лица. Подготовка внутренних документов юридического лица (положения, приказы пред-ставительного органа, администрации, иных муниципальных структур) Практические 4 1 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
7.2. Понятие документа. Виды муниципально-правовых документов. Участие юриста в подготовке муниципально-правового документа. Подготовка проекта договора. Участие юриста в заключении договора. Про-токол разногласий и протокол согласования разногласий. Подготовка учредительных документов юридического лица. Подготовка внутренних документов юридического лица (положения, приказы пред-ставительного органа, администрации, иных муниципальных структур) Сам. работа 4 10 ПК-5 Л1.2, Л2.2, Л2.3, Л1.1
7.3. Зачет 4 4 ПК-5 Л1.2, Л1.3, Л2.3, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См.Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
См.Приложение
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См.Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 В. А. Виноградов, В. Д. Мазаев, С. В. Васильева ; отв. ред. В. А. Виноградов. Конституционное право РФ : учебник Юрайт, 2016. www.biblio-online.ru/book/7DE5BE61-492E-4A89-A94B-C3827C701D6C
Л1.2 Фадеев, В.И. Муниципальное право: М. : Проспект, 2015 http://e.lanbook.com/book/54601
Л1.3 Стахов А.И. Административное право: учебник М.: Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/2B742601-7979-4216-A034-DA46F5D0A88A.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров Административное право Российской Федерации: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2B742601-7979-4216-A034-DA46F5D0A88A.
Л2.2 Хазова, О.А. Искусство юридического письма: Монография М.: Юрайт, 2012
Л2.3 Чаннов, С. Е. Муниципальное право : учебник и практикум Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/7B49F915-028F-4CD5-8123-6D52495C9023
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Справочно-правовая система "Консультант-Плюс", справочно-правовая система "Гарант"
Э2 www.ksrf.ru – официальный сайт Конституционного Суда РФ;
Э3 www.supcourt.ru – официальный сайт Верховного Суда РФ;
Э4 www.arbitr.ru - официальный сайт Высшего Арбитражного Суда РФ;
Э5 www.kraevoy.alt.sudrf.ru – официальный сайт Алтайского краевого суда РФ;
Э6 www.centralny.alt.sudrf.ru – официальный сайт Центрального районного суда г. Барнаула;
Э7 www.zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru – официальный сайт Железнодорожного районного суда г. Барнаула;
Э8 www.leninsky.alt.sudrf.ru – официальный сайт Ленинского районного суда г. Барнаула;
Э9 www.oktabrsky.alt.sudrf.ru – официальный сайт Октябрьского районного суда г. Барнаула;
Э10 www.industrialny.alt.sudrf.ru– официальный сайт Индустриального районного суда г. Барнаула;
Э11 www.altai-krai.arbitr.ru – официальный сайт Арбитражного суда Алтайского края.
Э12 www.echr.coe.int – официальный сайт Европейского суда по правам человека;
Э13 www.espch.ru – Европейский Суд по правам человека жалобы;
Э14 www.law.edu.ru – «Юридическая Россия» – образовательный правовой портал.
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические рекомендации позволяют оптимально организовать процесс по изучению дисциплины. Изучение дисциплины имеет важное значение и осуществляется на практических занятиях и в процессе самостоятельной работы .
В процессе обучения студент должен изучить структуру курса, ознакомиться с методическими рекомендациями, рекомендуемой учебной и научной литературой, нормативными правовыми актами, а также материалами судебной практики.
Работа каждого студента на практических занятиях отмечается преподавателем в журнале и обязательно учитывается при проведении зачета. При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить рекомендуемые нормативные правовые акты, обязательно уточнив их действующую редакцию, проанализировать научную литературу, выполнить порученные преподавателям задания. Работа, связанная с решением заданий, представляет собой вид интеллектуальной практической деятельности. Она способствует выработке умения и привычки делать что-либо правильно, а также закреплению навыков и знаний по проблеме. Серьезная и методически грамотно организованная работа по подготовке к семинарским занятиям, написанию письменных работ значительно облегчит подготовку зачету. Студенту останется лишь повторить пройденное, учесть, что было пропущено, восполнить пробелы при подготовке к практическим занятиям, закрепить ранее изученный материал. Если возникают затруднения при ответе на вопросы и выполнении заданий необходимо вернуться к учебным материалам и еще раз изучить их.
Самостоятельная работа студентов — планируемая учебная работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Задачами организации самостоятельной работы студентов являются: развитие способности работать самостоятельно; формирование самостоятельности мышления и принятия решений; стимулирование самообразования; развитие способности планировать и распределять свое время.
Изучение научной, учебной и иной литературы, правовых источников требует ведения рабочих записей. Форма записей может быть весьма разнообразной: простой или развернутый план, тезисы, цитаты, конспект. План – первооснова, каркас какой-либо письменной работы, определяющие последовательность изложения материала. План является наиболее краткой и потому самой доступной и распространенной формой записей содержания исходного источника информации. По существу, это перечень основных вопросов, рассматриваемых в источнике. План может быть простым и развернутым. Тезисы – сжатое изложение содержания изученного материала в утвердительной (реже опровергающей) форме. Конспект – сложная запись содержания исходного текста.
Систематизация изученных источников в процессе самостоятельной работы позволяет повысить эффективность их анализа и обобщения. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. Необходимо из всего материала выделить существующие точки зрения на проблему, проанализировать их, сравнить, дать им оценку. В записях и конспектах студенту очень важно указывать названия источников, авторов, год издания, то же самое касается реквизитов нормативных правовых актов. Это организует его, а главное, пригодится в последующем обучении. Если у студентов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала, они должны в установленные часы прийти на консультацию, на которой преподаватель помогает студенту найти правильное решение, аргументировать его.
При изучении дисциплины студент может пользоваться библиотечным фондом Алтайского государственного университета, в том числе электронно-библиотечной системой, а также юридическими базами информационных справочных систем типа «Консультант Плюс», «Гарант». Преподавание дисциплины осуществляется, в том числе с использованием Единого образовательного портала АлтГУ.
Формой контроля по итогам изучения дисциплины является зачет.