МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра уголовного права и криминологии
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильУголовное право, криминология, уголовно-исполнительное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_УП, УИП-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 92
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
в том числе инт. 4 4 4 4
Сам. работа 92 92 92 92
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного права и криминологии, Тыдыкова Надежда Владимировна

Рецензент(ы):
кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, Калашник Наталья Ивановна

Рабочая программа дисциплины
Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.ю.н., Детков Алексей Петович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра уголовного права и криминологии

Протокол от 04.07.2018 г. № 10
Заведующий кафедрой д.ю.н., Детков Алексей Петович, профессор кафедры уголовного права и криминологии


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью освоения учебной дисциплины «Актуальные проблемы освобождения от уголовной ответственности и наказания и применения иных мер уголовно-правового характера» является овладение магистрантами системой научных знаний и практических навыков в сфере правового регулирования общественных отношений, связанных с освобождением от уголовной ответственности и наказания, а также связанных с применением иных мер уголовно-правового характера.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
ПК-7 способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3
- нормы Уголовного закона, по которым осуществляется квалификация преступлений;
- нормы Уголовного закона, на основании которых возможно освобождение от уголовной ответственности и наказания, а также регулирующие применение иных мер уголовно-правового характера;
- тенденции правоприменительной практики по вопросам освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания по конкретным составам преступлений, применения иных мер уголовно-правового характера.

ПК-7
- нормы Уголовного кодекса РФ, регламентирующих вопросы освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также вопросы применения иных мер уголовно-правового характера;
- термины, понятия и категории, относящиеся к дисциплине;
- основные положения УК РФ, касающиеся вопросов освобождения от уголовной ответственности и наказания, а также вопросы применения иных мер уголовно-правового характера;
- основные проблемы, связанные с применением норм, связанных с освобождением от уголовной ответственности и наказания, а также о применении иных мер уголовно-правового характера;
- тенденции правоприменительной практики по вопросам освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания, применения иных мер уголовно-правового характера.
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3
- правильно квалифицировать деяния по нормам УК РФ;
-проиллюстрировать теоретические положения примерами правоприменительной практики, в которых имеет место освобождение от уголовной ответственности или наказания при совершении конкретного преступления;
- выявлять тенденции развития законодательства по вопросам освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания за конкретные составы преступлений, применения иных мер уголовно-правового характера;
- оценивать состояние действующего законодательства и указывать направления его совершенствования.

ПК-7
- в конкретной практической ситуации выявлять наличие или отсутствие оснований для освобождения от уголовной ответственности или наказания;
-проиллюстрировать теоретические положения примерами правоприменительной практики;
- выявлять закономерности развития законодательства по вопросам освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания, применения иных мер уголовно-правового характера;
- оценивать состояние действующего законодательства и указывать направления его совершенствования.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3
- навыками квалификации преступлений;
- навыками определения категории тяжести преступления.
- навыками квалификации преступлений и применения к ним норм законодательства, регламентирующего освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания.

ПК-7
- понятийным аппаратом, касающимся освобождения от уголовной ответственности, уголовного наказания и применения иных мер уголовно-правового характера;
- навыками применения норм УК РФ, регламентирующих освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания, а также применение иных мер уголовно-правового характера;
- навыками оценки практических ситуаций и применения к ним норм законодательства.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Освобождение от уголовной ответственности.
1.1. Освобождение от уголовной ответственности. Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.2. Освобождение от уголовной ответственности Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.3. Освобождение от угоовной ответственности. Лекции 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
1.4. Освобождение от уголовной ответственности. Сам. работа 1 8 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 2. Понятие и социальная обусловленность института освобождения от наказания.
2.1. Понятие и социальная обусловленность института освобождения от наказания. Практические 1 4 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
2.2. Понятие и социальная обусловленность института освобождения от наказания. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 3. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
3.1. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания и замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 4. Отсрочка отбывания наказания.
4.1. Отсрочка отбывания наказания. Практические 1 2 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
4.2. Отсрочка отбывания наказания. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 5. Условное осуждение.
5.1. Условное осуждение. Сам. работа 1 12 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 6. Правовое регулирование амнистии, помилования и судимости.
6.1. Правовое регулирование амнистии, помилования и судимости. Сам. работа 1 12 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 7. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних.
7.1. Освобождение от уголовной ответственности и уголовного наказания несовершеннолетних. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 8. Принудительные меры медицинского характера как иные меры уголовно-правового характера.
8.1. Принудительные меры медицинского характера как иные меры уголовно-правового характера. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 9. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера.
9.1. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-7 Л1.1, Л2.1, Л2.2
Раздел 10. Подготовка к зачету

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. Понятие и виды оснований освобождения от уголовной ответственности.
2. Освобождение от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием: понятие, основания, проблемы применения.
3. Проблемы отграничения деятельного раскаяния от добровольного отказа от преступления в теории уголовного права и правоприменительной практике.
4. Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим: понятие, основания, проблемы применения.
5. Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности: сущность и проблемы применения.
6. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности. Проблемы исчисления сроков давности.
7. Специальные виды освобождения от уголовной ответственности: понятие, классификация.
8. Критерии разграничения институтов «освобождения от уголовной ответственности» и «освобождения от наказания».
9. Классификация видов освобождения от наказания и его отбывания.
10. Основания и условия замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
11. Проблемы применения замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
12. Понятие, основания и условие освобождения от отбывания наказания в связи с истечением срока давности обвинительного приговора суда.
13. Приостановление сроков давности обвинительного приговора суда.
14. Понятие и условия применения института «освобождение от наказания в связи с изменением обстановки
15. Основания освобождения от наказания в связи с изменением обстановки.
16. Проблемы применения освобождения от наказания в связи с болезнью.
17. Правовое регулирование освобождения от наказания в связи с болезнью военнослужащих.
18. Основания условно-досрочного освобождения.
19. Критерии исправления осужденных при условно-досрочном освобождении.
20. Отношение к трудовой деятельности как критерий исправления осужденных.
21. Отношение к обучению как критерий исправления осужденных.
22. Соблюдение режимных требований как критерий исправления осужденных.
23. Обязанности, возлагаемые на условно-досрочно освобожденных.
24. Основания отмены условно-досрочного освобождения.
25. Проблемы применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
26. Основание и условие предоставления отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем.
27. Отмена отсрочки отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей, мужчине, имеющему ребенка в возрасте до четырнадцати лет и являющемуся единственным родителем
28. Основания и условия предоставления отсрочки отбывания наказания больным наркоманией.
29. Отмена отсрочки отбывания наказания больным наркоманией.
30. Понятие и юридическая природа условного осуждения.
31. Испытательный срок при условном осуждении.
32. Обязанности условно осужденных.
33. Контроль за условно осужденными.
34. Отмена условного осуждения.
35. Проблемы применения условного осуждения.
36. Амнистия: юридическая природа, законодательная регламентация.
37. Правовое регулирование помилования.
38. Понятие, уголовно-исполнительные и общесоциальные последствия судимости в РФ.
39. Вопросы погашения и снятия судимости в РФ.
40. Проблемы судимости как последствия совершения преступления в теории уголовного права.
41. Специальные основания освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания.
42. Понятие и основания применения принудительных мер воспитательного воздействия.
43. Предупреждение как принудительная мера воспитательного воздействия.
44. Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа как принудительная мера воспитательного воздействия.
45. Возложение обязанности загладить причиненный вред как принудительная мера воспитательного воздействия.
46. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего как принудительная мера воспитательного воздействия.
47. Проблемы применения принудительных мер воспитательного воздействия.
48. Основания применения принудительных мер медицинского характера.
49. Цели применения принудительных мер медицинского характера.
50. Виды принудительных мер медицинского характера и их характеристика.
51. Продление, изменение и прекращение применения принудительных мер медицинского характера.
52. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера.
53. Принудительные меры медицинского характера, соединенные с исполнением наказания.
54. Проблемы применения принудительных мер медицинского характера.
55. История развития российского законодательства о конфискации.
56. Понятие конфискации имущества.
57. Порядок конфискации имущества.
58. Проблемы применения конфискации имущества.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Проблемы практики применения освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.
2. Тенденции практики применения освобождения от уголовного наказания в связи с изменением обстановки.
3. Проблемы определения критериев исправления при условно-досрочном освобождении.
4. Практика определения степени исправления осужденного при условно-досрочном освобождении.
5. Перспективы института освобождения от уголовного наказания в связи с изменением обстановки.
6. Проблемы освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних.
7. Проблемы применения конфискации.
8. Тенденции практики применения принудительных мер медицинского характера.
9. Проблемы освобождения от уголовной ответственности по специальным основаниям.
10. Правовая природа условного осуждения.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
ФОС размещен в приложении

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 под ред. О.С. Капинус Уголовное право России. Общая часть.: учебник Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/6A4D5DAE-F81D-40D3-889D-7FE8E4A0145F
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Томин В.Т. - отв. ред., Сверчков В.В. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 3 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 10-е изд., пер. и доп: М.:Издательство Юрайт, 2021 biblio-online.ru
Л2.2 Лебедев В.М. - отв. ред. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РФ В 4 Т. ТОМ 1. ОБЩАЯ ЧАСТЬ: Гриф Верховного Суда М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 3. Сайт ЭБС издательства «Лань». Режим доступа: http://e.lanbook.com/.
Э2 4. Сайт «Университетской библиотеки онлайн». Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/spravka/usloviya_dostupa.html.
Э3 5. Сайт «Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU». Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp.
Э4 6. Сайт Верховного суда РФ www.supcoutr.ru.
Э5 7. Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» www.sudrf.ru.
Э6 8. Сайт информационно-правовой системы АКТОСКОП www.actoscope.com.
Э7 9. Информационный ресурс www.pravo.ru.
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
Adobe Reader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС Консультант Плюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru)
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)
Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru)
Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
108С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 16 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка Аquarius - 16 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины



1. Методика проведения семинарского (практического) занятия

Посещение данных занятий является обязательным для обучающегося.
В процессе проведения семинарских / практических занятий организуется систематическая работа студентов по изучению дисциплины, закрепляется материал, который давался студентам на лекциях, а также материал, изученный в ходе самостоятельной работы в виде подготовки к таким занятиям. На семинарских / практических занятиях студенты совершенствуют навыки излагать усвоенный материал, участвовать в дискуссиях, отстаивать собственную позицию, применять полученные знания для решения практических вопросов предмета дисциплины (казусов).
Семинарские занятия позволяют определить уровень знания каждым студентом пройдённого материала, осуществлять контроль за усвоением тем дисциплины, своевременно исправлять ошибки, допущенные в ходе самостоятельной подготовки.
На практических занятиях формируется навык по квалификации уголовно-значимой деятельности в сфере преступлений против здоровья населения.
Семинарские / практические занятия обеспечивают должное знание вопросов дисциплины, успешный ответ на текущей аттестации и прохождение промежуточной аттестации по дисциплине (зачёта).
Теоретические вопросы рассматриваются на практических занятиях. Ответ на теоретический вопрос производится в устной форме. Предусмотрена возможность ответа в интерактивной форме, то есть посредством сопутствующего использования презентации, видеофильма и т.п. После завершения основного ответа, преподаватель задает студенту уточняющие и/или дополнительные вопросы. Ответ студента оцениваются по 4-балльной системе.
Непосещение семинарских / практических занятий расценивается, как невыполнение студентом рабочей программы дисциплины и студент к промежуточной аттестации по данной дисциплине может быть не допущен.
В процессе подготовки к семинарским / практическим занятиям необходимо студенту учесть следующее.
1. Перед занятием следует внимательно ознакомиться с его планом и рекомендованными для изучения нормативным материалом и литературой.
Для подготовки теоретических вопросов студенту вначале необходимо обратиться к содержанию лекционного материала, если таковой имеется. В иных случаях изучение вопроса целесообразно начинать с изучения положений законодательства, регулирующего те или иные вопросы (соответствующей нормы УК РФ, других законов и нормативных актов), далее ознакомиться с содержанием актов судебного толкования данной нормы и только затем переходить к изучению рекомендованной литературы. Завершающим этапом изучения вопроса является анализ судебной практики по конкретному составу преступления.
Все нормативные правовые акты можно найти в информационных справочных системах, в частности в Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Использование этих систем позволяет достаточно оперативно отслеживать изменения законодательства, быть в курсе последних направлений правоприменительной практики.
Наличие Уголовного кодекса РФ, а также иных нормативных актов, постановлений Пленума Верховного Суда РФ является обязательным на занятии. При решении задач, анализе тех или иных проблем обязательно обращение к положениям законодательных актов и актов толкования закона.
2. При работе с литературой приоритет в ознакомлении с темой следует отдать учебным пособиям и ученикам, рекомендованным в качестве основной литературы. После этого можно переходить к анализу дополнительной литературы в виде более сложных работ, в частности, научных монографий и статей. При этом студент должен понимать, что приведённым в плане занятия перечнем вся литература по той или иной теме, конечно, не исчерпывается. Поэтому он вправе обратиться к преподавателю, ведущему лекционные или семинарские / практические занятия, и попросить рекомендовать ему дополнительную литературу. Кроме того, студент может самостоятельно изучить по интересующему вопросу статьи, опубликованные в журналах, например, «Уголовное право», «Наркоконтроль», «Законность», «Российская юстиция» и других. Работу с литературой существенно облегчают информационно-справочные и электронно-библиотечные системы. Многие статьи размещены Справ.-правовой системе «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». Кроме того, студенты АлтГУ имеют доступ к электронным коллекциям работ, размещённым в следующих электронно-библиотечных системах: ЭБС издательства «Лань», «Университетской библиотеке онлайн», «Научной электронной библиотеке eLIBRARY.RU». Полезными могут быть открытые библиотечные системы: Сайт Бесплатной научной библиотеки «КиберЛенинка», Юридический сайт Канал Юристы 2007-2013. Самостоятельный поиск литературы поощряется при выставлении отметки за ответ или контрольное задание.
3. Изучение преступлений против конституционных прав и свобод граждан невозможно без обращения к судебной практике. Отражение материалов правоприменительной практики является обязательным требованием для всех контрольных заданий студентов (в том числе ответов на семинарских / практических занятиях, докладов, эссе, рефератов).
В процессе сбора практического материала можно обращаться к различным источникам. Материалы судебной практики регулярно публикуются в выходящем ежемесячно Бюллетене Верховного Суда РФ. Последний номер Бюллетеня каждого года содержит указатель, по которому можно оперативно найти информацию о квалификации (переквалификации) действий виновного по конкретному преступлению. Кроме того, все материалы, публикуемые в Бюллетене, иные решения Верховного Суда РФ по конкретным делам доступны на его официальном сайте – http://vsrf.ru/.
Предоставляют огромные возможности для сбора практического материала и существенно облегчают его поиск справочно-информационные правовые системы, в частности Справ.-правовая система «КонсультантПлюс» и ИПО системы «ГАРАНТ». По ключевым словам в них можно быстро найти интересующую информацию.
Однако наиболее объективную и полную информацию даёт изучение судебной практики посредством специальных Интернет-ресурсов. К ним относятся Сайт государственной автоматизированной системы «Правосудие» (режим доступа: http://www.sudrf.ru/), Сайт РосПравосудие (режим доступа: http://rospravosudie.com/) и Сайт судебные и нормативные акты РФ (режим доступа: http://sudact.ru/). Это ресурсы, объединяющие в едином информационном пространстве решения судов всех субъектов Российской Федерации.
4. При подготовке к семинарскому занятию студент должен продумать свои ответы по вопросам темы и быть готовым к дискуссии по спорным вопросам. Поэтому ему следует чётко сформулировать аргументы и обдумать систему доказательств той точки зрения, которая, по его мнению, является правильной.
Выступления на семинарских занятиях должны достаточно полно раскрывать содержание обсуждаемых вопросов. Излагаемую позицию необходимо обосновывать, используя при этом ссылки на точки зрения, представленные в литературе, на законодательные и иные нормативные источники, примеры из практической деятельности.

2. Методика решения задач
Решение задач проводится на семинарских занятиях. Решение задач осуществляется студентом самостоятельно в процессе подготовки к практическому занятию. Решение задач на практическом занятии может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Каждая задача оценивается отдельно по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше
Решение задач должно отвечать следующим требованиям:
1. Прежде чем начать решать задачу необходимо изучить рекомендованный в планах семинарских / практических занятий нормативный материал, имеющиеся рекомендации высших правоприменительных органов (постановлений Конституционного Суда, Пленума Верховного Суда РФ, определений коллегий Верховного Суда РФ по рассматриваемой категории уголовных дел), рекомендованную учебную и научную литературу;
2. По имеющимся фактическим данным определить отраслевую принадлежность правонарушения, содержащегося в действиях виновного. При недостаточности фактического материала правоприменитель добывает их в ходе проведения следственных действий, а студент предлагает вариант фактических обстоятельств казуса, чтобы действия субъекта в казусе содержали признаки состава преступления.
3. Необходимо показать, что в действиях виновного содержатся все признаки состава преступления.
3.1 Доказать наличие объекта и предмета соответствующего состава преступления.
3.2 Показать объективную сторону совершенного деяния.
Доказательства соответствия признаков совершенного деяния составу преступления по признакам объективной стороны начинается с уяснения возможных форм деятельности (бездеятельности), заложенных законодателем в диспозиции уголовно-правовой нормы, и показа форм совершенного в казусе. Если диспозиция статьи УК РФ бланкетная, нужно использовать нормативные акты, в которых раскрываются содержание указанных в диспозиции уголовно-правовой нормы понятий, признаков.
Исходя из конструкции состава преступления, нужно показать, какой это состав – формальный или материальный, в соответствии с чем следует определять, окончено ли данное преступление, с какого момента или, если не окончено, то по каким причинам.
3.3 Для доказательства наличия соответствия субъективных признаков содеянного признакам вменяемого состава преступления необходимо показать предметное содержание возможных в данном составе форм и видов вины и найти одну из них при совершении деяния субъекта в казусе. Нельзя игнорировать так называемые факультативные признаки субъективной стороны состава преступления – цель и мотив, ибо первая показывает результат, к которому стремится виновный, второй – смысл всех совершаемых виновным действий.
3.4 Возрастные особенности субъекта преступления, медицинские (вменяемость), требуют особого доказательства в редких случаях. Тем не менее, в правоприменительной деятельности о них нельзя забывать. При решении учебных задач презюмируется, что субъекты, названные в казусах, вменяемы и достигли возраста уголовной ответственности. Особого доказательства требует наличие у субъекта совершенного деяния специальных признаков субъекта, если вменяемый состав преступления со специальным субъектом.
В процессе квалификации преступлений необходимо использовать не противоречащие общим положениям теории права, в том числе уголовного, имеющиеся рекомендации вышестоящих судебных инстанций по рассматриваемым вопросам (Пленума Верховного Суда РФ, определений судебных коллегий Верхового Суда РФ).



3.Методика решения тестовых заданий
Тестовые задания решаются либо на семинарских занятиях, либо через Единый образовательный портал Алтайского государственного университета. Каждый вопрос содержит несколько варианта ответа, только один из которых является правильным. Если правильных вариантов ответа несколько, то студента об этом дополнительно уведомляют. Итоговая оценка за тест выставляется с учетом количества верно выполненных заданий (в процентном соотношении от всего количества предложенных вопросов). Тестирование оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше


4.Методика выполнения лабораторного практикума
Лабораторный практикум (практическое задание) представляет собой творческо-практическое задание, требующее умственных усилий. Выполняется индивидуально и самостоятельно. Сначала необходимо уяснить суть задания, затем собрать и проанализировать необходимый материал, потом оформить результат. Лабораторный практикум оценивается по 4-балльной системе. Критерии оценивания представлены выше

5.Методика выполнения практического задания

Практические задания представлены разнообразными вариациями, поэтому методика выполнения каждого предложена в тексте задания.

6. Методика подготовки к промежуточной аттестации (зачету)
Формой промежуточной аттестации по дисциплине является зачёт. Зачёт, как правило, проводится в устной форме по билетам, составленным из вопросов, рекомендованных к подготовке к зачёту.
В период подготовки к зачёту по дисциплине «квалификация преступлений против здоровья населения» студент должен привести в систему все знания, полученные при изучении данного предмета. При этом надо руководствоваться рабочей программой и УМК дисциплины, определяющими объем и содержание материала, который необходимо изучить и освоить для прохождения аттестации.
На зачёте студент должен предельно кратко, но вместе с тем содержательно изложить основной материал вопроса, определив в ответе главное. При ответе важно указать, как данный вопрос рассматривается в литературе, какие подходы сложились в судебной практике, какие по этому поводу существуют точки зрения, какие имеются проблемы, и каковы их возможные пути решения. Следует иметь в виду, что уголовное законодательство динамично изменяется. Все изменения должны быть учтены в ответе. Знание законодательства с учётом последних изменений является основой сдачи зачёта.
Можно выделить следующие основные требования для успешного прохождения промежуточной аттестации:
1. знание действующего уголовного законодательства и современных тенденций его развития по конкретному вопросу;
2. знание теоретических и правоприменительных подходов по этому вопросу;
3. правильное понимание, толкование и применение соответствующей уголовно-правовой нормы;
4. знание и умение видеть проблемы данной уголовно-правовой нормы;
5. раскрытие различных научных и практических подходов к решению этих проблем, выработка собственной позиции по проблеме.
Студент должен знать, что при выставлении итоговой отметки при прохождении аттестации по дисциплине, кроме ответа на зачёте, также учитываются следующие факторы:
 работа студента во время семинарских / практических занятий;
 результаты контрольных заданий по итогам изучения разделов дисциплины;
 качество подготовленных ответов, дополнений, докладов;
 качество подготовленных письменных работ: индивидуальных домашних заданий, эссе, рефератов и других работ;
 участие в конференциях, круглых столах и иных научных форумах по проблемам предмета учебной дисциплины.