Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Техника подготовки и толкования правовых актов |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01_ТПА-1-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 2 | 2 | 2 | 2 |
Лабораторные | 2 | 2 | 2 | 2 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 |
в том числе инт. | 4 | 4 | 4 | 4 |
Сам. работа | 87 | 87 | 87 | 87 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "теория толкования права" являются познание студентами значения, социальной природы, оснований способов и видов толкования права как средства отыскания более глубокого смысла за, на первый взгляд. Сухими предписаниями нормативно-правового акта; а также уяснение природы и инструментальной ценности аналогии права и закона. В круг задач данного специального курса входят: 1) углубленное изучение в рамках общетеоретической юридической науки походов к пониманию толкования права; 2) познание целей, функций, принципов и значения толкования права и аналогии в праве; 3) разрешение проблемы пробельности права; 4) уяснение отличий между аналогией права и аналогией закона; 5) приобретение умения пользоваться конкретными видами и способами толкования права при работе с нормативно-правовыми актами; 6) формирование уважения к праву и закону, чувства необходимости соблюдения норм прав, почтения к ответственному, добросовестному и соответствующему правовым нормам поведению. Цели освоения учебной дисциплины соответствуют общим целям ООП Университета. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В |
ОК-4 | способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения |
ПК-7 | способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты |
ПК-8 | способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ОК-4: основы практики использования русским и иностранным языками как средством делового общения ПК-7: основы теории толкования права ПК-8: основы участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ОК-4: пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения ПК-7: квалифицированно толковать нормативно-правовые акты ПК-8: участвовать в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ОК-4: использования русского и иностранного языков как средств делового общения ПК-7: квалифицированного толкования нормативно-правовых актов ПК-8: навыки участия в проведении юридической экспертизы проектов нормативно-правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, навыки дачи квалифицированных юридических заключений и консультаций в конкретных сферах юридической деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теория толкования права | ||||||
1.1. | Понятие толкования права. Способы толкования права | Лекции | 2 | 1 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Понятие толкования права | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Понятие толкования права | Сам. работа | 2 | 17 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Способы толкования права | Практические | 2 | 1 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Практическое занятие по решению задач по теме: "Способы толкования права" | Сам. работа | 2 | 14 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Виды толкования права. Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона | Лекции | 2 | 1 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Виды толкования права | Практические | 2 | 1 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Виды толкования права | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Судейское усмотрение в вопросе о толковании права | Практические | 2 | 1 | ОК-4, ПК-7 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Судейское усмотрение в вопросе о толковании права | Сам. работа | 2 | 12 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Судейское усмотрение в вопросе о толковании права | Лабораторные | 2 | 2 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ | Практические | 2 | 2 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Роль Конституционного Суда в толковании Конституции РФ | Сам. работа | 2 | 18 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Лабораторный практикум по теме: "Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона". Составление словаря основных понятий. | Практические | 2 | 1 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
1.15. | Пробелы в праве. Аналогия права и аналогия закона | Сам. работа | 2 | 8 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. Экзамен | ||||||
2.1. | Экзамен | Экзамен | 2 | 9 | ОК-4, ПК-7, ПК-8 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Общефилософские представления о соотношении формы и содержания. Позитивистский и естественно-правовой подход к возможности толкования права. Понятие толкования права, его объективно-субъективная природа. Понятие способов и видов толкования права. Отдельные способы толкования права: грамматический, исторический, систематический, логический; Отдельные способы толкования права: специально-юридический, телеологический, функциональный, герменевтический, экзегетический. Виды толкования права по объему. Виды толкования права по субъектам. Акты толкования права: понятие, виды. Понятие судейского усмотрения, его пределы; возможность судейского усмотрения в РФ. Роль Конституционного Суда РФ в толковании Конституции РФ. Принцип неизменяемости правовой позиции суда. Пробелы в праве и способы их восполнения и устранения. Аналогия права и аналогия закона: понятие и соотношение. Судейское усмотрение: понятие и пределы применения. Дух и буква закона: проблема соотношения. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Общефилософские представления о соотношении формы и содержания. Позитивистский и естественно-правовой подход к возможности толкования права. Понятие толкования права, его объективно-субъективная природа. Понятие способов и видов толкования права. Отдельные способы толкования права: грамматический, исторический, систематический, логический; Отдельные способы толкования права: специально-юридический, телеологический, функциональный, герменевтический, экзегетический. Виды толкования права по объему. Виды толкования права по субъектам. Акты толкования права: понятие, виды. Понятие судейского усмотрения, его пределы; возможность судейского усмотрения в РФ. Роль Конституционного Суда РФ в толковании Конституции РФ. Принцип неизменяемости правовой позиции суда. Пробелы в праве и способы их восполнения и устранения. Аналогия права и аналогия закона: понятие и соотношение. Судейское усмотрение: понятие и пределы применения. Дух и буква закона: проблема соотношения. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Комаров, С. А. | Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры : | Юрайт// ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5EC720B8-491D-47C2-956E-1709A0583582., 2021 | www.biblio- online.ru/book/5EC 720B8-491D-47C2- 956E- 1709A0583582., 2018 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Селютина, Е. Н. | Проблемы теории государства и права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.: | Юрайт // ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43., 2021 | www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Верховный Суд РФ: http://www.vsrf.ru/ | |||
Э2 | Конституционный Суд РФ: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса «Теория толкования права» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам правопонимания и правоприменения, овладение соответствующими теоретическими знаниями и практическими навыками. Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам теории толкования права: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Власенко, Н. А. Теория государства и права: науч.-практ. пособие / Н. А. Власенко; Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве Рос. Федерации.- М. : Юриспруденция, 2009.- 424 с.; Теория государства и права: учеб. пособие для вузов/ А. А. Иванов ; под ред. В. П. Малахова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 351с.; Сорокин, В. В. Юридическая глобалистика: учебник: в 2-х томах./ В. В. Сорокин. - М.: Юрлитинформ, 2010. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия. Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с коллективной научной работой Закон: создание и толкование./ Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Спарк, 1998. – 283 с. В ней имеются не только важные теоретические обобщения, но и значимая практическая составляющая. Неоценимую помощь в подготовке к данному семинарскому занятию окажет также монография Васьковского Е.В. Руководство к толкованию и применению законов. М., 1997. 156с. Изучение материала, который в них представлен, позволит получить представление об эволюции теории толкования права. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться со статьями: Сорокин, В. В. Проблемы толкования права в современном гражданском обществе / В. В. Сорокин // Гражданин и право.-2010. - N 6.-С. 3-8.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49. Подготовка к семинарскому занятию № 2 предполагает углубленное знакомство с конкретными способами и видами толкования права. Учащиеся должны четко уяснить разницу между этими теоретическими категориями. В этом им помогут следующие научные работы: Перевалов, В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин // Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49.; Гамзатов М.Г. Синонимия в толковании и переводе юридических текстов / М. Г. Гамзатов.// Правоведение. - 2010. - № 3. - С. 27 – 48. Для подготовки к семинарскому занятию № 3 в качестве дополнительной литературы рекомендуются следующие монографии: Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с., Соцуро, Л.В. Неофициальное толкование норм права./ Л.В. Соцуро. - М.: Профобразование. – 2000. – 112с.; Толстик, В.А., Дворников, Н.Л., Каргин, К.В. Системное толкование норм права./ В.А. Толстик, Н.Л. Дворников, К.В. Каргин./ М. – ИД «юриспруденция» - 2010. – 136с. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также четко определить пределы осуществления субъективного права и отграничить от правомерного и противоправного поведений злоупотребление субъективным правом. Тема семинарского занятия № 4 предполагает аналитическое сопоставление студентами двух Постановлений Конституционного Суда РФ: а) Постановление КС РФ от 18 января 1996 г. N 2-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края и особые мнения судей Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.Д. Рудкина; б) Постановление Конституционного Суда РФ от 21 декабря 2005 г. № 13-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» в связи с жалобами ряда граждан и особые мнения судей А.Л. Кононова и В.Г. Ярославцева. Также необходимо обратиться к статье: Гаврюсов, Ю. В. О некоторых взглядах на правовую природу решений органов конституционной юстиции / Ю. В. Гаврюсов// Конституционное и муниципальное право.-2010. - N 7.-С. 51-55. Изучение предложенных источников позволит получить углубленное представление о правовой природе актов высших судебный инстанций России, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия. Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник из представленных в плане семинарского занятия по каждой из отраслей права; особое же внимание следует уделить анализу статей КоАП РФ, ГК РФ, СК РФ, УК РФ, в которых говорится об аналогии права и закона. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи. Важную методическую помощь при этом студентам окажет работа: Сорокин, В. В. Толкование современного права: поиск предмета / В. В. Сорокин// Российская юстиция.-2010. - N 6.-С. 46-49. |