МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История музеев России

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки41.04.01. Зарубежное регионоведение
ПрофильАктуальные проблемы политического и социально-экономического развития государств Центральной Азии
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план41_04_01_ЦА-2-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 48
самостоятельная работа 33
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 30 30 30 30
Сам. работа 33 33 33 33
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История музеев России

разработана в соответствии с ФГОС:
ФГОС ВО по направлению подготовки 41.03.02 "Регионоведение России", приказ №1415 от 03.12.2015 г.

составлена на основании учебного плана:
41.04.01 Зарубежное регионоведение
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д-р ист. наук, профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью курса является изучение процессов становления и развития музейного дела в России, истории отдельных музеев России, политики государства в отношении социокультурного наследия на разных этапах исторического развития и современного состояния музейного дела

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-4 владение навыками синхронного восприятия и документирования мультимедийной информации на языке(языках) региона специализации
ПК-8 способность соотносить исторические, политические, социальные, экономические, демографические, цивилизационные закономерности, факторы, тенденции развития зарубежных регионов с основными этапами эволюции глобальной системы международных отношений и ее региональных подсистем
ПК-9 способность моделировать региональные политические, экономические, демографические и иные социальные процессы, строить научные прогнозы их развития
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы развития музейного дела в России;
- особенности современного музейного мира России.
3.2.Уметь:
3.2.1.- анализировать и критически осмысливать историю становления ведущих музейных учреждений России;
- характеризовать вклад России в мировую историю и культуру в контексте истории музейных учреждений;
- составлять описание музея и его коллекций, отдельных музейных предметов, атрибутировать предметы исторических коллекций.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.постановки и решения исследовательских задач при изучении истории отдельных музеев и их профильных групп, иметь навыки использования методов презентации сведений о музеях и коллекциях мирового значения в России.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ДОМУЗЕЙНОЕ СОБИРАТЕЛЬСТВО И ПРОТОМУЗЕЙНЫЕ ФОРМЫ В РОССИИ
1.1. История домузейного собирательства и коллекционирования в России. Протомузейные собрания и их значение. Церковные и монастырские ризницы. Дворцовые сокровищницы.Частное коллекционирование. Арсеналы. Государевы сады. Оружейная палата. Лекции 1 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.2. Протомузейные формы в России Практические 1 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
1.3. Арсеналы как протомузеная форма Сам. работа 1 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 2. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РУССКИХ МУЗЕЕВ. ИСТОРИЯ КУНСТКАМЕРЫ
2.1. СТАНОВЛЕНИЕ ПЕРВЫХ РУССКИХ МУЗЕЕВ. ИСТОРИЯ КУНСТКАМЕРЫ. Значение "Великого посольства". Петровские указы о сохранениии наследия. Петергофский Монплезир. Собрание Петра Великого. Частные коллекции эпохи Петра. Открытие Кунсткамеры. Первые коллекции музея. Устройство Кунсткамеры в XVIII в. Известные описания Кунсткамеры. История возникновения Музея академии художеств. Лекции 1 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.2. Кунсткамера: история и современное состояние Практические 1 4 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
2.3. Кунсткамера: история и современное состояние Сам. работа 1 4 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 3. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭРМИТАЖА
3.1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ЭРМИТАЖА. Продолжатели дела Петра I и начало становления Эрмитажа. Приобретение коллекции И.Э. Гоцковского. Наименование "эрмитаж". Строительство зданий. Эрмитаж Екатерины II. Политика приобретения коллекций. Посредники Екатерины II. Коллекция графа Брюля. Собрание барона Кроза. Собрание лорда Вальполя. Собрание гравюр. Скульптура в Эрмитаже. «Алмазная комната». "Натуральный кабинет". Роль личных интересов Екатерины II в формировании коллекций музея. История Эрмитажа в XIX в. Эрмитаж в новом статусе императорского музея. Николай I и Лео фон Кленце. Строительство Нового Эрмитажа. Формирование основных направлений музейной деятельности. Лекции 1 4 ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
3.2. История становления и современное состояние Государственного Эрмитажа Практические 1 4 ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л1.4, Л2.1
3.3. История становления и современное состояние Государственного Эрмитажа Сам. работа 1 4 ПК-4, ПК-8 Л1.1, Л1.4, Л2.1
Раздел 4. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЕВ РОССИИ В XIX В.
4.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И СТАНОВЛЕНИЯ МУЗЕЕВ РОССИИ В XIX В. Становление Оужейной палаты как музея. Проект Ф.П. Аделунга. Деятельность Н.П. Румянцева. Румянцевский музей: история возникновения и судьба. Проект Эстетического музея при Императорском Московском университете. Развитие университетских музеев в XIX в. История возникновения Третьяковской галереи. Создание Исторического музея. Строительство здания на Красной площади и формирвоание собрания. История формирования Политехнического музея в Москве. История возникновения первых музеев в Сибири. Иркутский областной краеведческий музей. «Барнаульский горный музеум». Музеи Томского университета. Лекции 1 4 ПК-8 Л1.1, Л1.4, Л2.1
4.2. История Русского музея. История возникновения «Русского Музея Императора Александра III». Основа собрания музея и его особенности. Увеличение коллекции музея в начале XX в. Этнографический отдел Русского музея и формирование Этнографического музея. Практические 1 2 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
4.3. История научно-технических и промышленных музеев в России. Политехническая выставка 1872 г. Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии. Открытие Политехнического музея в Москве. Роль А.П. Богданова. Технические, промышленные и отраслевые музеи в Москве и Петербурге. С.Т. Морозов и Музей кустарных изделий (Торгово-промышленный музей кустарных изделий Московского губернского земства). Артиллерийский музей. «Морской музеум». Практические 1 4 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
4.4. История Государственной Третьяковской галереи. Павел Третьяков и начало формирования коллекции. Первые покупки картин. «Завещательное письмо». Особенности собирательной деятельности П. Третьякова. Открытие «Московской городской галереи Павла и Сергея Третьяковых» и расширение собрания. Практические 1 2 ПК-8 Л1.1, Л2.1
4.5. История Государственной Третьяковской галереи. История Русского музея. История научно-технических и естественнонаучных музеев в России Сам. работа 1 17 ПК-8 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л2.1
Раздел 5. ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ РОССИИ В XX В.
5.1. ИСТОРИЯ МУЗЕЕВ РОССИИ В XX В. Музеи и музейное дело России до 1917 г. А. Ф. Котс и создание Дарвиновского музея. Формирование музейной сети. Этнографический отдел Русского музея. «Музей изящных искусств имени императора Александра III»: история возникновения. И.В. Цветаев. Музеи в 1917 1930-х гг. Национализация дворцов и усадеб. Создание государственная система управления музейным делом и охраной памятников. Государственный музейный фонд. Открытие Биологического музея в Москве. Концепция Б.М. Завадовского. "Золотое десятилетие краеведения". Первый Всероссийский музейный съезд. Кадровая политика в музеях. "Музейные распродажи". Музеи в годы Великой отечественной войны. Попытки сохранить музейные предметы накануне войны. П.К. Балтун и эвакуация собрания Русского музея. Мероприятия по спасению ценностей Эрмитажа. И.А. Орбели. В.Ф. Левинсон-Лессинг. История музеев СССР в 1950-е 1980-е гг.:основные тенденции. "Музейный бум". Лекции 1 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
5.2. История развития музеев и музейного дела в период с начала XX в. и до 1941 г. Мероприятия первых лет советской власти в сфере музейного строительства. История появления первого русского скансена. История возникновения и развития естественнонаучных музеев в начале XX в.А. Котс и Дарвиновский музей в Москве. Биологический музей им. К.А. Тимирязева в Москве. Зоологический музей Академии наук. Государственная музейная политика в конце 1920-х 1930-е гг. Формирование и развитие сети краеведческих музеев в СССР. Практические 1 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.4, Л2.1
5.3. Формирование сети музеев заповедников в СССР. Первые музеи-заповедники. Формирование заповедников в конце 1950-х – начале 1960-х гг. "Танаис". Владимиро-Суздальский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник , Новгородский музей-заповедник. Особенности организации музеев под открытым небом. «Музейный бум». Практические 1 4 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
5.4. Формирование сети музеев заповедников в СССР. Сам. работа 1 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.2, Л1.3, Л1.4, Л2.1
Раздел 6. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ.
6.1. РАЗВИТИЕ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА В РОССИИ В КОНЦЕ XX – НАЧАЛЕ XXI ВВ. Музейная сеть России в начале XXI века. Многообразие музеев по принадлежности и профилю. Новые направления в деятельности российских музеев. ФЗ-54 "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации". Музейный менеджмент. Формирование учреждений музейного типа. Брендовые музеи и развитие культурного туризма. Детские музеи. Лекции 1 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.2. Основные направления музейной деятельности. Экспозиционная деятельность музея. Методы проектирования экспозиций. Деятельность по учету, хранению и изучению музейных фондов. Основные понятия научно-фондовой работы. Культурно-образовательная деятельность музея. Виды мероприятий и их значение. Практические 1 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.3. Многообразие музеев в современной России. Брендовые музеи. Детские музеи иих значение. Практические 1 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.4. Основные направления музейной деятельности Сам. работа 1 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.5. Многообразие музеев в современной России Сам. работа 1 2 ПК-8, ПК-9 Л1.1, Л1.4, Л2.1
6.6. Экзамен по дисциплине Экзамен 1 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Рабочая программа дисциплины обеспечена фондом оценочных средств для проведения текущего и промежуточного контроля. В полном объеме материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации находятся в ЭУМКД, расположенном по адресу: http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=127
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств находится в приложении.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 1. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.3 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. Исторические музеи: учебное пособие Алт. ун-та, Ч. 2. 2015 elibrary.asu.ru
Л1.4 Гребенникова Т.Г., Тишкина Т.В. История музеев России: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова, Т. Г. Музеология: введение в профессию: учеб. пособие Изд-во АлтГУ// ЭБС АлтГУ, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Станюкович Т.В. Кунсткамера Петербургской академии наук / Т.В. Станюкович; Акад. наук СССР, Институт этнографии. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1953 kunstkamera.ru
Э2 Российская музейная энциклопедия www.museum.ru
Э3 Электронная библиотека АлтГУ elibrary.asu.ru
Э4 Электронный учебно-методический комплекс "История музеев России" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Материал курса сгруппирован по хронологическому и тематическому принципам, история музеев России осваивается в историческом контексте, как часть истории России, материал отдельных тем сгруппирован также по етматическому принципу, когда изучаются отдельные профильные группа музейных учреждений.
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Лекции представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Подготовленный конспект и рекомендуемая литература используются при подготовке к семинарским и практическим занятиям. Материал лекций позволяет проследить становление и развитие музея в России как социокультурного института, изучить место музея в контексте развития российской истории и культуры, уяснить факторы развития музеев и ведущих ключевых их деятельности.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
После каждого раздела выполняется итоговое практическое задание.
Все материалы для самостоятельного изучения представлены в Электронном учебно-методическм комплексе по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=127