МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Право и демократия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра теории и истории государства и права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильТеория и история права и государства, история правовых учений
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01-ТИПГ, ИПУ-23-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 88
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 12 12 12 12
в том числе инт. 6 6 6 6
Сам. работа 88 88 88 88
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Васев И.Н.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент, Канакова А.Е.

Рабочая программа дисциплины
Право и демократия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900.68 Юриспруденция (квалификация (степень) «Магистр»), утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации 14 декабря 2010 г. № 1763.

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Срок действия программы: 2018-2019 уч. г.

Заведующий кафедрой
Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра теории и истории государства и права

Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины "Право и демократия" являются познание студентами значения, социальной природы, признаков демократии как одного из возможных вариантов общественного и государственного устройства, призванного обеспечить социальный диалог.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3: требования законности и правопорядка, основы режима безопасности личности, общества и государства
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3: выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3: защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Право и демократия
1.1. Развитие политико-правовой мысли о демократии. Проблемы современной демократии. Демократия в России Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.2. Развитие политико-правовой мысли о демократии Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.3. Развитие политико-правовой мысли о демократии Сам. работа 2 8 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.4. Предпосылки демократии. Понятие демократии Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.5. Предпосылки демократии. Понятие демократии Сам. работа 2 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.6. Проблемы современной демократии. Демократия в России Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.7. Проблемы современной демократии. Демократия в России Сам. работа 2 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.8. Развитие демократических идей в современном российском законодательстве Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.9. Практическое занятие по решению задач: "Развитие демократических идей в современном российском законодательстве" Сам. работа 2 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.10. Альтернативные демократии пути развития общества и государства Лекции 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.11. Альтернативные демократии пути развития общества и государства Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.12. Альтернативные демократии пути развития общества и государства Сам. работа 2 24 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.13. Лабораторный практикум по теме: "Демократические процедуры". Составление словаря основных понятий. Практические 2 2 ПК-3 Л1.1, Л2.1
1.14. Демократические процедуры Сам. работа 2 14 ПК-3 Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Древнегреческие представления о демократии. Идеи Платона и Аристотеля о демократии.
Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о демократии.
Дж. Локк, Т. Гоббс о демократии.
«Демократия в Америке» А. де Токвиля.
Утопичные варианты демократии.
Концепция гражданского общества.
Концепция правового государства.
Понятие политико-правового режима.
Виды политико-правовых режимов.
Демократический политико-правовой режим: понятие, признаки.
Основные концепции демократии.
Идея демократии на Руси. Земские Соборы и крестьянская община как институты русской демократии.
Общая характеристика состояния современной демократии.
Проблемы реализации принципа разделения властей.
Проблемы реализации принципа народного суверенитета.
Закрепление демократических принципов в Конституции РФ 1993 г.
Проблема универсальности демократических ценностей.
Аристократия и олигархия как альтернативы демократии.
Идеи Ф. Ницше о демократии.
Анархия как возможный вариант организации общества.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Древнегреческие представления о демократии. Идеи Платона и Аристотеля о демократии.
Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о демократии.
Дж. Локк, Т. Гоббс о демократии.
«Демократия в Америке» А. де Токвиля.
Утопичные варианты демократии.
Концепция гражданского общества.
Концепция правового государства.
Понятие политико-правового режима.
Виды политико-правовых режимов.
Демократический политико-правовой режим: понятие, признаки.
Основные концепции демократии.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. Приложение.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Комаров, С. А. Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры : Юрайт// ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5EC720B8-491D-47C2-956E-1709A0583582., 2021 www.biblio- online.ru/book/5EC 720B8-491D-47C2- 956E- 1709A0583582., 2018
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Селютина, Е. Н. Проблемы теории государства и права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.: Юрайт // ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43., 2021 www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Верховный Суд: http://www.vsrf.ru/
Э2 Конституционный Суд: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru).

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение курса «Право и демократия» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам теории государства (форма государства, государственный режим и т.д.), проблемам теории права (типы правопонимания, реализация права и т.д.). Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам функционирования права в условиях демократического государственного режима: Сорокин, В.В. Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с.; Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; История политических и правовых учений: учеб. для вузов/ МГЮА; под общ. ред. О. В. Мартышина.- М.: НОРМА, 2010.- 912с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия.
Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией Р.В. Насырова «Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011», чтобы получить представление об истоках демократического учения. Для углубленного изучения позиции противников классического подхода к демократической теории понадобится также монография Иванова, В. Теория государства./ В. Иванов. – М.: Территория будущего. – 2010. – 272с. и статья Лысенко, В. В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания /В. В. Лысенко.// История государства и права. - 2009. - № 23. - С.43-47. Вопросы социальной организации первых демократических государств рассмотрены в учебнике Прудникова, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов/ М. Н. Прудников.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ - [ДАНА], 2009.- 543с., изучение материала, который в нем представлен, позволит получить представление об исторических условиях возникновения демократической идеологии. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться со статьей Грязновой, Т. Е. Концепции демократии П. И. Новгородцева / Т. Е. Грязнова.// Российский юридический журнал. - 2010. - № 4. - С. 36 – 40. и с материалом, который представлен в вышеуказанном учебнике В.В. Сорокина.
Подготовка к семинарскому занятию № 2 также предполагает углубленное знакомство с монографией Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития: учеб. пособие/ А. Г. Кучерена, Ю. А. Дмитриев.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 255с., в которой представлена характеристика философских и социальных оснований теории гражданского общества, с материалом статьи Лысенко, В. В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания /В. В. Лысенко.// История государства и права. - 2009. - № 23. - С.43-47., а также с учебником Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов.- 3-е изд.- М. : РИОР, 2010.- 464с. Подготовка рефератов по темам семинарского занятия предполагает изучение также монографии Васильева, А.А. История русской консервативной политико-правовой мысли (VII-XXвв.)./ А.А. Васильев. – Барнаул: Азбука. – 2011 – 272с.
Для подготовки к семинарскому занятию № 3 в качестве дополнительной литературы рекомендуются учебник Сорокина, В.В. Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с, статьи Хоменко, С. М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования /С. М. Хоменко.// Юристъ-Правоведъ. -2010. - № 4. - С. 77 – 80. и Мамута, Л. С. От России конституционно-монархической к России демократически-республиканской /Л. С. Мамут.// История государства и права. - 2009. - № 11. - С.2-5. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также четко разграничить различные концепции демократического устройства общества.
Тема семинарского занятия № 4 предполагает знакомство студентов с работой Алексеева, С.С. «Теория права. М.: БЕК, 1994» и «Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования, М.: Юрид. лит-ра, 1995», а также с монографией Аничкина, Е.С. Преобразование Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце ХХ - начале XXI в.: монография/ Е. С. Аничкин.- М.: Юрлитинформ, 2010.- 416с. Изучение предложенных монографий позволит получить углубленное представление о состоянии современной российской демократии, о проблемных вопросах реализации принципов народного суверенитета и разделения властей в правовой практике России, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия.
Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник из представленных в плане семинарского занятия по каждой из отраслей права, но особое внимание следует уделить работам Сорокина, В.В. Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с., Грязновой, Т. Е. Концепции демократии П. И. Новгородцева / Т. Е. Грязнова.// Российский юридический журнал. - 2010. - № 4. - С. 36 – 40 и Авдеева, Д. А. Монархическое правосознание и республиканская форма правления в России / Д. А. Авдеев.// Право и политика. - 2010. - № 8. - С. 1468 – 1475, представленным в списке дополнительной литературы. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи.
Тема семинарского занятия № 6 предполагает знакомство студентов с работами Кортунова, С.В. Национальная идентичность. Постижение смысла / С. В. Кортунов.- М.: Аспект-Пресс, 2009.- 589с., Смоленского, М. Б. Правовая культура и идея государственности / М. Б. Смоленский.// Государство и право. -2009. - № 4. - С. 15 – 21. По вопросу об альтернативном демократическому устройству государственной власти необходимую методическую помощь окажет монография Иванова В. Теория государства./ В. Иванов. – М.: Территория будущего. – 2010. – 272с.