Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и истории государства и права |
---|---|
Направление подготовки | 40.04.01. Юриспруденция |
Профиль | Теория и история права и государства, история правовых учений |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | z40_04_01-ТИПГ, ИПУ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
в том числе инт. | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 88 | 88 | 88 | 88 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и истории государства и права
Протокол от 02.07.2018 г. № 9
Заведующий кафедрой Васильев Антон Александрович, д.ю.н., доцент
1.1. | Целями освоения учебной дисциплины "Право и демократия" являются познание студентами значения, социальной природы, признаков демократии как одного из возможных вариантов общественного и государственного устройства, призванного обеспечить социальный диалог. |
---|
Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.04 |
ПК-3 | готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | ПК-3: требования законности и правопорядка, основы режима безопасности личности, общества и государства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | ПК-3: выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | ПК-3: защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Право и демократия | ||||||
1.1. | Развитие политико-правовой мысли о демократии. Проблемы современной демократии. Демократия в России | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.2. | Развитие политико-правовой мысли о демократии | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.3. | Развитие политико-правовой мысли о демократии | Сам. работа | 2 | 8 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.4. | Предпосылки демократии. Понятие демократии | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.5. | Предпосылки демократии. Понятие демократии | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.6. | Проблемы современной демократии. Демократия в России | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.7. | Проблемы современной демократии. Демократия в России | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.8. | Развитие демократических идей в современном российском законодательстве | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.9. | Практическое занятие по решению задач: "Развитие демократических идей в современном российском законодательстве" | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.10. | Альтернативные демократии пути развития общества и государства | Лекции | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.11. | Альтернативные демократии пути развития общества и государства | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.12. | Альтернативные демократии пути развития общества и государства | Сам. работа | 2 | 24 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.13. | Лабораторный практикум по теме: "Демократические процедуры". Составление словаря основных понятий. | Практические | 2 | 2 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
1.14. | Демократические процедуры | Сам. работа | 2 | 14 | ПК-3 | Л1.1, Л2.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Древнегреческие представления о демократии. Идеи Платона и Аристотеля о демократии. Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о демократии. Дж. Локк, Т. Гоббс о демократии. «Демократия в Америке» А. де Токвиля. Утопичные варианты демократии. Концепция гражданского общества. Концепция правового государства. Понятие политико-правового режима. Виды политико-правовых режимов. Демократический политико-правовой режим: понятие, признаки. Основные концепции демократии. Идея демократии на Руси. Земские Соборы и крестьянская община как институты русской демократии. Общая характеристика состояния современной демократии. Проблемы реализации принципа разделения властей. Проблемы реализации принципа народного суверенитета. Закрепление демократических принципов в Конституции РФ 1993 г. Проблема универсальности демократических ценностей. Аристократия и олигархия как альтернативы демократии. Идеи Ф. Ницше о демократии. Анархия как возможный вариант организации общества. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
Древнегреческие представления о демократии. Идеи Платона и Аристотеля о демократии. Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо о демократии. Дж. Локк, Т. Гоббс о демократии. «Демократия в Америке» А. де Токвиля. Утопичные варианты демократии. Концепция гражданского общества. Концепция правового государства. Понятие политико-правового режима. Виды политико-правовых режимов. Демократический политико-правовой режим: понятие, признаки. Основные концепции демократии. |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
См. Приложение. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Комаров, С. А. | Общая теория государства и права : учебник для бакалавриата и магистратуры : | Юрайт// ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/5EC720B8-491D-47C2-956E-1709A0583582., 2021 | www.biblio- online.ru/book/5EC 720B8-491D-47C2- 956E- 1709A0583582., 2018 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Селютина, Е. Н. | Проблемы теории государства и права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры.: | Юрайт // ЭБС Юрайт. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43., 2021 | www.biblio-online.ru/book/AFD86C6B-3C76-4009-9751-583D80784B43 |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Верховный Суд: http://www.vsrf.ru/ | |||
Э2 | Конституционный Суд: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Secretariat/ILDepartment/Pages/InfoSystem.aspx | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru). |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Изучение курса «Право и демократия» предполагает знание студентами материала базовых юридических дисциплин «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «История государства и права зарубежных стран». Основная цель курса – углубление знаний по проблемам теории государства (форма государства, государственный режим и т.д.), проблемам теории права (типы правопонимания, реализация права и т.д.). Для изучения всего курса в целом необходимо ознакомиться с современными учебниками, учебными пособиями и монографическими исследованиями, посвященными вопросам функционирования права в условиях демократического государственного режима: Сорокин, В.В. Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с.; Перевалов В.Д. Теория государства и права: учебник/ В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2010. - 379с.; История политических и правовых учений: учеб. для вузов/ МГЮА; под общ. ред. О. В. Мартышина.- М.: НОРМА, 2010.- 912с. Эти работы позволят также подготовиться по основным темам курса, вынесенным на семинарские занятия. Помимо указанных монографий, а также материала основных учебников по теории государства и права и проблемам теории государства и права, при подготовке к семинарскому занятию № 1 необходимо ознакомиться с монографией Р.В. Насырова «Человек как самоценность: о формулировке статьи 2 Конституции РФ 1993 г.: курс лекций. – М.: Юрлитинформ, 2011», чтобы получить представление об истоках демократического учения. Для углубленного изучения позиции противников классического подхода к демократической теории понадобится также монография Иванова, В. Теория государства./ В. Иванов. – М.: Территория будущего. – 2010. – 272с. и статья Лысенко, В. В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания /В. В. Лысенко.// История государства и права. - 2009. - № 23. - С.43-47. Вопросы социальной организации первых демократических государств рассмотрены в учебнике Прудникова, М.Н. История государства и права зарубежных стран: учеб. для вузов/ М. Н. Прудников.- 3-е изд., перераб. и доп.- М. : ЮНИТИ - [ДАНА], 2009.- 543с., изучение материала, который в нем представлен, позволит получить представление об исторических условиях возникновения демократической идеологии. Для написания рефератов по представленным в плане семинарского занятия темам необходимо, прежде всего, ознакомиться со статьей Грязновой, Т. Е. Концепции демократии П. И. Новгородцева / Т. Е. Грязнова.// Российский юридический журнал. - 2010. - № 4. - С. 36 – 40. и с материалом, который представлен в вышеуказанном учебнике В.В. Сорокина. Подготовка к семинарскому занятию № 2 также предполагает углубленное знакомство с монографией Гражданское общество в России. Проблемы становления и развития: учеб. пособие/ А. Г. Кучерена, Ю. А. Дмитриев.- М. : ЮНИТИ-[ДАНА], 2009.- 255с., в которой представлена характеристика философских и социальных оснований теории гражданского общества, с материалом статьи Лысенко, В. В. Гражданское общество: к вопросу правопонимания /В. В. Лысенко.// История государства и права. - 2009. - № 23. - С.43-47., а также с учебником Рассказов Л.П. Теория государства и права: учебник/ Л. П. Рассказов.- 3-е изд.- М. : РИОР, 2010.- 464с. Подготовка рефератов по темам семинарского занятия предполагает изучение также монографии Васильева, А.А. История русской консервативной политико-правовой мысли (VII-XXвв.)./ А.А. Васильев. – Барнаул: Азбука. – 2011 – 272с. Для подготовки к семинарскому занятию № 3 в качестве дополнительной литературы рекомендуются учебник Сорокина, В.В. Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с, статьи Хоменко, С. М. Политический режим как элемент формы государства: теоретико-правовые и методологические особенности исследования /С. М. Хоменко.// Юристъ-Правоведъ. -2010. - № 4. - С. 77 – 80. и Мамута, Л. С. От России конституционно-монархической к России демократически-республиканской /Л. С. Мамут.// История государства и права. - 2009. - № 11. - С.2-5. Изучение указанных работ, в совокупности с ранее рекомендованными источниками по всему курсу позволит подготовить рефераты по предложенным в плане семинарского занятия темам, а также четко разграничить различные концепции демократического устройства общества. Тема семинарского занятия № 4 предполагает знакомство студентов с работой Алексеева, С.С. «Теория права. М.: БЕК, 1994» и «Право: азбука – теория – философия. Опыт комплексного исследования, М.: Юрид. лит-ра, 1995», а также с монографией Аничкина, Е.С. Преобразование Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце ХХ - начале XXI в.: монография/ Е. С. Аничкин.- М.: Юрлитинформ, 2010.- 416с. Изучение предложенных монографий позволит получить углубленное представление о состоянии современной российской демократии, о проблемных вопросах реализации принципов народного суверенитета и разделения властей в правовой практике России, а также окажет содействие в написании рефератов, темы которых предложены в плане семинарского занятия. Для успешной подготовки к семинарскому занятию № 5 необходимо изучить хотя бы один источник из представленных в плане семинарского занятия по каждой из отраслей права, но особое внимание следует уделить работам Сорокина, В.В. Юридическая глобалистика: учебник/ В. В. Сорокин; АлтГУ.- Барнаул: [Азбука], 2009.- 582с., Грязновой, Т. Е. Концепции демократии П. И. Новгородцева / Т. Е. Грязнова.// Российский юридический журнал. - 2010. - № 4. - С. 36 – 40 и Авдеева, Д. А. Монархическое правосознание и республиканская форма правления в России / Д. А. Авдеев.// Право и политика. - 2010. - № 8. - С. 1468 – 1475, представленным в списке дополнительной литературы. Изучение этих источников позволит подготовить рефераты по предложенным в плате семинарского занятия темам, а также решить предложенные задачи. Тема семинарского занятия № 6 предполагает знакомство студентов с работами Кортунова, С.В. Национальная идентичность. Постижение смысла / С. В. Кортунов.- М.: Аспект-Пресс, 2009.- 589с., Смоленского, М. Б. Правовая культура и идея государственности / М. Б. Смоленский.// Государство и право. -2009. - № 4. - С. 15 – 21. По вопросу об альтернативном демократическому устройству государственной власти необходимую методическую помощь окажет монография Иванова В. Теория государства./ В. Иванов. – М.: Территория будущего. – 2010. – 272с. |