МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основные направления музейной деятельности: традиции и новации

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.04.01. История
ПрофильИсторические исследования в современном научном познании
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный план46_04_01_ИИвСНП-2-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 34
самостоятельная работа 119
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 10 10 10 10
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рабочая программа дисциплины
Основные направления музейной деятельности: традиции и новации

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.04.01 История (уровень магистратуры). Утвержден приказом Минобрнауки России от 5 ноября 2015 г. №1300.

составлена на основании учебного плана:
46.04.01 История
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель курса – охарактеризовать становление и современное состояние основных видов музейной деятельности.
Задачи курса:
– исследовать теоретические основы музейной деятельности;
– обобщить нормативно-правовую базу, основную документацию по научно-фондовой работе;
– определить и дать характеристику традиционным и инновационным методам работы с населением;
– исследовать методы, принципы, особенности дизайна в построении музейных экспозиции и выставок;
– выявить особенности маркетинга и менеджмента в музейной деятельности.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ
ПК-1 способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.– Содержание основных понятий музейного дела;
– технологии и пути проектирования тематических экспозиций в музеях.
3.2.Уметь:
3.2.1.– осуществлять проектирование исторических экспозиций;
– формулировать положения концепции экспозиции;
– проектировать культурно-образовательные мероприятия в музее.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.– способностью осуществлять основные направления работы в современном музее (документация, проектирование, экспозиционная, культурно-просветительская деятельность).

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Теоретические основы музейного дела
1.1. Понятие, объект и предмет музееведения Лекции 3 4 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. История и современное состояние первых музеев Сибири
2.1. Иркутский, Нерченский, Барнаульский музей – основные этапы формирования коллекций. Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Роль Всероссийских выставок в формировании музейных коллекций
3.1. Особенности организации промышленных выставок в Москве, Нижнем Новгороде Лекции 3 2 ОПК-3 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Фонды – основа музейной деятельности
4.1. Основные понятия: коллекция, собрание, хранилище, фонды. Лекции 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
4.2. Учетная документация Практические 3 2 ОПК-3, ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Особенности построения исторических экспозиций
5.1. Отражение категории «время» в экспозициях Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
5.2. Отражение категории «время» в экспозициях исторического профиля Сам. работа 3 22 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Современные тенденции в музейном деле
6.1. Модели музеев Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Научная концепция музея: особенности разработки
7.1. Основные разделы концепции Практические 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
7.2. Основные разделы концепции: опыт разработки Сам. работа 3 30 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Особенности экспозиционно-выставочной работы в Музеях истории городов
8.1. Особенности построения экспозиций по православию Практические 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.2. Проблемы построения экспозиций на военную тематику в музеях исторического и комплексного профилей Практические 3 4 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.3. Проблемы интерпретации памятников археологии в экспозициях исторических музеев Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.4. Основные направления научно-просветительной работы Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.5. Музей в системе современных коммуникаций Практические 3 2 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.6. Основные направления научно-просветительной работы Сам. работа 3 27 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.7. Проектирование культурно-просветительских мероприятий в музее Сам. работа 3 40 ПК-1 Л1.2, Л1.1, Л2.1
8.8. Экзамен по дисциплине Экзамен 3 27

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Понятие, объект и предмет современного музейного дела
Основные тенденции в развитии современного музейного дела.
Информационные технологии в современном музее.
Основы современного музейного менеджмента.
Интерактивность в современном музее.
Классификация современных музеев.
Ключевые понятия, используемые в деятельности музеев.
Научно-исследовательская работа в современных музеях.
Фонды – основа музейной деятельности. Основные понятия: коллекция, собрание, хранилище, фонды.
Учетная документация в музее.
Организация хранения фондового собрания. Основные требования.
Научная концепция музея: особенности разработки.
Современная музейная экспозиция: особенности и специфика проектирования.
Особенности экспозиций различных профильных групп музеев.
Основные направления культурно-образовательной работы музея.
Формы культурно-образовательной деятельности современного музея.
Проектирование культурно-просветительских мероприятий в музее. Рекреационная функция современного музея.
Детские музеи и их развитие.
Современное состояние и многообразие музеев Алтайского края.
Анализ основных направлений деятельности (на примере одного регионального музея).
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Технология, предполагающая активное участие аудитории музейной в процессе коммуникации музейной с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства, называется
Ответ:

Совокупность музейных предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих особую ценность (научную, познавательную, художественную, мемориальную) как единое целое, называется

Выберите один ответ:
a. собрание раритетов
b. музейное собрание
c. фонд музея
d. музейная коллекция

Совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и представлений человеческого сообщества, формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности, именуется понятием

Выберите один ответ:
a. фольклор
b. этнографическое наследие
c. традиции и обычаи
d. нематериальное наследие

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
Л1.2 Гребенникова Т.Г. История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие Издательство Алтайского государственного университета, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Т.Г. Гребенникова Музеология: введение в профессию: Учебное пособие Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям зна-ний. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/
Э2 Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государ-ственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и ино-странных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html
Э3 Портал «Музеи России» объединяет справочный и новостной материал об отечест-венных и зарубежных музеях. Режим доступа: http://www.museum.ru/
Э4 Российская музейная энциклопедия www.museum.ru
Э5 Основные направления музейной деятельности portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
Для организации самостоятельной работы имеется электронный учебно-методический комплекс, размещенный по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1421