Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 46.04.01. История |
Профиль | Исторические исследования в современном научном познании |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | 46_04_01_ИИвСНП-2-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 15 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 10 | 10 | 10 | 10 |
Практические | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 119 | 119 | 119 | 119 |
Часы на контроль | 27 | 27 | 27 | 27 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель курса – охарактеризовать становление и современное состояние основных видов музейной деятельности. Задачи курса: – исследовать теоретические основы музейной деятельности; – обобщить нормативно-правовую базу, основную документацию по научно-фондовой работе; – определить и дать характеристику традиционным и инновационным методам работы с населением; – исследовать методы, принципы, особенности дизайна в построении музейных экспозиции и выставок; – выявить особенности маркетинга и менеджмента в музейной деятельности. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.03 |
ОПК-3 | способность использовать знания в области гуманитарных, социальных и экономических наук при осуществлении экспертных и аналитических работ |
ПК-1 | способность к подготовке и проведению научно-исследователських работ с использованием знания фундаментальных и прикладных дисциплин программы магистратуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | – Содержание основных понятий музейного дела; – технологии и пути проектирования тематических экспозиций в музеях. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | – осуществлять проектирование исторических экспозиций; – формулировать положения концепции экспозиции; – проектировать культурно-образовательные мероприятия в музее. |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | – способностью осуществлять основные направления работы в современном музее (документация, проектирование, экспозиционная, культурно-просветительская деятельность). |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Теоретические основы музейного дела | ||||||
1.1. | Понятие, объект и предмет музееведения | Лекции | 3 | 4 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 2. История и современное состояние первых музеев Сибири | ||||||
2.1. | Иркутский, Нерченский, Барнаульский музей – основные этапы формирования коллекций. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 3. Роль Всероссийских выставок в формировании музейных коллекций | ||||||
3.1. | Особенности организации промышленных выставок в Москве, Нижнем Новгороде | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 4. Фонды – основа музейной деятельности | ||||||
4.1. | Основные понятия: коллекция, собрание, хранилище, фонды. | Лекции | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
4.2. | Учетная документация | Практические | 3 | 2 | ОПК-3, ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 5. Особенности построения исторических экспозиций | ||||||
5.1. | Отражение категории «время» в экспозициях | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
5.2. | Отражение категории «время» в экспозициях исторического профиля | Сам. работа | 3 | 22 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 6. Современные тенденции в музейном деле | ||||||
6.1. | Модели музеев | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 7. Научная концепция музея: особенности разработки | ||||||
7.1. | Основные разделы концепции | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
7.2. | Основные разделы концепции: опыт разработки | Сам. работа | 3 | 30 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
Раздел 8. Особенности экспозиционно-выставочной работы в Музеях истории городов | ||||||
8.1. | Особенности построения экспозиций по православию | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.2. | Проблемы построения экспозиций на военную тематику в музеях исторического и комплексного профилей | Практические | 3 | 4 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.3. | Проблемы интерпретации памятников археологии в экспозициях исторических музеев | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.4. | Основные направления научно-просветительной работы | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.5. | Музей в системе современных коммуникаций | Практические | 3 | 2 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.6. | Основные направления научно-просветительной работы | Сам. работа | 3 | 27 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.7. | Проектирование культурно-просветительских мероприятий в музее | Сам. работа | 3 | 40 | ПК-1 | Л1.2, Л1.1, Л2.1 |
8.8. | Экзамен по дисциплине | Экзамен | 3 | 27 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ Понятие, объект и предмет современного музейного дела Основные тенденции в развитии современного музейного дела. Информационные технологии в современном музее. Основы современного музейного менеджмента. Интерактивность в современном музее. Классификация современных музеев. Ключевые понятия, используемые в деятельности музеев. Научно-исследовательская работа в современных музеях. Фонды – основа музейной деятельности. Основные понятия: коллекция, собрание, хранилище, фонды. Учетная документация в музее. Организация хранения фондового собрания. Основные требования. Научная концепция музея: особенности разработки. Современная музейная экспозиция: особенности и специфика проектирования. Особенности экспозиций различных профильных групп музеев. Основные направления культурно-образовательной работы музея. Формы культурно-образовательной деятельности современного музея. Проектирование культурно-просветительских мероприятий в музее. Рекреационная функция современного музея. Детские музеи и их развитие. Современное состояние и многообразие музеев Алтайского края. Анализ основных направлений деятельности (на примере одного регионального музея). |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Технология, предполагающая активное участие аудитории музейной в процессе коммуникации музейной с целью обретения личного опыта для лучшего освоения музейного пространства, называется Ответ: Совокупность музейных предметов, связанных между собой общностью одного или нескольких признаков и представляющих особую ценность (научную, познавательную, художественную, мемориальную) как единое целое, называется Выберите один ответ: a. собрание раритетов b. музейное собрание c. фонд музея d. музейная коллекция Совокупность основанных на традиции форм культурной деятельности и представлений человеческого сообщества, формирующая у его членов чувство самобытности и преемственности, именуется понятием Выберите один ответ: a. фольклор b. этнографическое наследие c. традиции и обычаи d. нематериальное наследие |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова | Основы музеологии: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
Л1.2 | Гребенникова Т.Г. | История и методология исследования культурного и природного наследия: учебное пособие | Издательство Алтайского государственного университета, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Т.Г. Гребенникова | Музеология: введение в профессию: Учебное пособие | Изд-во АлтГУ , 2014 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Научная электронная библиотека ELIBRARY.RU включает полнотекстовые версии и библиографические указатели статей из научных журналов по различным отраслям зна-ний. Режим доступа: http://www.elibrary.ru/ | |||
Э2 | Электронная библиотека по музеологии кафедры музеологии Российского государ-ственного гуманитарного университета представляет научные статьи (на русском и ино-странных языках) и указатели литературы по истории музеев и отдельным направлениям музейной деятельности. Режим доступа: http://www.museolog.rsuh.ru/biblioteka.html | |||
Э3 | Портал «Музеи России» объединяет справочный и новостной материал об отечест-венных и зарубежных музеях. Режим доступа: http://www.museum.ru/ | |||
Э4 | Российская музейная энциклопедия | www.museum.ru | ||
Э5 | Основные направления музейной деятельности | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. Для организации самостоятельной работы имеется электронный учебно-методический комплекс, размещенный по адресу https://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=1421 |