МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы музеологии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки46.03.03. Антропология и этнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план46_03_03_АиЭ-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 44
самостоятельная работа 64
Виды контроля по семестрам
зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (4) Итого
Недель 22
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 20 20 20 20
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 64 64 64 64
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Тишкина Т.В.;к.и.н., доцент, Гребенникова Т.Г.

Рецензент(ы):
д.и.н., профессор, Тишкин А.А.

Рабочая программа дисциплины
Основы музеологии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 46.03.03 «Антропология и этнология», утвержденный приказом Министерства науки и образования Российской Федерации от 7 августа 2014 г. №948.

составлена на основании учебного плана:
46.03.03 Антропология и этнология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель реализуемой дисциплины заключается в изучении становления, развития и современного состояния музеологии. Основной подход предполагает рассмотрение музея как исторически формировавшегося полифункционального социокультурного института. В связи с этим обозначены такие задачи курса:
– дать содержание основных понятий музеологии и подходы к их интерпретации;
– проследить основные этапы становления музеологического знания за рубежом и в России;
– на конкретном историческом и современном материале представить становление и эволюцию музея;
– охарактеризовать особенности и основные подходы музейной коммуникации (в том числе, культурно-образовательной деятельности), социологии;
– познакомить с современными тенденциями и направлениями в теории и практике отечественной и зарубежной музейной работы.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 готовностью к работе в архивах, музеях, библиотеках, владением навыками поиска необходимой информации в электронных каталогах и сетевых ресурсах
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- сновные понятия, теоретические положения музеологии;
- основные этапы становления мировой музеологии, основных понятиях и теориях изучения музея, культурного и природного наследия;
- специфику объектов профессиональной деятельности;
- научные, учебные и периодические издания по музеологии.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять современные теории,концепции и инструментарий музеологии в практической работе с объектами культурного и природного наследия;
- критически анализировать научные, справочные и статистические данные по теме исследования;
- профессионально ставить и решать задачи, связанные с анализом и исследованием объектов профессиональной деятельности.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами обработки, анализа и синтеза информации при изучении музеев и объектов культурного и природного наследия;
- высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Историческое становление музеологии как научной дисциплины
1.1. Зарождение музеологии как области практической деятельности. Этимология слова «музей». Феномен коллекционирования. Коллекционер и коллекция: о значении понятий. Коллекционирование как основа функционирования музеев. Психологические основания феномена коллекционирования: точка зрения Э. Тайлора, «коллекционерский инстинкт» и собственнические пристрастия, поиск общественного признания. Музей в греко-римской цивилизации, в культурах Возрождения и Просвещения. Зарождение научного коллекционирования. Музейон: история возникновения и коллекции. Практика хранения и показа протомузейных коллекций Античности. Особенности античной практики собирания. Музей в культуре Возрождения. Памятники античности как раритеты высокой культуры. Дворцовые музеи. Университетские музеи. Становление музейного знания. Деятельность Б. Палисси. У. Альдрованди. К. фон Геснер. «Музеография» К.Ф. Енкеля (К. Найкеля) и схема деления музеев. Музей в культурной традиции Просвещения. Формирование профильного академического музея: структура фонда Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Музеи мира и России в конце XX - начале XXI вв.
2.1. Многообразие современных музеев. Музеи в разных странах мира и России: аналитический обзор. Рейтинги музеев мира. Музеи России в рейтингах музеев мира. Самые посещаемые музеи мира. Количество и профильный характер музеев в различных странах мира. Музейный мир современной России. Количественный состав музеев. Профильные группы музеев в России. Краеведческие музеи в России и их значение. Музеи и учреждения музейного типа. Официальные представительства зарубежных и российских музеев в сети Интернет. Музейный сайт и его значение. Особенности оформления и продвижения музейного сайта. Сайты ведущих и региональных музеев России. Информационные технологии и информационный менеджмент в развитии современных музеев. Музеи в социальных сетях. QR-коды и их использование. Развитие крупных тематических порталов в России. Портал «Музеи России». Портал «Культура России», сведения о музеях, формы представления информации. Инфографика. Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
2.2. Музеи мира и России в конце XX - начален XXI вв. Статистика по странам и регионам мира, по России и ее регионам. Рейтинги музеев мира и России. Сам. работа 4 20 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Деятельность Международного совета музеев (ICOM)
3.1. История и современная структура ЮНЕСКО. Культурная политика ЮНЕСКО. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия. Список Всемирного наследия и критерии отбора объектов. Культурное наследие РФ в Списке Всемирного наследия. Международный совет музеев (ICOM): сущность, основные задачи организации и направления деятельности. Конференции ИКОМ: тематика и содержание проблем. Кодекс профессиональной этики ИКОМ. Этика музеев: основные идеи (пополнение коллекций, собирание и хранение, презумпция целостности коллекций и т.д.). Этика музейного работника: основные качества. Личная ответственность за коллекции. Новые тенденции развития музеев в концепции ИКОМ. Члены ИКОМ. Россия в Международном совете музеев. Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Музей и образование: история взаимоотношений. Музеи образовательных учреждений. Детские музеи
4.1. Университетские музеи: понятие, история развития и современное состояние. Ликей в Афинах. Концепция и комплектование университетского музея. Университетский устав 1835 г. и виды учебных музеев. Современные университетские музеи. Университетские музеи, существующие вне стен вузов. Крупнейшие университетские музеи России: общие особенности и региональная специфика. Западные вузовские музеи. Теоретические основы функционирования учебных музеев: особенности комплектования музейных фондов, экспозиция. Особенности функционирования естественно-научных, исторических и др. видов музеев в вузах. Музей археологии и этнографии Алтая АлтГУ, Историко-краеведческий музей БГПУ, Музей археологии КемГУ, Музей археологии и этнографии Сибири ТГУ и др. Значение университетского музея в учебном процессе: задачи и функции. Школьные музеи: история становления и основные характеристики. Конференция 1913 г. в Мангейме. Детские музеи: опыт создания и особенности концепции. Детская аудитория в музее: особенности работы. Музейная педаг Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 5. История становления и развития музейной коммуникации и социологии
5.1. Формирование понятия «музейная коммуникация». Д.Ф. Камерон: музейная коммуникация и предложения по организации музейной деятельности. Концепция Ю. Ромедера. Коммуникационная трактовка музея Н.Ф. Федорова. Коммуникационные представления советских исследователей (Е.А. Розенблюм, Н. Николаева, Ю.П. Пищулин и Д.А. Равикович). Основные принципы коммуникационного подхода в музейном деле: гуманитарный, культурологический, диалогический, аксиологический. Основные модели коммуникационного подхода. Музейная социология: понятие, история формирования и основные методы. Б.Джилмен. О. Нейрат и адресная экспозиция. Определение поведенческих моделей посетителей в 20-е–30-е гг. XX в. Исследования по восприятию экспозиций в 1940-е гг. Коммуникационный подход в 1950-е–60-е гг. Теории К. Шеннона и М. Мак-Люэна. Исследовнаия Д. Камерона: посетитель музея как партнер. Основные схемы музейной коммуникации. Изучение музейной аудитории в Европе и США в конце XX – начале XXI вв Лекции 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 6. Организационно-законодательные основы деятельности музеев и охраны наследия в России
6.1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (2002 г.): основные категории объектов наследия, формирование государственного реестра памятников, охранные зоны объектов наследия. Роль UNESCO в сохранении наследия. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия: основные положения и критерии формирования Списка Всемирного наследия. Объекты Всемирного культурного и природного наследия в РФ. Конвенции UNESCO об охране нематериального и подводного культурного наследия. Европейские конвенции об охране недвижимого культурного наследия и ландшафтов. ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Законодательство в области музейного дела. Ст. 44 Конституции РФ. Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (1996 г.): характеристика основных статей (общие положения, музейный фонд и его государственная и негосударственная части, музеи в Российской Федерации, доступ к музейному фонду, ответс Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 7. Экомузеи: опыт создания, сущность и значение
7.1. История становления экомузея. Формирование общественных музеев в США. Музей в Анакостии (негритянский квартал): опыт создания и оценка. Конференция 1969 г. в Бруклине и внедрение экологической тематики. Позиция Дж. Кинорда. Круглый стол 1972 г. в Сантьяго. Экомузеи Франции. Деятельность Ж.А. Ривьера и Ю. де Варина. Музей человека и промышленности в Ле-Крезо (1974 г.): особенности устройства и значение. Специфика французского экомузея: музейный фонд, концепция, структура. Филиалы музея в Ле-Крезо. Экомузей в От-Эльзасе как пример сельского экомузея: специфика организации. Понятие «нематериальное достояние» с точки зрения ЮНЕСКО. Городские экомузеи Португалии и Бразилии. Сейшальский экомузей. Экомузей в Мертуле (1981 г.): основные структурные единицы. Музей в Сао-Кристовао в Рио-де-Жанейро: разработка и реализация проекта, особенности работы с посетителями. Экомузеи культуры коренного населения в Скандинавских странах и России. Центральный музей Лапландии в районе проживания саамов: структура и особенности. С Лекции 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 8. Сохранение и музеефикация объектов культурного наследия
8.1. История формирования понятия «музеефикация». Зарождение музеефикации. Первые попытки музеефикации в России. Методика музеефикации объектов наследия. Реставрационный метод и его этапы и критерии. Исследование объекта. Основные типы музеефикации. Сохранение и музеефикация памятников архитектуры. Организация экспозиций в памятниках архитектуры. Музеефикация памятников культовой архитектуры. Обзор публикаций и документов по музеефикации российских культовых зданий. Технические средства в интерпретации памятников архитектуры. Виртуальное восстановление. Музеефикация памятников археологии. Основные подходы, этапы и методы. Виды музеефикации по О.Н. Бадеру. Отечественный опыт в музеефикации археологических комплексов. Проблемы музеефикации памятников археологии в трактовке А.Н. Медведя. Сохранение и музеефикация памятников науки и техники и индустрии, среды, ландшафтов и нематериальных объектов наследия. Зарубежный опыт музеефикации объектов науки, техники и индустрии. Средовой подход в музеефикации. Сады и парки Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 9. Музей в региональном развитии
9.1. Уникальные исторические территории (УИТ): понятие, разработка концепции и методов воплощения. Советский фонд культуры. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева. Условия становления УИТ Фонд наследия УИТ. Понятие УИТ по П.М. Шульгину. УИТ как «сайт-музеи». Классификация УИТ. Монастырские комплексы. Валаамский и Соловецкий монастыри: особенности организации, фондов, форм учета и обеспечения сохранности предметов. Малые исторические города: особенности устройства. Город Верхотурье на Урале как типовая модель. Российский НИИ культурного и природного наследия и малые исторические города. Город Ялуторовск как УИТ: направления деятельности. Исторические сельские поселения: понятие и опыт организации. Село Кимжа в Архангельской области: население, сельские угодья и охрана наследия. Усадебные комплексы:понятие и виды. Музей-усадьба «Ясная поляна». Исторические районы проживания малочисленных народов: основные особенности. Территория Пунси в Ханты-Мансийском окр Лекции 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 10. Музей в решении экологических проблем
10.1. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). ООПТ в концепции ЮНЕСКО и ICOM. Концепция ООПТ. Музеефикация ООПТ: основные особенности. Разновидности ООПТ. Памятники природы: естественные и искусственные. Заповедники: направления деятельности. Биосферные резерваты. Основные зоны заповедника. Заповедные акватории. Национальные парки: специфика деятельности. Модели национальных парков: американский, европейский, африканский парки-резерваты. Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
10.2. Экологические проблемы и музей: биосферно-ноосферные концепции. Биосферная концепция В.И. Вернадского: этапы становления. Роль живого вещества в жизни планеты. Понятие «биосферы». Э.Леруа и П.Т. де Шарден: понятие «ноосфера». Идеи русского космизма. Модели экоустойчивого развития морового сообщества и экспозиции музеев. Современное восприятие памятников истории и культуры в системе биосферы и техносферы. Теория коэволюции. Сам. работа 4 8 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 11. Музеология как научная дисциплина и область практической деятельности: понятие и структура
11.1. Музеология и музееведение: соотношение понятий. Музеология в системе современных научных знаний. Взаимодействие музеологии с гуманитарными и естественными науками. Соотношение с историей, археологией, этнологией, географией, литературой, различными видами искусств и т.д. Роль современной музеологии в изучении культурного и природного наследия. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). Уникальные историко-культурные территории. Культурные ландшафты. Базовые понятия современной музеологии. Музей. Культурное наследие: материальное и нематериальное. Виды объектов культурного наследия. Мероприятия по сохранению культурного наследия. Музеефикация. Реставрация. Консервация. Ревалоризация. Природное наследие. Культурные ценности. Музеология в системе современных научных знаний. Взаимодействие музеологии с гуманитарными и естественными науками. Соотношение с историей, археологией, этнологией, географией, литературой, различными видами искусств и т.д. Музеология и дисциплины, изучающие документ как источник инфор Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 12. Музей: понятие, функции и основные классификации
12.1. Понятие «музей» и его изменения в историческом развитии. Определения понятия «музея»: подходы А.М. Разгона, З. Странского; в Уставе ИКОМ (1974 г., 1995 г.); Федеральном законе «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации» (1996 г.); Российской музейной энциклопедии. Основные этапы формирования и современное состояние Государственной музейной сети Российской Федерации. Социокультурные функции музея: документирование, образовательно-воспитательная, организация свободного времени. Свойства социокультурных функций музея. Динамика функций музеев: мнения А.М. Разгона, Д.А. Равикович, В.Ю. Дукельского и др. М.Д. Гнедовский и критическое отношение к функциональной характеристике музейной деятельности. Основные задачи музея как учреждения культуры. Разновидности классификаций музеев. Понятие «профиль музея» и уровни профильной классификации. Новые явления: музеи подводной археологии, музеи-аквариумы, виртуальные музеи. Типы музеев в трактате К. Николаи, наследии Ф.И. Шмидта. Содержание основ Лекции 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
12.2. Музеи под открытым небом: понятие, опыт создания за рубежом и в России. Виды и примеры отечественных музеев под открытым небом. Принципы организации музеев под открытым небом по И.В. Маковецкому. Комплексные и специализированные группы музеев под открытым небом. Музеи-заповедники. Известнейшие музеи под открытым небом. Музеи-заповедники: понятие и история формирования. Правовые основы функционирования музеев-заповедников. Музеи-заповедники, созданные на базе архитектурных комплексов и ансамблей. Музеи-заповедники, созданные на основе археологических и этнографических комплексов. Ресурсы развития музеев-заповедников. Особенности организации и работы с аудиторией в музеях под открытым небом. Скансены за рубежом и в России. История возникновения скансенов. Скансен в Швеции и А. Хазелиус. Основные этапы развития скансенов в Европе. Особенности организации российских скансенов. Музеи деревянного зодчества. Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
12.3. Музеи-храмы и музеи-монастыри в России. История возникновения музеев на основе памятников культового зодчества. Музей-храм: понятие и особенности. Музей-монастырь: понятие и специфика. Опыт создания и функционирования в России музеев-храмов и музеев-монастырей.Мемориальные музеи-квартиры: понятие, разновидности, перспективы развития. Музеи-усадьбы: понятие и особенности организации. Опыт создания и функционирования в России мемориальных музеев-квартир. Опыт создания и функционирования в России мемориальных музеев-усадеб. Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
12.4. Историко-культурные музеи-заповедники в современной России. Сам. работа 4 8 ПК-6
Раздел 13. Музейный предмет: понятие, свойства и функции
13.1. Понятие «музейный предмет». Историография понятия. Идеи Й.Д. Майора (1674 г.). Ф.И. Шмит: «музейные вещи». Понятие «музейные предмет» в «Основах советского музееведения» (1955 г.). Современные подходы к определению «музейного предмета». Точки зрения зарубежных и отечественных исследователей: В.Ю. Дукельский, З. Странский, Й. Бенеш, В. Энненбах К.Г. Левыкин и В. Хербст. Предмет музейного значения. Типичный предмет в музее. Типовой предмет. Основные свойства музейного предмета. Информативность. Информационный потенциал предмета. Аттрактивность. Экспрессивность. Свойство «отражать» действительность. Репрезентативность. Уникальность музейного предмета. Научная ценность. Функции музейного предмета: генетическая, утилитарно-потребительская, научно-познавательная, моделирование исторической действительности и др. Коммуникативная и научно-информационная функции. Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 14. Теория и практика научно-исследовательской работы в музее
14.1. Понятие «научно-исследовательская деятельность». Подходы к исследовательской деятельности музеев в начале XX в. Положение о научно-исследовательской работе музеев: основные разделы. Ученый совет музея. Практика организации научного коллектива музея. Факторы развития научно-исследовательской деятельности в музеях. Задачи научно-исследовательской работы музеев по Й. Бенешу. Основные виды научно-исследовательской деятельности. Научные исследования в рамках профильных наук. Музееведческие исследования. Исследования в области истории теории и методики музейного дела. Исследования в области комплектования фондов: основные направления. Разработка научной концепции музея: основные этапы (подготовка и анализ данных, идейный замысел, генеральный план развития музея). Основные методики современной музейной социологии. Сам. работа 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 15. Музеография: основные виды изданий и их характеристики
15.1. Понятия «музеография» и история развития специализированных изданий. Первые музейные издания за рубежом. Каталоги коллекций XVII в. О. Ворм. Иоганн Даниэль Майор. «Музей музеев» и М.Б. Валентини. Зарубежные издания о музеях и музейном деле XVIII начала XX вв. «Музеография» Каспара Фридриха Найкеля. Георг Ратгебер и «первый музеолог» Филипп Леопольд Мартин. Иоганн Георг Теодор фон Грассе и «Журнал по музеологии и антиквароведению». Зарубежные периодические издания о музейном деле конца XIX начала XX вв. Первые публикации по музейному делу раннего советского времени. «Очерки истории музейного дела» (Вып. 1-7. М., 1957-1971). Монографические издания советского и постсоветского времени по истории ведущих музейных учреждений. Книга Т.В. Станюкович «Кунсткамера Петербургской Академии наук». Монография В.Ф. Левинсона-Лессинга «История картиной галереи Эрмитажа (1974–1917)» [1986]. Б.Б. Пиотровский и работа «История Эрмитажа». Периодические издания по музейной проблематике. Первые журналы (конец XIX начало XX Практические 4 2 ПК-6 Л1.1, Л2.1
15.2. Периодические издания по музейной проблематике Сам. работа 4 6 ПК-6 Л1.1, Л2.1
Раздел 16. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности
16.1. Особенности менеджмента в музейной деятельности. Сущность стратегического планирования. PEST-анализ: основные элементы и значение. SWOT-анализ: составляющие и значение. Государственное задание в деятельности современных российских музеев. Структура современной музейной организации. Персонал. Роль волонтеров в музее. Директор современного музея. Директора ведущих музейных учреждений. Куратор в музее и его значение: мировая практика и российский опыт. Управление различными структурными элементами и фондами музея. Руководство музейными программами, адресованными публике. Музейная недвижимость. Распоряжение финансами и бюджет музея. Общества друзей музеев: отечественная практика. Гранты и спонсорство. Маркетинг в музейной деятельности: понятие и функции. Музейный посетитель: исследование и особенности. Составление анкет и опросников. Музеи и деятельность по связям с общественностью (конференции, презентации, круглые столы, дни открытых дверей). Основные формы коммерческой деятельности музеев. Практические 4 4 ПК-6 Л1.1, Л2.1
16.2. Управление различными структурными элементами музея Сам. работа 4 20 ПК-6

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. «Музеология» как научная дисциплина. Музеология в системе современных научных знаний.
2. Базовые понятия современной музеологии.
3. Основные этапы становления музеологии как научной дисциплины.
4. Многообразие современных музеев. Музеи в разных странах мира.
5. Музейный мир современной России: особенности, виды музеев, статистика.
6. Официальные представительства зарубежных и российских музеев в сети Интернет. Тематические порталы о музейном деле и музеях в России.
7. История и современная структура ЮНЕСКО. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
8. Деятельность Международного совета музеев (ICOM).
9. История становления и развития музейной коммуникации и социологии.
10. Музей и образование. Музеи образовательных учреждений.
11. Школьные музеи: история становления и основные характеристики. Детские музеи.
12. Организационно-законодательные основы деятельности музеев
и охраны наследия в России.
13. Понятие «музей». Подходы к определению понятия «музей». Социокультурные функции музея.
14. Разновидности классификаций музеев.
15. Музейный предмет: понятие, свойства и функции
16. Теория и практика научно-исследовательской работы в музее.
17. Музей под открытым небом как категория в музейном деле. Историко-культурные музеи-заповедники.
18. Музеи-заповедники, созданные на основе этнографических комплексов.
19. Скансены за рубежом и в России: история и современное развитие.
20. История становления экомузея. Экомузеи Франции.
21. Городские экомузеи Португалии и Бразилии. Экомузеи культуры коренного населения в России и за рубежом.
22. «Новая музеология» и теоретические основы функционирования экомузея.
23. Музеи-храмы и музеи-монастыри в России.
24. Мемориальные музеи-квартиры и музеи-усадьбы в России.
25. Уникальные исторические территории (УИТ). Классификация УИТ.
26. Музей в решении экологических проблем. Особо охраняемые природные территории (ООПТ).
27. История формирования понятия «музеефикация». Музеефикация памятников архитектуры. Музеефикация памятников археологии.
28. Сохранение и музеефикация памятников науки и техники и индустрии, историко-культурной среды и ландшафтов.
29. Сохранение и музеефикация нематериальных объектов культурного наследия.
30. Содержание понятия «музеография». Первые музейные издания за рубежом. Каталоги собраний.
31. Зарубежные издания о музеях и музейном деле XVIII начала XX вв.
32. История периодических изданий по музейному делу в России. Современная периодика.
33. Монографические издания о деятельности крупнейших музеев России.
34. Менеджмент и маркетинг в музейной деятельности: особенности и методы.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Основателем и первым директором какого музея был заслуженный профессор Московского университета, доктор римской словесности и историк искусства Иван Владимирович Цветаев?
Выберите один ответ:
a. Российский этнографический музей
b. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
c. Государственная Третьяковская галерея
d. Русский музея
e. Румянцевский музей


Назовите музей, который находится в Санкт-Петербурге, в здании Михайловского дворца, имеет филиалы в Михайловском замке, в Мраморном и Строгановском дворце, а также включает Михайловский и Летний сад с Летним дворцом Петра I и Домик Петра I.
Выберите один ответ:
a. Государственная Третьяковская галерея
b. Русский музей
c. Государственный Эрмитаж
d. Российский этнографический музей
e. Музей-заповедник "Петергоф"

Укажите цели, с которыми могут создаваться музеи в РФ, согласно №54-ФЗ
Выберите один или несколько ответов:
a. экспонирование музейных коллекций за рубежом
b. выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
c. публикация музейных предметов и музейных коллекций.
d. хранение музейных предметов и музейных коллекций;
e. осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Гребенникова Т.Г. Музеология. Введение в профессию: учебное пособие Алт. ун-та, 2014 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Кодекс профессиональной этики ICOM // http://www.art-con.ru/node/351 www.art-con.ru
Э2 Кодекс музейной этики // http://www.icom.org.ru/get.asp?id=A7 www.icom.org.ru
Э3 Штильмарк Ф.Р. Принципы заповедности (теоретические, правовые и практические аспекты) // http://oopt.info/ oopt.info
Э4 Соколов В.Е., Пузаченко Ю.Г., Гунин П.Д., Зыков К.Д. Биосферные заповедники: цели и проблемы // Природа. № 1. 1988. С. 34–46 // http://oopt.info/index.php?page=132 oopt.info
Э5 Каулен М.Е. Музеи-заповедники // http://www.museum.ru/rme/sci_zap.asp www.museum.ru
Э6 Музей-монастырь // http://www.museum.ru/rme/sci_mon.asp www.museum.ru
Э7 Музей-храм // http://www.museum.ru/rme/sci_hram.asp www.museum.ru
Э8 Музеи-усадьбы // http://www.museum.ru/rme/sci_usad.asp www.museum.ru
Э9 Исторические усадьбы России. Музеи-усадьбы России // http://hist-usadba.narod.ru hist-usadba.narod.ru
Э10 Портал Музеи России www.museum.ru
Э11 Электронный учебно-методический комплекс "Основы музеологии" portal.edu.asu.ru
Э12 Основы музеологии portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.
Для организации самостоятельной работы имеется электронный учебно-методический комплекс, размещенный по адресу http://portal.edu.asu.ru/course/view.php?id=551
В рамках СРС могут быть использованы периодические издания:
Журнал «Музей» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.panor.ru/journals/museum/index.php
Музей: ежемес. журн. / Издательский дом «ПАНОРАМА». – М., 2009–2012.