Закреплена за кафедрой | Кафедра археологии, этнографии и музеологии |
---|---|
Направление подготовки | 51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 5 ЗЕТ |
Учебный план | z51_03_04_Музеология-3-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 4 | 4 | 4 | 4 |
Практические | 6 | 6 | 6 | 6 |
Сам. работа | 161 | 161 | 161 | 161 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 |
Итого | 180 | 180 | 180 | 180 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии
Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин
1.1. | Цель дисциплины - сформировать навыки изучения и анализа ключевых памятников мирового культурного наследия, их истории и современного состояния и использования, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности в сфере сохранения наследия и его современного использования. - сформировать представление об основных выдающихся объектах Всемирного культурного наследия. - освоить содержание ключевых понятий по культурному наследию. - уяснить принципы формирования Списка Всемирного наследия. - познакомиться с деятельностью основных организаций в системе Всемирного наследия. - изучить содержание основных документов по международной охране культурного наследия. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В |
ПК-1 | способность применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия |
ПК-2 | способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок |
ПК-7 | способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - основные этапы формирования понятия "культурное наследие" в исторической динамике; - методику и особенности формирования Списка всемирного наследия, преимущества попадания объектов наследия в этот список; - основные памятники Всемирного наследия по странам мира. |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять инструментарий современной музеологии для анализа и оценки объектов Всемирного наследия; - презентовать данные об объектах Всемирного культурного наследия |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - способностью подготовки аналитических документов на объекты культурного наследия; - понятийным аппаратом в области современного наследиеведения |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. UNESCO: история, структура и направления деятельности в сфере культуры. | ||||||
1.1. | История и современная структура ЮНЕСКО. Формирование идеи. Оформление организации и ее основных принципов. Современная структура ЮНЕСКО: Генеральная конференция, Исполнительный совет, Секретариат. Национальные комиссии. Бюджет ЮНЕСКО. Ключевые направления деятельности ЮНЕСКО в области культуры. Гаагская конвенция 1954 г.: содержание ключевых положений. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 г. Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия. Определение природного и культурного наследия. Национальная и международная охрана наследия. Фонд Всемирного наследия. Условия и формы предоставления международной помощи. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
1.2. | Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-1 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 2. Всемирное культурное наследие: понятийный аппарат и критерии отбора объектов в список | ||||||
2.1. | Культурное наследие: понятие и эволюция концепций в его историческом изучении. Памятник и объект наследия. Содержание базовых понятий документа «Культура в устойчивом развитии». Зарубежные концепции культурного наследия. «Прошлое в настоящем». Теория «товаризации» наследия. Отечественные концепции наследия. Географическая (пространственная) концепция наследия. Отечественные и международные организации в системе Всемирного наследия. Центр Всемирного наследия. Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS): история, структура, направления деятельности. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт наследия) им. Д.С. Дихачева. Список Всемирного наследия и критерии отбора объектов. «Семь чудес света»: история и особенности комплексов. Семь новых чудес света: особенности списка. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: состав. Десять критериев при отборе объектов. Преимущества статуса объекта Всемирного наследия | Лекции | 2 | 1 | ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
2.2. | Критерии отбора объектов в Список Всемирного наследия | Сам. работа | 2 | 20 | ПК-1, ПК-2 | Л1.1 |
Раздел 3. Культурный ландшафт как объект Всемирного наследия | ||||||
3.1. | Разновидности культурных ландшафтов | Сам. работа | 2 | 22 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 4. Всемирное культурное наследие в Европе | ||||||
4.1. | Древнейшие памятники культуры на территории Европы. Мегалитические памятники. Стоунхендж: устройство, история изучения и значение объекта. Мегалитические храмы Мальты. Пещера Альтамира в Испании. Наскальные рисунки в пещере по реке Везер (Франция). Наскальные рельефы в Тануме (Швеция). Соборы Европы в Списке Всемирного наследия. Церковь Святой Маргариты в Вестминстерском аббатстве. Кафедральный собор в Кентербери. Аахенский собор (Германия). Собор Святого Петра в Трире. Кафедральный собор в Кельне. Произведения Антонио Гауди. Кафедральный собор в Шартре (Франция). Собор в городе Амьен. Кафедральный собор Нотр-Дам. Исторические центры европейских городов как памятники Всемирного наследия. Особенности исторического городского ландшафта. Исторические центры городов Зальцбурга и Вены. Центр города Брюгге (Бельгия). Ватикан – район Рима. Ливерпуль. Будапешт. Исторические центры Кордовы и Толедо. Исторические центры Рима и Флоренции. Венеция и ее лагуна. Центр Неаполя. Верона. Исторический центр Риги. Исторически | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.2. | Дворцы, замки и крепости Европы как объекты культурного наследия ЮНЕСКО. Замки и дворцы во Франции. Фортификация: история и основные понятия. Дверец и парк в Версале. История, интерьеры и парки Версаля. Долина Луары как культурный регион. Замки в долине Луары (Валансе, Амбуаз, Шамбор, Шенонсо, Азей-ле-Ридо, Ланже, Вилландри). Замок Монсоро. Анже. Дворец и парк Фонтенбло. Исторический укрепленный город Каркасон. Дворцовые памятники Великобритании, Швеции и Дании в Списке Всемирного наследия. Вестминстерский дворец: история и строение памятника. Замки и крепости короля Эдуарда I в княжестве Гуинедд. Дворец Бленхейм. Лондонский Тауэр. Тауэрский мост. Королевская резиденция Дроттнингхольм в Швеции. Замок Кронборг в Дании. Дворцы и замки Германии, Австрии, Швейцарии, Испании и Италии. Дворец Аугустусбург. Дворцы и парки Постдама и Берлина: Сан-Суси, Тиргартен, Бабельсберг. Памятники в долине Среднего Рейна и долине Эльбы у Дрездена. Дворец и парки Шенбрунн в Австрии. Замки города Беллинцона в Швейцарии. Альгамбр | Практические | 2 | 1 | ПК-1, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
4.3. | подготовка к тесту по дворцовым памятникам Европы | Сам. работа | 2 | 10 | ПК-1, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 5. Объекты всемирного наследия на территории Африки | ||||||
5.1. | Всемирное культурное наследие Египта. Древние Фивы с их некрополями. Луксорский храм. Долина царей: особенности комплекса. Храм Амона-Ра в Карнаке. Археологическая зона Дейр-эль-Бахри: храм Хатшепсут. Долина цариц. Мемфис и его некрополи – район пирамид от Гизы до Дахшура. Памятники Нубии от Абу-Симбел до Филе. Управление археологическими комплексами Египта с учетом потребностей туризма. Исламский Каир как объект культурного наследия. Памятники культурного наследия в Северной Африке (Тунис, Алжир, Марокко и Ливия). Древний город Тимгад. Джемила. Типаса. Крепость Аль-Кала в древнем городе Бени-Хаммад. Долина Мзаб. Плато Тассилин. Аджер. Касба (старая часть Алжира). Амфитеатр в Эль-Джеме. Руины Карфагена. Старая часть Туниса. Пунический город Керкуан. Исторический город Кайруан. Старая часть Сус. Дугга. Старые части Феса и Марракеша. Исторический город Мекнес. Археологический памятники Волюбилиса. Старая часть Эс-Сувейра. Памятники Ливии: Кирена, Лептис Магна, Сабрата, живопись в горах Тадрарт-Акакус. Памятни | Практические | 2 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2 |
5.2. | Культурное наследие Туниса, Алжира, Марокко и Ливии. | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2 |
Раздел 6. Всемирное культурное наследии на территории Америки | ||||||
6.1. | Памятники культурного наследия в США и Канаде. Статуя Свободы: конструкция, создание и открытие. Усадьба Монтичелла и университет штата Виргиния. Индейское поселение Пуэбло-де-Таос. Крепость и историческая часть города сан-Хуан. Индепенденс-холл в Филадельфии. Древние индейские поселения на плато Месса-Верде. Исторический город Люненбург. Исторический район города Квебек. Памятники Всемирного наследия в городах Латинской Америки. Город Бразилиа: кафедральный собор. Исторические центры бразильских городов (Олинда, Сант-Луис, Диамантина и др.). Университетский город в Каракасе. Порт и памятники Картахены. Испанские центры мексиканских городов (Пуэбло, Мехико и др.). Зоны исторических памятников в городах Керетаро, Тлакотальпан, Хочикалько. | Лекции | 2 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.2. | Памятники Латинской Америки доколумбовой эпохи. Доиспанские города на территории Мексики. Паленке: открытие гробниц и основные объекты. Доиспанский город Теотиуакан: параметры и архитектурные объекты. Комплекс моль-Альбан. Комплекс Чичен-Ица: история, местоположение, основные достопримечательности. Эль-Тахин. Ушмаль и пирамида волшебника. Зона археологических памятников Хочикалько. Древний город майя Калакмуль. Комплексы майя: города или ритуальные центры. Памятники Всемирного наследия в Аргентине, Боливии, Гватемале и Гондурасе. Древний путь Кебрада-де-Умауака. Древний город Тиауанако. Национальный парк Тикаль: изучение и пирамиды. Город индейцев майя Копан: местоположение и архитектура комплекса. Памятники Всемирного наследия в Колумбии и Перу. Археологический парк Сант-Агустин. Национальный археологический парк Тьеррадентро. Руины древнего города Мачу-Пикчу. Археологическая зона Чан-Чан | Практические | 2 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
6.3. | Памятники доколумбовой эпохи | Сам. работа | 2 | 16 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 7. Памятники Всемирного наследия в Австралии и Океании | ||||||
7.1. | Культурное наследие Австралии. Сиднейский оперный театр – новый объект ЮНЕСКО и символ Австралии. Замысел, особенности архитектуры и конструкции. Основные фазы строительства памятника. Ю. Гуссенс и И. Утцон. Здание Королевской выставки и сады Карлтон в Мельбурне: история и современное использование. Культурное наследие Океании. Национальный парк Рапа Нуи на острове Пасхи и его статуи (моаи). История открытия и изучения. Туристические места на острове (Рано-Рараку, Те-Пито-те-хенуа и др.) Храмовый комплекс Борободур в Индонезии: конструкция, выбор места, интерпретация. Открытие, история изучения и реставрация Борободура. Значение объекта и угрозы разрушения. | Практические | 2 | 1 | ПК-1, ПК-2 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 8. Памятники Всемирного наследия на территории России | ||||||
8.1. | Московский Кремль и Красная площадь как объект Всемирного наследия. История Кремля. Структура Кремля: башни, соборы, дворцы и дворцовые церкви, здания государственных учреждений. Царь-пушка и царь-колокол. Археологические исследования Кремля. Храм Василия Блаженного на Красной площади. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект всемирного наследия. Петропавловская крепость: история строительства. Адмиралтейство. Зимний дворец и дворцовая площадь. Казанский собор. Медный всадник. Петергоф: история основания и современная структура. Гатчина. Павловск. Царское село. Памятники православной культуры Центральной и Северной России в Списке всемирного наследия. Погост Кижи: основные достопримечательности. Александровский монастырь в Суздале. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Исторические памятники Великого Новгорода и его окрестностей. Историко-культурный комплекс Соловецких островов. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. Церковь Вознесения в Коломенском. Ансамбли Ферапонтова и Новодевичьего монастырей. Памятники в | Практические | 2 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2 |
8.2. | подготовка к тесту по памятникам всемирного культурного наследия на территории Россиии; подготовка докладов-презентаций; подготовка к коллоквиуму | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-1, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
Раздел 9. Всемирное культурное наследие в странах Востока | ||||||
9.1. | Памятники Всемирного наследия на территории Китая. Великая китайская стена: история и современное состояние. Гробница первого императора династии Цинь. Дворцы императоров династий Мин и Цин. Пещеры Могао. Горная императорская резиденция и окружающие храмы в Чэндэ. Исторический ансамбль дворца Потала в Лхасе. Храм и гробница Конфуция. Гора Эмэйшань и статуя «Великий Будда». Пиньяо. Летний дворец и императорский парк в Пекине. Храм Неба. Пещерные храмы Луньмэнь. Храмы Юньган. Города и гробницы Когуре. Древний город Иньсюй. Памятники Всемирного культурного наследия в Южной Азии. Памятники Индии. Мавзолей Тадж-Махал. Памятники Махабалипурама. Буддийские памятники в Санчи. Мавзолей Хумаюна в Дели. Храмовый комплекс Махабодхи. Археологический парк Чампанер-Павагадх. Долина Катманду. Лумбини, место рождения Будды. Археологические памятники Мохенджо-Даро. Древние города Полоннарува и Сигирия. Священный город Анурадхапура. «Золотой храм» Дамбулла. Памятники ЮНЕСКО на территории Японии и Кореи. Буддийские памятники в | Практические | 2 | 1 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л2.1, Л1.2, Л1.1 |
9.2. | Всемирное культурное наследие в странах Востока | Сам. работа | 2 | 17 | ||
9.3. | Экзамен | 2 | 9 | ПК-1, ПК-2, ПК-7 | Л1.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
1. История и современная структура ЮНЕСКО. Ключевые направления деятельности ЮНЕСКО в области культуры. 2. Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия. 3. Культурное наследие: понятие и эволюция концепций в его историческом изучении. Отечественные и международные организации в системе Всемирного наследия. 4. Список Всемирного наследия и критерии отбора объектов. 5. Понятие «культурный ландшафт»: подходы к определению, систематика ландшафтов. Культурные ландшафты как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. 6. Древнейшие памятники культуры на территории Европы. 7. Соборы Европы в Списке Всемирного наследия. 8. Исторические центры европейских городов как памятники Всемирного наследия. Музейный остров в Берлине как объект Всемирного наследия. 9. Замки и дворцы во Франции. 10. Дворцовые памятники в Списке всемирного наследия (Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария, Испания и Италия). 11. Античные памятники на территории Греции. 12. Античное культурное наследие в Италии. Памятники античного наследия в Западной и Восточной Европе. 13. Культурное наследие Египта. 14. Памятники культурного наследия в Северной Африке. 15. Памятники культурного наследия в Центральной, Восточной, Западной и Южной Африке. 16. Памятники культурного наследия в США и Канаде. 17. Памятники Всемирного наследия в городах Латинской Америки. 18. Доиспанские города на территории Мексики. 19. Памятники Всемирного наследия в Аргентине, Боливии, Гватемале и Гондурасе, Колумбии и Перу. 20. Культурное наследие Австралии. 21. Культурное наследие Океании. 22. Московский Кремль и Красная площадь как объект Всемирного наследия. 23. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект всемирного наследия. 24. Памятники православной культуры Центральной и Северной России в Списке всемирного наследия. 25. Памятники мусульманской культуры России в Списке всемирного наследия. 26. Памятники Всемирного наследия на территории Китая. 27. Памятники Всемирного культурного наследия в Южной Азии. Памятники ЮНЕСКО на территории Японии и Кореи. 28. Объекты Всемирного наследия в Юго-Восточной Азии. Памятники мирового культурного наследия на Ближнем Востоке. 29. Памятники мирового культурного наследия в Иране и Ираке. Объекты наследия на Аравийском полуострове. 30. Памятники Всемирного наследия в Турции. Памятники мирового культурного наследия в Средней Азии. |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
Коллоквиум по теме: Памятники Всемирного наследия на территории Китая. Великая китайская стена: история и современное состояние. Гробница первого императора династии Цинь. Дворцы императоров династий Мин и Цин. Пещеры Могао. Горная императорская резиденция и окружающие храмы в Чэндэ. Исторический ансамбль дворца Потала в Лхасе. Храм и гробница Конфуция. Гора Эмэйшань и статуя «Великий Будда». Пиньяо. Летний дворец и императорский парк в Пекине. Храм Неба. Пещерные храмы Луньмэнь. Храмы Юньган. Города и гробницы Когуре. Древний город Иньсюй. |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Боголюбова Н.М., Фокина В.И. | Всемирное культурное наследие: Учебник | СПБ ГУ, 2015 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова | История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие | АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 | elibrary.asu.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова | Основы музеологии: учебное пособие | Изд-во Алт. ун-та, 2013 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Список Всемирного наследия // http://herihage.unesco.org | |||
Э2 | http://uroboros.org.ru/Africa (Статьи: Гиза, Саккара, Великая пирамида Ху-фу/Хеопса, Большой Сфинкс, Луксор и Карнак) | |||
Э3 | http://www.domcity.ru/ancient/3641/ | |||
Э4 | Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия // http://heritage.unesco.ru | |||
Э5 | Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Понятие «культурный ландшафт» // http://herihage.unesco.ru | |||
Э6 | Веденин Ю.А., Кулешова М.Е., Чалая И.П. и др. Определение формата культурного ландшафта (как составная часть работы по формированию Российской сети культурного наследия) // http://future.museum.ru | |||
Э7 | Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников // http://heritage.unesco.ru | |||
Э8 | Максаковский В.П. Античные памятники Рима // http://www.countries.ru/library/ant/rimant.htm | |||
Э9 | Максаковский В.П. Афинский Акрополь // Всемирное культурное наследие. М., 2000 // http://www.countries.ru/library/ant/acropol.html | |||
Э10 | Максаковский В.П. Объекты культурного наследия в Африке // http://top.list.ru | |||
Э11 | Максаковский В.П. Памятники античности // http://www.countries.ru/library/ant/memory.htm | |||
Э12 | Молодякова Э.В. Деятельность Японии в рамках программы ЮНЕСКО «Всемир-ное наследие» // http://www.japan-assoc.ru | |||
Э13 | Петергоф // http://www.petergof.ru | |||
Э14 | Чичен-Ица // http://mesoamerica.narod.ru/infochich.html | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Windows Microsoft Office 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
519М | электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей |
319М | кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт. |
Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы. При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника. Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии. При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки. При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее. При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet. Освоение данного материала позволяет получить представление об общих закономерностях и тенденциях формирования мирового историко-культурного наследия. Выдающиеся явления эстетической сферы, обладающие непреходящей культурно-исторической ценностью, изучаются в тесной связи с историей философии, литературы и языка, проблем общественно-политического устройства. Предложенный курс помогает выработать аналитические навыки самостоятельного изучения наиболее значительных явлений в истории мировой культуры, по возможности научиться использовать приобретенные знания для совершенствования своей личности и профессионального мастерства. При выполнении практических заданий в рамках курса формируются навыки по оформлению результатов научных исследований: обзоров, аналитических справок и пояснительных записок, также формируется способность выполнять основные виды работ, связанные с учетом объектов культурного наследия. При изучении разделов 1 , 2 ,3(UNESCO: история, структура и направления деятельности в сфере культуры; Всемирное культурное наследие: понятийный аппарат и критерии отбора объектов в список; Культурный ландшафт как объект Всемирного наследия )рекомендуется обратить внимание на понятийный аппарат, усвоить содержание Конвенции ЮНЕСКО, принципы формирования Списка всемирного наследия. Необходимо уделить время для самостоятельного изучения материалов (литература и электроннеы публикации)о концепции культурного ландшафта, отметить наиболее значительные публикации, ссылки на важные содержательные моменты. При изучении раздела "Всемирное культурное наследие в Европе" необходимо с особым вниманием отнести к значительному по количеству перечню объектов, уяснить специфику Всемирного наследия в Европе, уметь идентифицировать объекты наследия по странам. При изучении раздела "Объекты всемирного наследия на территории Африки" стоить уяснить специфику памятников древности и мусульманского наследия. При изучении разделов "Всемирное культурное наследии на территории Америки", "Памятники Всемирного наследия в Австралии и Океании", "Всемирное культурное наследие в странах Востока" научиться выявлять отличительные черты объектов наследия по регионам и эпохам. При изучении раздела "Памятники Всемирного наследия на территории России" необходимо научиться составлять аналитические документы на крупные по составу объекты наследия, выявляя и давая характеристику их составляющим, рассмотреть особенности хронологического и географического состава памятников Всемирного наследия от России. |