МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Памятники мирового культурного наследия

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра археологии, этнографии и музеологии
Направление подготовки51.03.04. Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость5 ЗЕТ
Учебный планz51_03_04_Музеология-3-2019
Часов по учебному плану 180
в том числе:
аудиторные занятия 10
самостоятельная работа 161
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 4 4 4 4
Практические 6 6 6 6
Сам. работа 161 161 161 161
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 180 180 180 180

Программу составил(и):
к.и.н., доцент, Т.Г. Гребенникова

Рецензент(ы):
к.и.н., доцент, Т.В. Тишкина

Рабочая программа дисциплины
Памятники мирового культурного наследия

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия (уровень бакалавриата). Утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01 июля 2016 г. №788

составлена на основании учебного плана:
51.03.04 Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
д.и.н., профессор А.А. Тишкин


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра археологии, этнографии и музеологии

Протокол от 03.06.2019 г. № 9
Заведующий кафедрой д.и.н., профессор А.А. Тишкин


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель дисциплины - сформировать навыки изучения и анализа ключевых памятников мирового культурного наследия, их истории и современного состояния и использования, что необходимо для осуществления профессиональной деятельности в сфере сохранения наследия и его современного использования.
- сформировать представление об основных выдающихся объектах Всемирного культурного наследия.
- освоить содержание ключевых понятий по культурному наследию.
- уяснить принципы формирования Списка Всемирного наследия.
- познакомиться с деятельностью основных организаций в системе Всемирного наследия.
- изучить содержание основных документов по международной охране культурного наследия.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-1 способность применять современные методы исследований в ведущих направлениях музейной деятельности и сохранении культурного наследия
ПК-2 способность к оформлению результатов научных исследований: научных отчетов, обзоров, аналитических справок и пояснительных записок
ПК-7 способность выполнять все виды работ, связанных с учетом музейных коллекций, объектов культурного и природного наследия
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные этапы формирования понятия "культурное наследие" в исторической динамике;
- методику и особенности формирования Списка всемирного наследия, преимущества попадания объектов наследия в этот список;
- основные памятники Всемирного наследия по странам мира.
3.2.Уметь:
3.2.1.- применять инструментарий современной музеологии для анализа и оценки объектов Всемирного наследия;
- презентовать данные об объектах Всемирного культурного наследия
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- способностью подготовки аналитических документов на объекты культурного наследия;
- понятийным аппаратом в области современного наследиеведения

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. UNESCO: история, структура и направления деятельности в сфере культуры.
1.1. История и современная структура ЮНЕСКО. Формирование идеи. Оформление организации и ее основных принципов. Современная структура ЮНЕСКО: Генеральная конференция, Исполнительный совет, Секретариат. Национальные комиссии. Бюджет ЮНЕСКО. Ключевые направления деятельности ЮНЕСКО в области культуры. Гаагская конвенция 1954 г.: содержание ключевых положений. Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. Конвенция об охране подводного культурного наследия 2001 г. Международная конвенция об охране нематериального культурного наследия 2003 г. Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия. Определение природного и культурного наследия. Национальная и международная охрана наследия. Фонд Всемирного наследия. Условия и формы предоставления международной помощи. Лекции 2 1 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
1.2. Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия Сам. работа 2 16 ПК-1 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 2. Всемирное культурное наследие: понятийный аппарат и критерии отбора объектов в список
2.1. Культурное наследие: понятие и эволюция концепций в его историческом изучении. Памятник и объект наследия. Содержание базовых понятий документа «Культура в устойчивом развитии». Зарубежные концепции культурного наследия. «Прошлое в настоящем». Теория «товаризации» наследия. Отечественные концепции наследия. Географическая (пространственная) концепция наследия. Отечественные и международные организации в системе Всемирного наследия. Центр Всемирного наследия. Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест (ICOMOS): история, структура, направления деятельности. Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия (Институт наследия) им. Д.С. Дихачева. Список Всемирного наследия и критерии отбора объектов. «Семь чудес света»: история и особенности комплексов. Семь новых чудес света: особенности списка. Список Всемирного наследия ЮНЕСКО: состав. Десять критериев при отборе объектов. Преимущества статуса объекта Всемирного наследия Лекции 2 1 ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
2.2. Критерии отбора объектов в Список Всемирного наследия Сам. работа 2 20 ПК-1, ПК-2 Л1.1
Раздел 3. Культурный ландшафт как объект Всемирного наследия
3.1. Разновидности культурных ландшафтов Сам. работа 2 22 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 4. Всемирное культурное наследие в Европе
4.1. Древнейшие памятники культуры на территории Европы. Мегалитические памятники. Стоунхендж: устройство, история изучения и значение объекта. Мегалитические храмы Мальты. Пещера Альтамира в Испании. Наскальные рисунки в пещере по реке Везер (Франция). Наскальные рельефы в Тануме (Швеция). Соборы Европы в Списке Всемирного наследия. Церковь Святой Маргариты в Вестминстерском аббатстве. Кафедральный собор в Кентербери. Аахенский собор (Германия). Собор Святого Петра в Трире. Кафедральный собор в Кельне. Произведения Антонио Гауди. Кафедральный собор в Шартре (Франция). Собор в городе Амьен. Кафедральный собор Нотр-Дам. Исторические центры европейских городов как памятники Всемирного наследия. Особенности исторического городского ландшафта. Исторические центры городов Зальцбурга и Вены. Центр города Брюгге (Бельгия). Ватикан – район Рима. Ливерпуль. Будапешт. Исторические центры Кордовы и Толедо. Исторические центры Рима и Флоренции. Венеция и ее лагуна. Центр Неаполя. Верона. Исторический центр Риги. Исторически Лекции 2 1 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.2. Дворцы, замки и крепости Европы как объекты культурного наследия ЮНЕСКО. Замки и дворцы во Франции. Фортификация: история и основные понятия. Дверец и парк в Версале. История, интерьеры и парки Версаля. Долина Луары как культурный регион. Замки в долине Луары (Валансе, Амбуаз, Шамбор, Шенонсо, Азей-ле-Ридо, Ланже, Вилландри). Замок Монсоро. Анже. Дворец и парк Фонтенбло. Исторический укрепленный город Каркасон. Дворцовые памятники Великобритании, Швеции и Дании в Списке Всемирного наследия. Вестминстерский дворец: история и строение памятника. Замки и крепости короля Эдуарда I в княжестве Гуинедд. Дворец Бленхейм. Лондонский Тауэр. Тауэрский мост. Королевская резиденция Дроттнингхольм в Швеции. Замок Кронборг в Дании. Дворцы и замки Германии, Австрии, Швейцарии, Испании и Италии. Дворец Аугустусбург. Дворцы и парки Постдама и Берлина: Сан-Суси, Тиргартен, Бабельсберг. Памятники в долине Среднего Рейна и долине Эльбы у Дрездена. Дворец и парки Шенбрунн в Австрии. Замки города Беллинцона в Швейцарии. Альгамбр Практические 2 1 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
4.3. подготовка к тесту по дворцовым памятникам Европы Сам. работа 2 10 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 5. Объекты всемирного наследия на территории Африки
5.1. Всемирное культурное наследие Египта. Древние Фивы с их некрополями. Луксорский храм. Долина царей: особенности комплекса. Храм Амона-Ра в Карнаке. Археологическая зона Дейр-эль-Бахри: храм Хатшепсут. Долина цариц. Мемфис и его некрополи – район пирамид от Гизы до Дахшура. Памятники Нубии от Абу-Симбел до Филе. Управление археологическими комплексами Египта с учетом потребностей туризма. Исламский Каир как объект культурного наследия. Памятники культурного наследия в Северной Африке (Тунис, Алжир, Марокко и Ливия). Древний город Тимгад. Джемила. Типаса. Крепость Аль-Кала в древнем городе Бени-Хаммад. Долина Мзаб. Плато Тассилин. Аджер. Касба (старая часть Алжира). Амфитеатр в Эль-Джеме. Руины Карфагена. Старая часть Туниса. Пунический город Керкуан. Исторический город Кайруан. Старая часть Сус. Дугга. Старые части Феса и Марракеша. Исторический город Мекнес. Археологический памятники Волюбилиса. Старая часть Эс-Сувейра. Памятники Ливии: Кирена, Лептис Магна, Сабрата, живопись в горах Тадрарт-Акакус. Памятни Практические 2 1 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2
5.2. Культурное наследие Туниса, Алжира, Марокко и Ливии. Сам. работа 2 30 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2
Раздел 6. Всемирное культурное наследии на территории Америки
6.1. Памятники культурного наследия в США и Канаде. Статуя Свободы: конструкция, создание и открытие. Усадьба Монтичелла и университет штата Виргиния. Индейское поселение Пуэбло-де-Таос. Крепость и историческая часть города сан-Хуан. Индепенденс-холл в Филадельфии. Древние индейские поселения на плато Месса-Верде. Исторический город Люненбург. Исторический район города Квебек. Памятники Всемирного наследия в городах Латинской Америки. Город Бразилиа: кафедральный собор. Исторические центры бразильских городов (Олинда, Сант-Луис, Диамантина и др.). Университетский город в Каракасе. Порт и памятники Картахены. Испанские центры мексиканских городов (Пуэбло, Мехико и др.). Зоны исторических памятников в городах Керетаро, Тлакотальпан, Хочикалько. Лекции 2 1 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.2. Памятники Латинской Америки доколумбовой эпохи. Доиспанские города на территории Мексики. Паленке: открытие гробниц и основные объекты. Доиспанский город Теотиуакан: параметры и архитектурные объекты. Комплекс моль-Альбан. Комплекс Чичен-Ица: история, местоположение, основные достопримечательности. Эль-Тахин. Ушмаль и пирамида волшебника. Зона археологических памятников Хочикалько. Древний город майя Калакмуль. Комплексы майя: города или ритуальные центры. Памятники Всемирного наследия в Аргентине, Боливии, Гватемале и Гондурасе. Древний путь Кебрада-де-Умауака. Древний город Тиауанако. Национальный парк Тикаль: изучение и пирамиды. Город индейцев майя Копан: местоположение и архитектура комплекса. Памятники Всемирного наследия в Колумбии и Перу. Археологический парк Сант-Агустин. Национальный археологический парк Тьеррадентро. Руины древнего города Мачу-Пикчу. Археологическая зона Чан-Чан Практические 2 1 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
6.3. Памятники доколумбовой эпохи Сам. работа 2 16 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 7. Памятники Всемирного наследия в Австралии и Океании
7.1. Культурное наследие Австралии. Сиднейский оперный театр – новый объект ЮНЕСКО и символ Австралии. Замысел, особенности архитектуры и конструкции. Основные фазы строительства памятника. Ю. Гуссенс и И. Утцон. Здание Королевской выставки и сады Карлтон в Мельбурне: история и современное использование. Культурное наследие Океании. Национальный парк Рапа Нуи на острове Пасхи и его статуи (моаи). История открытия и изучения. Туристические места на острове (Рано-Рараку, Те-Пито-те-хенуа и др.) Храмовый комплекс Борободур в Индонезии: конструкция, выбор места, интерпретация. Открытие, история изучения и реставрация Борободура. Значение объекта и угрозы разрушения. Практические 2 1 ПК-1, ПК-2 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 8. Памятники Всемирного наследия на территории России
8.1. Московский Кремль и Красная площадь как объект Всемирного наследия. История Кремля. Структура Кремля: башни, соборы, дворцы и дворцовые церкви, здания государственных учреждений. Царь-пушка и царь-колокол. Археологические исследования Кремля. Храм Василия Блаженного на Красной площади. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект всемирного наследия. Петропавловская крепость: история строительства. Адмиралтейство. Зимний дворец и дворцовая площадь. Казанский собор. Медный всадник. Петергоф: история основания и современная структура. Гатчина. Павловск. Царское село. Памятники православной культуры Центральной и Северной России в Списке всемирного наследия. Погост Кижи: основные достопримечательности. Александровский монастырь в Суздале. Церковь Бориса и Глеба в Кидекше. Исторические памятники Великого Новгорода и его окрестностей. Историко-культурный комплекс Соловецких островов. Ансамбль Троице-Сергиевой Лавры. Церковь Вознесения в Коломенском. Ансамбли Ферапонтова и Новодевичьего монастырей. Памятники в Практические 2 1 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2
8.2. подготовка к тесту по памятникам всемирного культурного наследия на территории Россиии; подготовка докладов-презентаций; подготовка к коллоквиуму Сам. работа 2 30 ПК-1, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
Раздел 9. Всемирное культурное наследие в странах Востока
9.1. Памятники Всемирного наследия на территории Китая. Великая китайская стена: история и современное состояние. Гробница первого императора династии Цинь. Дворцы императоров династий Мин и Цин. Пещеры Могао. Горная императорская резиденция и окружающие храмы в Чэндэ. Исторический ансамбль дворца Потала в Лхасе. Храм и гробница Конфуция. Гора Эмэйшань и статуя «Великий Будда». Пиньяо. Летний дворец и императорский парк в Пекине. Храм Неба. Пещерные храмы Луньмэнь. Храмы Юньган. Города и гробницы Когуре. Древний город Иньсюй. Памятники Всемирного культурного наследия в Южной Азии. Памятники Индии. Мавзолей Тадж-Махал. Памятники Махабалипурама. Буддийские памятники в Санчи. Мавзолей Хумаюна в Дели. Храмовый комплекс Махабодхи. Археологический парк Чампанер-Павагадх. Долина Катманду. Лумбини, место рождения Будды. Археологические памятники Мохенджо-Даро. Древние города Полоннарува и Сигирия. Священный город Анурадхапура. «Золотой храм» Дамбулла. Памятники ЮНЕСКО на территории Японии и Кореи. Буддийские памятники в Практические 2 1 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л2.1, Л1.2, Л1.1
9.2. Всемирное культурное наследие в странах Востока Сам. работа 2 17
9.3. Экзамен 2 9 ПК-1, ПК-2, ПК-7 Л1.2, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. История и современная структура ЮНЕСКО. Ключевые направления деятельности ЮНЕСКО в области культуры.
2. Содержание Конвенции 1972 г. об охране всемирного культурного и природного наследия.
3. Культурное наследие: понятие и эволюция концепций в его историческом изучении. Отечественные и международные организации в системе Всемирного наследия.
4. Список Всемирного наследия и критерии отбора объектов.
5. Понятие «культурный ландшафт»: подходы к определению, систематика ландшафтов. Культурные ландшафты как объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО.
6. Древнейшие памятники культуры на территории Европы.
7. Соборы Европы в Списке Всемирного наследия.
8. Исторические центры европейских городов как памятники Всемирного наследия. Музейный остров в Берлине как объект Всемирного наследия.
9. Замки и дворцы во Франции.
10. Дворцовые памятники в Списке всемирного наследия (Великобритания, Германия, Австрия, Швейцария, Испания и Италия).
11. Античные памятники на территории Греции.
12. Античное культурное наследие в Италии. Памятники античного наследия в Западной и Восточной Европе.
13. Культурное наследие Египта.
14. Памятники культурного наследия в Северной Африке.
15. Памятники культурного наследия в Центральной, Восточной, Западной и Южной Африке.
16. Памятники культурного наследия в США и Канаде.
17. Памятники Всемирного наследия в городах Латинской Америки.
18. Доиспанские города на территории Мексики.
19. Памятники Всемирного наследия в Аргентине, Боливии, Гватемале и Гондурасе, Колумбии и Перу.
20. Культурное наследие Австралии.
21. Культурное наследие Океании.
22. Московский Кремль и Красная площадь как объект Всемирного наследия.
23. Исторический центр Санкт-Петербурга как объект всемирного наследия.
24. Памятники православной культуры Центральной и Северной России в Списке всемирного наследия.
25. Памятники мусульманской культуры России в Списке всемирного наследия.
26. Памятники Всемирного наследия на территории Китая.
27. Памятники Всемирного культурного наследия в Южной Азии. Памятники ЮНЕСКО на территории Японии и Кореи.
28. Объекты Всемирного наследия в Юго-Восточной Азии. Памятники мирового культурного наследия на Ближнем Востоке.
29. Памятники мирового культурного наследия в Иране и Ираке. Объекты наследия на Аравийском полуострове.
30. Памятники Всемирного наследия в Турции. Памятники мирового культурного наследия в Средней Азии.

5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Коллоквиум по теме:
Памятники Всемирного наследия на территории Китая. Великая китайская стена: история и современное состояние. Гробница первого императора династии Цинь. Дворцы императоров династий Мин и Цин. Пещеры Могао. Горная императорская резиденция и окружающие храмы в Чэндэ. Исторический ансамбль дворца Потала в Лхасе. Храм и гробница Конфуция. Гора Эмэйшань и статуя «Великий Будда». Пиньяо. Летний дворец и императорский парк в Пекине. Храм Неба. Пещерные храмы Луньмэнь. Храмы Юньган. Города и гробницы Когуре. Древний город Иньсюй.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Под ред. Боголюбова Н.М., Фокина В.И. Всемирное культурное наследие: Учебник СПБ ГУ, 2015 biblioclub.ru
Л1.2 Н.Н. Серегин, Т.Г. Гребенникова, Н.П, Иванова История мировой культуры: учебное пособие. Ч. 1: Культура Древнего мира: Учебное пособие АлтГУ, 2015 // ЭБС АлтГУ, 2016 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 авт.-сост. А.А. Тишкин, Т.Г. Гребенникова Основы музеологии: учебное пособие Изд-во Алт. ун-та, 2013 elibrary.asu.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Список Всемирного наследия // http://herihage.unesco.org
Э2 http://uroboros.org.ru/Africa (Статьи: Гиза, Саккара, Великая пирамида Ху-фу/Хеопса, Большой Сфинкс, Луксор и Карнак)
Э3 http://www.domcity.ru/ancient/3641/
Э4 Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Культурные ландшафты как категория наследия // http://heritage.unesco.ru
Э5 Веденин Ю.А., Кулешова М.Е. Понятие «культурный ландшафт» // http://herihage.unesco.ru
Э6 Веденин Ю.А., Кулешова М.Е., Чалая И.П. и др. Определение формата культурного ландшафта (как составная часть работы по формированию Российской сети культурного наследия) // http://future.museum.ru
Э7 Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников // http://heritage.unesco.ru
Э8 Максаковский В.П. Античные памятники Рима // http://www.countries.ru/library/ant/rimant.htm
Э9 Максаковский В.П. Афинский Акрополь // Всемирное культурное наследие. М., 2000 // http://www.countries.ru/library/ant/acropol.html
Э10 Максаковский В.П. Объекты культурного наследия в Африке // http://top.list.ru
Э11 Максаковский В.П. Памятники античности // http://www.countries.ru/library/ant/memory.htm
Э12 Молодякова Э.В. Деятельность Японии в рамках программы ЮНЕСКО «Всемир-ное наследие» // http://www.japan-assoc.ru
Э13 Петергоф // http://www.petergof.ru
Э14 Чичен-Ица // http://mesoamerica.narod.ru/infochich.html
6.3. Перечень программного обеспечения

Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
519М электронный читальный зал с доступом к ресурсам «ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ имени Б.Н. Ельцина» - помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 46 посадочных мест; 1 Флипчарт; компьютеры; ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и доступом в электронную информационно-образовательную среду; стационарный проектор: марка Panasonic, модель PT-ST10E; стационарный экран: марка Projecta, модель 10200123; система видеоконференцсвязи Cisco Telepresence C20; конгресс система Bosch DCN Next Generation; 8 ЖК-панелей
319М кабинет кафедры археологии, этнографии и музеологии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 38 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска магнитно-маркерная; трибуна; стационарный проектор: марка Epson модель EB-470 - 1 единица; интерактивная доска: марка LegaMaster модель e-Board Touch 77 - 1 единица; колонки DNS 2 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Основу теоретического обучения студентов по дисциплине составляют лекции. Они представляют систематизированные знания студентам о наиболее сложных и актуальных проблемах изучаемой дисциплины. На лекциях особое внимание уделяется не только усвоению студентами изучаемых проблем, но и стимулированию их познавательной деятельности, творческого мышления, формировнаию научного мировоззрения, профессионально-значимых свойств и качеств. Лекции по учебной дисциплине проводятся, как правило, как проблемные в форме диалога (интерактивные), с использованием презентационных материалов. Студенты должны аккуратно вести конспект. В случае недопонимания какой-либо части предмета следует задать вопрос в установленном порядке преподавателю. Лекционный материал структурирован на разделы.
При подготовке к семинарам для успешного освоения материала студентам рекомендуется сначала ознакомиться с учебным материалом, изложенным в лекциях и основной литературе и источниках, затем выполнить подготовку к вопросам и самостоятельные задания, при необходимости обращаясь к дополнительной литературе. Может быть составление плана прочитанного текста, тезисы или выписки, конспектирование и др. Выбор вида записи зависит от характера изучаемого материала и целей работы с ним. Если содержание материала несложное, легко усваиваемое, можно ограничиться составлением плана. Если материал содержит новую и трудно усваиваемую информацию, целесообразно его законспектировать. План представляет собой схему прочитанного материала, перечень вопросов, отражающих структуру и последовательность изложения информации. Конспект – это систематизированное, логичное изложение сведений какого-либо источника.
Необходимо помнить, что на лекции обычно рассматривается не весь материал, а только его наиболее важная и сложная часть, требующая пояснений преподавателя в просе контактной работы со студентами. Остальная его часть восполняется в процессе самостоятельной работы. В связи с этим работа с рекомендованной литературой обязательна. Особое внимание при этом необходимо обратить на содержание основных положений и выводов, объяснение явлений и фактов, уяснение практического приложения рассматриваемых теоретических вопросов. Заканчивать подготовку следует составлением плана (перечня основных пунктов) по изучаемому материалу (вопросу). Такой план позволяет составить концентрированное, сжатое представление по изучаемым вопросам и структурировать изученный материал. Студент должен быть готов к контрольным опросам на каждом учебном занятии.
При изучении тем, полностью вынесенных в самостоятельную работу студента необходимо ознакомиться с материалами и литературой, предложенных преподавателям, выполнить практические задания и предоставить их в установленные сроки.
При изучении литературы, подготовке ответов на вопросы практических занятий, следует ориентироваться на содержание дисциплины и готовить конспекты или планы ответов, которые будут востребованы, кроме работы на аудиторных занятиях, при подготовке к экзамену по дисциплине. Выступление на занятии следует продумать, подготовить заранее.
При подготовке индивидуальных презентаций необходимо использовать ресурсы сети Internet.

Освоение данного материала позволяет получить представление об общих закономерностях и тенденциях формирования мирового историко-культурного наследия. Выдающиеся явления эстетической сферы, обладающие непреходящей культурно-исторической ценностью, изучаются в тесной связи с историей философии, литературы и языка, проблем общественно-политического устройства. Предложенный курс помогает выработать аналитические навыки самостоятельного изучения наиболее значительных явлений в истории мировой культуры, по возможности научиться использовать приобретенные знания для совершенствования своей личности и профессионального мастерства. При выполнении практических заданий в рамках курса формируются навыки по оформлению результатов научных исследований: обзоров, аналитических справок и пояснительных записок, также формируется способность выполнять основные виды работ, связанные с учетом объектов культурного наследия.
При изучении разделов 1 , 2 ,3(UNESCO: история, структура и направления деятельности в сфере культуры; Всемирное культурное наследие: понятийный аппарат и критерии отбора объектов в список; Культурный ландшафт как объект Всемирного наследия )рекомендуется обратить внимание на понятийный аппарат, усвоить содержание Конвенции ЮНЕСКО, принципы формирования Списка всемирного наследия. Необходимо уделить время для самостоятельного изучения материалов (литература и электроннеы публикации)о концепции культурного ландшафта, отметить наиболее значительные публикации, ссылки на важные содержательные моменты.
При изучении раздела "Всемирное культурное наследие в Европе" необходимо с особым вниманием отнести к значительному по количеству перечню объектов, уяснить специфику Всемирного наследия в Европе, уметь идентифицировать объекты наследия по странам.
При изучении раздела "Объекты всемирного наследия на территории Африки" стоить уяснить специфику памятников древности и мусульманского наследия.
При изучении разделов "Всемирное культурное наследии на территории Америки", "Памятники Всемирного наследия в Австралии и Океании", "Всемирное культурное наследие в странах Востока" научиться выявлять отличительные черты объектов наследия по регионам и эпохам.
При изучении раздела "Памятники Всемирного наследия на территории России" необходимо научиться составлять аналитические документы на крупные по составу объекты наследия, выявляя и давая характеристику их составляющим, рассмотреть особенности хронологического и географического состава памятников Всемирного наследия от России.