МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Административное право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.03.01. Юриспруденция
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость7 ЗЕТ
Учебный план40_03_01_Юриспруденция-1-2019
Часов по учебному плану 252
в том числе:
аудиторные занятия 122
самостоятельная работа 94
контроль 36
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
зачеты: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 28 28 22 22 50 50
Практические 32 28 40 44 72 72
Сам. работа 48 54 46 40 94 94
Часы на контроль 0 0 36 36 36 36
Итого 108 110 144 142 252 252

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент, Коновалова Л.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент , Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Административное право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 01.12.2016г. №1511)

составлена на основании учебного плана:
40.03.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент Игнатовская И.И.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент Игнатовская И.И.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания учебной дисциплины «административное право» является изучение студентами учебного материала, освещающего содержание данного курса, исследование административно-правовых норм, составляющих подотрасли и институты административного права, и получение практических навыков применения административного законодательства.
В соответствии с целью ставятся следующие основные задачи учебной дисциплины «административное право»:
- ознакомление студентов с системой государственного управления, формами и методами управленческой деятельности, со способами обеспечения законности в сфере осуществления исполнительной власти, с порядком организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности индивида, общества и государства;
- обучение студентов ориентированию в системе действующих административных нормативно-правовых актах;
- привитие студентам навыков и умения правильного толкования и применения норм административного права в конкретных жизненных ситуациях.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-2 способностью работать на благо общества и государства
ПК-3 способностью обеспечивать соблюдение законодательства Российской Федерации субъектами права
ПК-14 готовностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-3:состояние научных достижений в сфере осуществления исполнительной власти; основные положения об административной, дисциплинарной и материальной ответственности в РФ, правовой статус субъектов административного права; систему органов государственного управления; правила привлечения к административной, дисциплинарной и материальной ответственности, статус участников юрисдикционных производств.
ПК-14:особенности организации и функционирования системы органов исполнительной власти; основные положения механизма государственного управления в отдельных сферах жизнедеятельности; круг проблем правоприменительной деятельности в сфере государственного управления, антикоррупционное законодательство и правила проведения антикоррупционной и правовой экспертизы правовых актов.
ОПК-2:законодательство Российской Федерации о государственных услугах, административной ответственности и противодействии коррупции, экстремизму и терроризму.


3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-3:разграничивать дисциплинарные, материальные и административные правонарушения, определять состав административных правонарушений, проводить квалификацию деяния, правильно составлять и оформлять правые документы в связи с привлечением к административной ответственности; планировать и осуществлять деятельность по предупреждению и профилактике административных правонарушений; выявлять причины, условия и обстоятельства, способствующие совершению административных правонарушений
ПК-14:толковать и правильно применять административно-правовые нормы; принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом, а также правовыми актами управления.
ОПК-2:ориентироваться в системе административного законодательства о государственных услугах, административной ответственности и противодействии коррупции, экстремизму и терроризму.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-3:приемами анализа правых явлений, юридических фактов и правовых норм в сфере государственного управления; навыками предупреждения административных, дисциплинарных правонарушений, коррупционных правонарушений, навыками выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению
ПК-14:навыками разрешения правовых проблем и коллизий, навыками составления юридических документов.
ОПК-2:способностью оценивать перспективы применения нормативно-правовых актов в сфере оказания государственных услуг, административной ответственности и противодействии коррупции, экстремизму и терроризму; навыками пресечения противоправного поведения субъектов права.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1.
1.1. Тема № 1. Административное право как самостоятельная отрасль россйской правовой системы и юридическая наука Лекции 3 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.2. Тема № 2. Субъекты административного права Лекции 4 2 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.3. Тема № 1. Административное право как самостоятельная отрасль россйской правовой системы и юридическая наука Практические 3 6 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.4. Тема № 2. Субъекты административного права Практические 3 6 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.5. Тема № 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти Лекции 3 6 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.6. Тема № 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти Практические 3 12 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.7. Тема № 3. Административно-правовой статус органов исполнительной власти Сам. работа 3 4 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.8. Тема № 1. Административное право как самостоятельная отрасль россйской правовой системы и юридическая наука Сам. работа 3 20 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.9. Тема № 2. Субъекты административного права Сам. работа 3 9 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.10. Тема № 4. Государственная служба в Российской Федерации Лекции 3 10 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.11. Тема № 4. Государственная служба в Российской Федерации Практические 3 4 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.12. Тема № 4. Государственная служба в Российской Федерации Сам. работа 3 14 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.13. Тема № 5. Формы и методы осуществления исполнительной власти Лекции 3 10 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.14. Тема № 5. Формы и методы осуществления исполнительной власти Практические 4 20 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.15. Тема № 5. Формы и методы осуществления исполнительной власти Сам. работа 3 7 ПК-14, ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.16. Тема № 6 Административная ответственность в Российской Федерации Лекции 4 10 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.17. Тема № 6 Административная ответственность в Российской Федерации Практические 4 2 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.18. Тема № 6 Административная ответственность в Российской Федерации Сам. работа 4 6 ПК-3, ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.19. Тема № 7. Административный процесс Лекции 4 10 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.20. Тема № 7. Административный процесс Практические 4 12 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.21. Тема № 7. Административный процесс Сам. работа 4 12 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.22. Тема № 8 Административно-правовое регулирование в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства Лекции 4 0 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.23. Тема № 8 Административно-правовое регулирование в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства Практические 4 4 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.24. Тема № 8 Административно-правовое регулирование в отдельных сферах жизнедеятельности общества и государства Сам. работа 4 4 ПК-14 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.25. Тема 9: Обеспечение законности в государственном управлении Лекции 4 0 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.26. Тема 9: Обеспечение законности в государственном управлении Практические 4 6 ПК-14, ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
1.27. Тема 9: Обеспечение законности в государственном управлении Сам. работа 4 18 ПК-3 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3
Раздел 2. Экзамен
2.1. Экзамен Экзамен 4 36 ПК-3, ПК-14, ОПК-2 Л2.1, Л3.1, Л1.1, Л2.2, Л1.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
См Приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
Не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Агапов А.Б. Административная ответственность: учебник для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт// ЭБС Юрайт, 2018 https://biblio-online.ru/book/8FD96729-774A-4846-9233-46907104DF53
Л1.2 А.И. Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева Стахов, А. И. Административное право [Электронный ресурс]: учебник / А.И. Стахов, П.И. Кононов, Е.В. Гвоздева. — Электрон. дан. — М.: Юрайт, 2018. - 302 с.: учебник , 2018 Режим доступа : https://biblio-online.ru/book/317142F1-3C15-4FCF-AD60-C657A8EF668F/administrativnoe-pravo-rossii — Загл. с экрана.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Ю. И. Мигачев, Л. Л. Попов, С. В. Тихомиров Административное право Российской Федерации: учебник М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/2B742601-7979-4216-A034-DA46F5D0A88A.
Л2.2 Осейчук В.И. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л2.3 Агапов, А. Б. Субъекты административного права : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры М. : Издательство Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/6874E200-6950-4E56-8349-BB8C8B53C22A
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 А. С. Вишнякова, А. Б. Агапов Административное право: Практикум : учебное пособие М. : Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Административное право http://portal.edu.asu.ru/ portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Наряду с прослушиванием лекций и участием в обсуждении проблем на практических занятиях, учебный план предусматривает затрату обучающимися, как правило, большего числа часов для самостоятельной работы.
Эта работа складывается из изучения литературы, в том числе в связи с подготовкой к практическим занятиям, выполнения других заданий преподавателя.
Основным элементом этой работы является изучение основных разделов дисциплины, содержащейся в программе по этой дисциплине, с использованием записей лекций преподавателя, ведущего курс, и рекомендуемой программой (а в ряде случаев и дополнительно преподавателем) литературы – учебников и учебных пособий, монографий и статей по отдельным проблемам данной науки. Такая работа должна выполняться в той или иной степени всеми обучающимися при подготовке к практическим занятиям. Но это можно делать и по темам, которые не выносятся на практические занятия – для этого рекомендуется сразу после лекции по теме прочитать рекомендованную по ней литературу. Это поможет закреплению материала.
Приступая к изучению той или иной темы, выделяемой по предметно-систематизированному принципу, нужно по отдельности и последовательно рассмотреть каждую из частей, из которых состоит тема.
При изучении курса, обучающиеся должны уметь пользоваться и научной литературой для самостоятельной подготовки к занятиям. Обучающиеся также должны научиться, используя различные научные источники, грамотно сформировать и подготовить свое научно обоснованное и логически непротиворечивое выступление на практическом занятии, анализировать конкретные факты общественной жизни, осуществлять прогноз относительно возможного направления анализа экономических процессов, формулировать и обосновывать свое мнение.
Без ясного понимания основных понятий образовательный процесс усложняется. Для повышения эффективности обучения необходимо использовать существующие терминологические справочники и толковые словари.
Контроль самостоятельной работы обучающегося – неотделимый, безусловно, необходимый, элемент организации и управления СР.

Моделирование самостоятельной работы обучающихся:
1. Повторение пройденного теоретического материала.
2. Установление главных вопросов темы.
3. Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.
4. Упражнения, решение задач.
5. Анализ выполняемой деятельности и ее самооценка.
6. Приобретенные умения и навыки.
7. Составление вопросов по содержанию лекции.

Руководство выполнением самостоятельной работы обучающихся:
1. Текущее собеседование и контроль
2. Консультации
3. Анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС
4. Перекрестное рецензирование
5. Дискуссия
6. Подведение итогов и т. д.

Дифференциация заданий:
1. Обзор литературы; подбор литературы для СРС.
2. Решение задач, ситуаций
3. Научная работа обучающегося
4. Тестовый контроль знаний.

Этапы и приемы СРС:
1. Подбор рекомендуемой литературы
2. Знакомство с вопросами плана семинарского занятия и методической разработки по данной теме
3. Определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать литературу
4. Составление схем, кроссвордов, таблиц на основе текста лекций, учебника, монографии

Комплекс средств обучения при самостоятельной работе обучающихся
1. Методические разработки для обучающихся с основным содержанием курса
2. Дидактический раздаточный материал
3. обзорный конспект лекций, вопросы лекции
4. сборник задач, тесты (контрольные задания) и др.

Методические рекомендации по подготовке к практическим занятиям
Практическое занятие подразумевает решение типовых задач, разбор определенных ситуаций. Подготовка к практическому (семинарскому) занятию начинается с тщательного ознакомления с условиями предстоящей работы, определившись с проблемой, привлекающей наибольшее внимание, следует обратиться к рекомендуемой литературе. В занятии участвует вся группа, а потому задание к практическому занятию распределяется на весь коллектив. Задание должно быть охвачено полностью и рекомендованная литература должна быть освоена группой в полном объёме.
Для полноценной подготовки к практическому занятию чтения учебника крайне недостаточно – в учебных пособиях излагаются только принципиальные основы, в то время как в монографиях и статьях на ту или иную тему поднимаемый вопрос рассматривается с разных ракурсов или ракурса одного, но в любом случае достаточно подробно и глубоко. Тем не менее, для того, чтобы должным образом сориентироваться в сути задания, сначала следует ознакомиться с соответствующим текстом учебника – вне зависимости от того, предусмотрена ли лекция в дополнение к данному занятию или нет. Оценив задание, выбрав тот или иной сюжет, и подобрав соответствующую литературу, можно приступать собственно к подготовке к занятию.
Работа над литературой, статья ли это или монография, состоит из трёх этапов – чтения работы, её конспектирования, заключительного обобщения сути изучаемой работы.
Прежде, чем браться за конспектирование, скажем, статьи, следует её хотя бы однажды прочитать, чтобы составить о ней предварительное мнение, постараться выделить основную мысль или несколько базовых точек, опираясь на которые можно будет в дальнейшем работать с текстом. Конспектирование в общем виде может быть определено как фиксация основных положений и отличительных черт рассматриваемого труда.
Если программа занятия предусматривает работу с источником, то этой стороне подготовки к занятию следует уделить пристальное внимание. В сущности, разбор источника не отличается от работы с литературой – то же чтение, конспектирование, обобщение. Тщательная подготовка к практическим занятиям, как и к лекциям, имеет определяющее значение: занятие пройдёт так, как аудитория подготовилась к его проведению.
Готовясь к практическим занятиям, следует активно пользоваться справочной литературой: энциклопедиями, словарями, и др.
По окончании практического занятия к нему следует обратиться ещё раз, повторив выводы, сконструированные на занятии, проследив логику их построения, отметив положения, лежащие в их основе – для этого в течение занятия следует делать небольшие пометки.

Методические рекомендации по подготовке к экзамену
При подготовке к экзамену по дисциплине «Административное право» следует руководствоваться рабочей программой, что позволит четко представить круг вопросов, подлежащих изучению.
При изучении дисциплины «Административное право» трудности в усвоении знаний могут возникнуть в связи с большим разнообразим правоотношений, регулируемых нормами названной отрасли права. При этом каждый из элементов, входящих в систему административного права (как подотрасль, раздел, институт) обладает собственным понятийным аппаратом, собственными юридическими конструкциями, принципами, субъектами, правоотношения, регулируемые соответствующей группой норм, обладают отличительными чертами, также имеются отличия в приемах и методах правового воздействия в рамках единого метода административного права. Соответственно, студентам необходимо уяснить отличительные черты, специфику каждой из подотраслей, разделов, институтов административного права.
Кроме того, некоторые правоотношения (из особенной части, служебные, связанные с привлечением к ответственности), изучаемые в рамках дисциплины «административное право», будучи по правовой природе сложными отношениями, регулируются нормами не только административного права, но и нормами других отраслей российского права (гражданского, уголовного, финансового).
Таким образом, студентам при изучении указанных тем потребуется уяснить разграничение предметов правового регулирования административного права и других «пограничных» отраслей права.
Изучение административного права требует, соответственно, изучения значительного количества нормативно-правовых актов, регулирующих административные правоотношения. Помимо этого на настоящий момент имеется огромный массив документов судебной практики по вопросам применения норм административного права.
Еще одной «проблемой» при изучении административного права является значительная мобильность норм, содержащихся в административно-правовых актах: административное законодательство по объективным социально-экономическим и политическим причинам подвержено частым изменениям. В связи с этим студентам следует учитывать, что по указанной причине в учебниках и учебных пособиях не всегда содержится актуальная информация, касающаяся действия административно-правовых актов. Поэтому в процессе самостоятельной работы студентов, при подготовке к экзамену необходимо уточнять действие изучаемого нормативно-правового акта по времени. О действующей редакции документов преподаватели сообщают на лекциях и практических занятиях, комментируя основные изменения. Кроме того студенты могут сделать это самостоятельно с помощью справочно-правовых систем, в которых информация об изменениях в российском законодательстве оперативно обновляется, что позволяет их отслеживать.
По некоторым темам может потребоваться изучение недействующих редакций документов, а также документов отмененных, утративших силу. В частности, это понадобится при изучении правовой политики государства на различных этапах его существования в сфере административного регулирования. На необходимость изучения таких документов преподаватель специально обращает внимание студентов на лекционных и практических занятиях.
Необходимым условием успешного изучения данной дисциплины является свободное владение студентами основными административно-правовыми понятиями. Усвоение устоявшихся взглядов и теоретических положений, общепринятых в доктрине административного права, важно сочетать с анализом действующего законодательства в сфере административной деятельности государства и органов местного самоуправления. Приобретение глубоких знаний предполагает эффективное использование различных видов учебной работы: лекционных и практических занятий, самостоятельной работы.