МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Парламентское право

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра конституционного и международного права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильЮрист в сфере государственного и муниципального управления
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ЮвГМУ-1-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 12
самостоятельная работа 56
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Лабораторные 2 2 2 2
Практические 8 8 8 8
в том числе инт. 4 2 4 2
Сам. работа 56 56 56 56
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
к.ю.н., доцент Коновалова Л.Г.

Рецензент(ы):
к.ю.н., доцент Калашник Н.И.

Рабочая программа дисциплины
Парламентское право

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра конституционного и международного права

Протокол от 05.06.2019 г. № 8
Заведующий кафедрой к.ю.н., доцент И.И. Игнатовская


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целью преподавания магистерского спецкурса «Парламентское право» является формирование у магистрантов четкого, системного и целостного представления о парламентских учреждениях и законотворческом процессе в России. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
- определение роли представительной демократии в современном государстве;
- рассмотрение истории развития представительных учреждений в России и за рубежом;
- анализ признаков и функций современного парламента, его структуры и порядка формирования;
- рассмотрение структуры и организации деятельности Федерального Собрания РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ;
- анализ стадий законотворческого процесса;
- обсуждение проблем современного российского парламентаризма;
- решение ситуационных задач;
- формирование у магистрантов собственного мнения по вопросам реформирования представительных учреждений России.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-6 способностью выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения
ПК-10 способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ПК-6: антикоррупционное законодательство, понятие, и структуру парламентов в РФ, требования к депутатскому поведению, правила законодательного процесса
ПК-10: основные институты парламентского права и их содержание; правовой статус субъектов парламентского права, а также профессии, которые задействованы в законотворческом процессе; систему парламентов в РФ; состояние научных достижений в сфере функционирования парламентских учреждений, в том числе по вопросам борьбы с коррупцией; основные подходы к определению места парламентского права, признаки парламентов, этапы формирования представительных учреждений в России, составные элементы статуса депутата, приемы толкования правовых норм
3.2.Уметь:
3.2.1.ПК-6: сопоставлять нормы различных правовых институтов в сфере противодействия коррупции
ПК-10: юридической терминологией в сфере парламентского права, навыками выявления коррупционных правонарушений.
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ПК-6: оперировать понятиями и категориями парламентского права; анализировать юридические факты в законотворческой и правоприменительной деятельности парламентов, возникающие в связи с ними правовые отношения; ориентироваться в системе законодательства, регламентирующего статус парламентов и парламентариев, уметь обнаруживать нормы, допускающие коррупцию; понимать законодательство, регламентирующее статус парламентов в РФ, законотворческий процесс, статус парламентариев, а также соотношение компетенции парламентов в федеративном государстве.
ПК-10: юридической терминологией парламентского права; навыками индивидуальной работы с правовыми актами в сфере законотворчества; приемами анализа правых явлений, юридических фактов и правовых норм в сфере функционирования парламентских учреждений.
навыками анализа различных правовых явлений в сфере законотворчества, юридических фактов, материальных и процессуальных правовых норм в сфере парламентаризма, приемами разрешения правовых проблем и коллизий; навыками анализа различных правовых явлений в сфере исполнительного производства, юридических фактов, материальных и процессуальных правовых норм в сфере принудительного исполения исполнительных документов, приемами разрешения правовых проблем и коллизий.


4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы парламентского права
1.1. Основы парламентского права Практические 1 1 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
1.2. Основы парламентского права Сам. работа 1 4 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
Раздел 2. Парламент как особый орган государственной власти
2.1. Парламент как особый орган государственной власти Лекции 1 0 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
2.2. Парламент как особый орган государственной власти Сам. работа 1 0 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
2.3. Парламент как особый орган государственной власти Практические 1 1 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Организация деятельности российского парламента
3.1. Организация деятельности российского парламента Лекции 1 0 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
3.2. Организация деятельности российского парламента Сам. работа 1 12 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
3.3. Организация деятельности российского парламента Лабораторные 1 2 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
Раздел 4. Законотворческий процесс в РФ
4.1. Законотворческий процесс в РФ Лекции 1 2 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
4.2. Законотворческий процесс в РФ Практические 1 2 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
4.3. Законотворческий процесс в РФ Сам. работа 1 0 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
Раздел 5. Правовой статус парламентариев в РФ
5.1. Лабораторный практикум. Практические 1 1 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
5.2. Правовой статус парламентариев в РФ Сам. работа 1 12 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
Раздел 6. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ - парламенты субъектов РФ
6.1. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ - парламенты субъектов РФ Сам. работа 1 16 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1
6.2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ - парламенты субъектов РФ Практические 1 1 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
Раздел 7. Парламентский контроль в РФ
7.1. Парламентский контроль в РФ Лекции 1 0 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
7.2. Практическое занятие по решению задач. Практические 1 2 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1
7.3. Парламентский контроль в РФ Сам. работа 1 12 ПК-6, ПК-10 Л1.2, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
1. 1. Разделение властей и представительная демократия.
2. Парламентаризм как система осуществления государственной власти.
3. Место парламентского права в правовой системе.
4. Источники парламентского права
5. История становления парламентских учреждений
6. Понятие и признаки современного парламента.
7. Функции парламента.
8. Порядок формирования и структура парламентов
9. Порядок формирования и полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
10. Порядок формирования и полномочия Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
11. Структура и порядок работы палат российского парламента.
12. Взаимодействие палат Федерального Собрания между собой, с иными органами власти. Участие Федерального Собрания РФ в межпарламентском сотрудничестве.
13. Вспомогательные органы Федерального Собрания РФ.
14. Понятие, признаки, виды законов РФ.
15. Понятие, принципы и стадии законотворческого процесса в РФ.
16. Участие Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе.
17. Участие Совета Федерации Федерального Собрания РФ в законотворческом процессе.
18. Участие Президента РФ в законотворческом процессе.
19. Роль Общественной Палаты в законотворческом процессе.
20. Понятие и структура правового статуса парламентария.
21. Мандат парламентария.
22. Полномочия депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
23. Гарантии статуса депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
24. Проблема ответственности парламентариев в России.
25. Проблема лоббизма в деятельности парламентариев
26. Порядок формирования и структура законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
27. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
28. Статус депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
29. Способы обеспечения верховенства федерального права в субъектах РФ.
30. Понятие парламентского контроля.
31. Формы парламентского контроля Федерального Собрания РФ.
32. Формы парламентского контроля законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Перспективы развития парламентаризма в РФ.
2. Мандат депутата парламента.
3. Особенности правового статуса законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ.
4. Стадии законотворческого процесса.
5. Органы управления в парламентах.
6. Парламентское расследование.
7. Ответственность депутатов парламентов.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
См. в Приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 И. А. Конюхова, И. А. Алешкова. Конституционное право Российской Федерации: учебник М. : Издательство Юрайт,, 2017 www.biblio-online.ru/book/7337C642-F9F2-4927-BBFC-CC757EE4817D.
Л1.2 Л. А. Нудненко Конституционное право России.: учебник М. : Издательство Юрайт, 2017 www.biblio-online.ru/book/DFC7631A-E7B1-4256-A3F7-FF401A773B45.
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 В. Г. Стрекозов Конституционное право России.: учебник М.: Юрайт, 2017 Стрекозов, В. Г. Конституционное право России: учебник / В. Г. Стрекозов. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 244 с. — ISBN 978-5-9916-9591-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/EDA03352-D06A-4D1E-9F46-BFD4A3ECF134.
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Интернет-ресурсы органов государственной власти и иных государственных органов:
Э2 Правительство РФ - http://xn--80aealotwbjpid2k.xn--p1ai/
Э3 Президент РФ - http://www.kremlin.ru/
Э4 Конституционный Суд РФ - http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx
Э5 Федеральное Собрание РФ - http://www.gov.ru/main/page7.html
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС "КонсультантПлюс" - http://www.consultant.ru
Научная электронная библиотека elibrary - http://elibrary.ru
Электронная библиотечная сиситема Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/)
ГАС Правосудие - https://sudrf.ru/
Электронная база данных "Scopus" (http://www.scopus.com)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
207С лаборатория информационных технологий - компьютерный класс – учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 15 посадочных мест; рабочее место преподавателя; компьютеры: марка HP модель ProOne 400 G2 20-in Non-Touch AiO - 13 единиц

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины


При изучении дисциплины «Парламентское право» самостоятельная работа магистрантов является главным методом освоения дисциплины. Она предполагает на основе знаний, полученных в ходе лекций и при других формах аудиторного обучения, глубокое изучение теоретических работ по проблемам исполнительного производства, действующего законодательства и практики его применения.
По наиболее актуальным и сложным проблемам на очном отделении проводятся семинарские занятия согласно тематическому плану изучения дисциплины, где углубляются и закрепляются полученные магистрантами знания. Кроме того, в ходе указанных занятий у обучаемых вырабатываются умения и навыки в применении правовых норм при разрешении конкретных задач, с учетом опыта законотворческой деятельности парламентов в РФ, судебной практики, в том числе с использованием решений Конституционного Суда Российской Федерации, постановлений Европейского Суда по правам человека, и др. материалов практики. При подготовке к занятиям следует проработать рекомендованную литературу и дополнить конспект. После изучения вопросов темы и их уяснения следует решить задачи по практикуму с обоснованием принимаемых решений.
В учебном процессе используются активные формы и методы обучения, такие, например, как деловые игры, использование материалов конкретных практических ситуаций и т.п. Применяются технические средства обучения, наглядные пособия.
Самостоятельная работа при изучении дисциплины играет очень важное значение. Для самостоятельной работы магистрант должен получить комплекс необходимых учебно-методических материалов в библиотеке вуза, а также использовать Интернет-ресурсы, указанные в Рабочей программе дисциплины.
Рекомендуется следующий порядок работы. Вначале надо ознакомиться с кругом вопросов, которые входят в раздел и тему дисциплины. Затем следует освежить в памяти материал лекции по конспекту, прочитать соответствующую главу учебника или учебного пособия и затем, для более расширенного изучения приступить к чтению дополнительной литературы, рекомендуемой по данной проблеме.
В процессе самостоятельной работы придерживайтесь следующих правил:
работайте ежедневно в одно и то же время;
принимайтесь за работу быстро, энергично, без промедления, не тратьте время на «раскачивание»;
не ждите благоприятного рабочего настроения, создавайте его усилием воли, нужно уметь заставить себя работать регулярно, ритмично и при отсутствии настроения;
трудитесь сосредоточенно, внимательно, думая только о выполняемой задаче, не отвлекайтесь;
стремитесь выработать интерес даже к не интересной, но нужной работе. Нельзя работать хорошо, с интересом только по любимому предмету, а по другим предметам кое-как;
работайте с твердым намерением понять, усвоить, закрепить, развивайте в себе уверенность, что вы можете и должны сделать то, что запланировали;
уделяйте больше внимания трудному материалу, не обходите трудностей, преодолевайте их;
усвоенные знания, навыки и умения стремитесь применять в повседневной жизни; регулярно повторяйте усвоенное;
перед началом работы следует посмотреть, что было сделано в предыдущий раз.
Психология учит: если установлена связь нового материала со старым, то он будет усваиваться быстрее и доступнее.
Таким образом, самостоятельная работа магистрантов проводится по заданию преподавателя, но без его участия (в библиотеках, в читательском фонде, дома и т.д.), а также во время участия студентов в работе научно¬-практических конференций, научных обществ студентов и т.п.)
Наиболее действенными и продуктивными формами контроля самостоятельной работы магистрантов являются: доклад и научное сообщение на семинаре, а также письменный опрос по конкретным темам.
Магистрантам следует строго соблюдать последовательность в изучении тем. Их отработку необходимо вести с учетом того, как они изложены в программе дисциплины и тематическом плане. При этом в рабочей учебной программе представлено полное содержание темы, которое должно быть освоено студентами, а в тематическом плане и методических рекомендациях по изучению дисциплины представлены ключевые вопросы темы и литература, которой необходимо при этом пользоваться.
Изучение каждой в отдельности темы рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1. Уяснить общее содержание темы согласно учебной программы и основные вопросы по тематическому плану.
2. Подобрать учебную литературу и рекомендуемый нормативный материал, а также судебную практику.
3. Проработать соответствующую тему по учебнику, дополнив материал, полученный в ходе установочной лекции и составив конспект по теме, которая не освещалась в ходе аудиторного занятия.
4. Обратиться к нормативным источникам, изучить правовые нормы и внести дополнения в конспект.
5. Изучить применительно к теме указанные в пособии источники практики и дополнить конспект. Использовать при этом рекомендуется обзоры судебной практики, публикуемые в Бюллетене Верховного Суда РФ. Особое внимание при этом стенограммы заседаний парламентов.
6. После окончания изучения темы обратиться к средствам проверки знаний – решить задачи по теме в Планах семинарских и практических занятиях.
7. Если после окончания изучения темы остались неясными отдельные вопросы, их необходимо записать в конспект и затем получить консультацию по ним у преподавателя.
Большой объем нормативного и научного материала не позволяет магистрантам проработать и обсудить с преподавателем за время аудиторных занятий на достаточно глубоком уровне весь курс в целом. Большой объем материала студенты должны освоить самостоятельно. Магистрантам рекомендуется после прослушивания лекции по каждой теме самостоятельно проработать лекционный материал, изучить рекомендованные к каждой теме нормативно-правовые акты и специальную литературу. Для закрепления пройденного материала магистрантам предлагается ряд практических вопросов, на которые они должны дать максимально полный ответ, который предполагает умение использовать понятийно-категориальный аппарат юридической науки, умение анализировать действующее законодательство, высказывать свое аргументированное мнение по спорным положениям, а также предлагать возможные пути совершенствования законодательства. Помимо ответа на теоретические вопросы магистрантам предлагается решить ряд практических заданий. Ответы на которые должны быть полными, сделанными с приведением положений теории и анализа законодательства. Решения практических заданий необходимо делать письменно, что развивает письменную речь, поскольку изложить письменно ответ на юридический вопрос всегда сложнее, чем дать устную консультацию. Решение практического задания должно выстраиваться примерно по следующей схеме. Студенты кратко излагают суть спорной ситуации (что позволяет проверить, насколько верно они уяснили возникшую проблему), затем дается ответ на конкретно сформулированные в задачи вопросы (например, действия должностного лица являются неправомерными, т.к. …), затем приводятся положения действующего законодательства, на основании которого был сделан вывод (например, поскольку в соответствии со статьей … федерального закона «…» то-то и то-то). В необходимых случаях (это касается спорных положений законодательства, положений, критикуемых в юридической литературе) магистрантам следует также высказать существующие в правовой науке точки зрения. Кроме этого, при анализе законодательства необходимо критически оценить положение той или иной правовой нормы и, если это требуется, высказать свое мнение, как можно было бы её изменить. Магистранты могут из понравившихся вариантов заданий выбрать одну конкретную ситуацию и попытаться провести ее юридическое сопровождение. Кроме того, магистранты могут написать реферат по одной из вопросов темы тем или согласовать иную тему с преподавателем. Преподаватель, ведущий занятия и руководящий самостоятельной работой магистрантов проверяет письменное решение практических заданий и рефераты, делает пояснения и замечания в случае наличия в письменных работах ошибок или неточностей. Если у магистрантов в процессе самостоятельной подготовки возникают трудности с усвоением материала они должны в установленные часы прийти на консультацию и вместе с преподавателем найти правильный ответ. При этом консультация должна строиться таким образом, что преподаватель не читает лекцию, а помогает магистранту найти правильное решение, аргументировать его. Решая контрольные задания, студенты приобретают навык практической работы с нормативным материалом. Решение предлагаемых заданий для самоконтроля не предусматривает односложных ответов, а вынуждает взвешивать разные подходы, отыскивать нетрадиционные способы решения.