МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Правовое регулирование рекламной деятельности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра гражданского права
Направление подготовки40.04.01. Юриспруденция
ПрофильГражданское право, семейное право, международное частное право
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость2 ЗЕТ
Учебный планz40_04_01_ГП, СП, МЧП-23-2019
Часов по учебному плану 72
в том числе:
аудиторные занятия 8
самостоятельная работа 60
контроль 4
Виды контроля по курсам
зачеты: 2

Распределение часов по курсам

Курс 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 2 2 2 2
Практические 6 6 6 6
в том числе инт. 2 2 2 2
Сам. работа 60 60 60 60
Часы на контроль 4 4 4 4
Итого 72 72 72 72

Программу составил(и):
Доцент, к.ю.н. И.В. Кирюшина

Рецензент(ы):
Доцент, к.ю.н. А.Е. Канакова

Рабочая программа дисциплины
Правовое регулирование рекламной деятельности

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "магистр") (приказ Минобрнауки России от 14.12.2010г. №1763)

составлена на основании учебного плана:
40.04.01 Юриспруденция
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра гражданского права

Протокол от 30.06.2018 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра гражданского права

Протокол от 30.06.2018 г. № 11
Заведующий кафедрой Профессор, к.ю.н. Т.А. Филиппова


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Целями освоения учебной дисциплины Правовое регулирование рекламной деятельности являются профессиональная подготовка магистров в сфере предпринимательства и гражданского права, углубление знаний, полученных магистрантами в курсе “Предпринимательское право” и "Гражданское право", обеспечение необходимого уровня знаний высококвалифицированного юриста на основе действующего законодательства и практики его применения с учетом общетеоретических положений и новейших течений в гражданском и предпринимательском праве.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: М2.В.ДВ.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-4 способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения
ПК-5 способностью осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению
ПК-9 способностью принимать оптимальные управленческие решения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.ОК-4 - основы использования русского и иностранного языков в сфере рекламной деятельности.
ПК-5 - основы и способы предупреждения правонарушений в сфере рекламной деятельности, выявления и устранеия причин и условий, способствующих их совершению.
ПК-9 - основы принятия оптимальных управленческих решений в сфере рекламной деятельности.
3.2.Уметь:
3.2.1.ОК-4 - строить профессиональную устную и письменную речь на русском и иностранном языках, пользоваться юридической терминологией на русском и иностранном языках в сфере рекламной деятельности.
ПК-5 - предупреждать правонарушения, выявлять и устранять причины и условия, способствующие совершению правонарушений в сфере рекламной деятельности.
ПК-9 - принимать оптимальные управленческие решения в сфере рекламной деятельности.


3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.ОК-4 - навыками использования профессионально-ориентированной речи юриста на русском и иностранном языках в сфере рекламной деятельности.
ПК-5 - навыками предупреждения правонарушений в области рекламной деятельности, выявления и устранения причин и условий, способствующих их совершению.
ПК-9 - навыками принятия оптимальных управленческих решений в сфере рекламной деятельности.

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Понятие рекламы
1.1. Понятие и признаки рекламы. Информация, на которую действие Федерального закона «О рекламе» не распространяется. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе». Социальная и спонсорская реклама. Лекции 2 2 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.2. Практическое занятие по решению задач Практические 2 2 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
1.3. Понятие и признаки рекламы. Информация, на которую действие Федерального закона «О рекламе» не распространяется. Основные понятия, используемые в Федеральном законе «О рекламе». Социальная и спонсорская реклама. Сам. работа 2 4 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Правовое регулирование рынка рекламных услуг
2.1. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования. Федеральный закон «О рекламе». Международный кодекс рекламной практики. Субъекты рекламного процесса: особенности правового положения. Практические 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
2.2. Законодательство о рекламе: источники правового регулирования. Федеральный закон «О рекламе». Международный кодекс рекламной практики. Субъекты рекламного процесса: особенности правового положения. Сам. работа 2 6 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Общие требования законодательства к рекламе. Ненадлежащая реклама
3.1. Общие требования законодательства к рекламе. Виды объектов, реклама которых запрещена. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама. Защита несовершеннолетних в рекламе. Реклама информация и реклама-оферта. Лекции 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.2. Общие требования законодательства к рекламе. Виды объектов, реклама которых запрещена. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама. Защита несовершеннолетних в рекламе. Реклама информация и реклама-оферта. Практические 2 2 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
3.3. Общие требования законодательства к рекламе. Виды объектов, реклама которых запрещена. Понятие и формы ненадлежащей рекламы. Недобросовестная и недостоверная реклама. Защита несовершеннолетних в рекламе. Реклама информация и реклама-оферта. Сам. работа 2 8 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Отдельные способы распространения рекламы и особенности их правового регулирования
4.1. Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи и в сети Интернет. Особенности распространения наружной рекламы. Реклама на транспорте. Лекции 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л1.1
4.2. Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи ив сети Интернет. Особенности распространения наружной рекламы. Реклама на транспорте. Практические 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л1.1
4.3. Особенности рекламы на телевидении и радио, при кино- и видео-обслуживании. Требования к рекламе в периодических печатных изданиях (в прессе) и печатной рекламе. Требования к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи ив сети Интернет. Особенности распространения наружной рекламы. Реклама на транспорте. Сам. работа 2 10 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л1.1
Раздел 5. Особенности правового регулирования рекламы отдельных видов товаров (деятельности)
5.1. Требования, установленные к рекламе алкогольной продукции. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия. Требования к рекламе финансовых услуг (деятельности) и ценных бумаг. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением. Требования к рекламе услуг медиаторов. Лекции 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
5.2. Требования, установленные к рекламе алкогольной продукции. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия. Требования к рекламе финансовых услуг (деятельности) и ценных бумаг. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением. Требования к рекламе услуг медиаторов. Практические 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
5.3. Требования, установленные к рекламе алкогольной продукции. Особенности рекламы лекарственных средств, изделий медицинского назначения, биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания. Требования к рекламе продукции военного назначения и оружия. Требования к рекламе финансовых услуг (деятельности)и ценных бумаг. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением. Требования к рекламе услуг медиаторов. Сам. работа 2 8 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса
6.1. Виды ответственности участников рекламного процесса при производстве и распространении рекламы. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Контрреклама: понятие и порядок осуществления. Государственный надзор и саморегулирование в сфере рекламы. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса. Лекции 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
6.2. Виды ответственности участников рекламного процесса при производстве и распространении рекламы. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Контрреклама: понятие и порядок осуществления. Государственный надзор и саморегулирование в сфере рекламы. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса. Практические 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
6.3. Виды ответственности участников рекламного процесса при производстве и распространении рекламы. Распределение ответственности субъектов рекламного процесса в соответствии с Федеральным законом «О рекламе». Контрреклама: понятие и порядок осуществления. Государственный надзор и саморегулирование в сфере рекламы. Недобросовестная конкуренция участников рекламного процесса. Сам. работа 2 8 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Интеллектуальные права на объекты рекламы
7.1. Права рекламодателя и рекламопроизводителя на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы. Лекции 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
7.2. Лабораторный практикум. Практические 2 2 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
7.3. Права рекламодателя и рекламопроизводителя на объекты рекламы, являющиеся результатом творческой деятельности. Условия законного использования интеллектуальной собственности в рекламе. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы. Сам. работа 2 8 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Рекламный договор
8.1. Понятие и виды рекламного договора. Содержание рекламного договора. Лекции 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
8.2. Понятие и виды рекламного договора. Содержание рекламного договора. Практические 2 0 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
8.3. Понятие и виды рекламного договора. Содержание рекламного договора. Сам. работа 2 8 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Зачёт
9.1. Зачёт Зачет 2 4 ОК-4, ПК-5, ПК-9 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
Примерные вопросы к зачету:

1. Понятие и признаки рекламы в соответствии с ФЗ «О рекламе».
2. На какую информацию не распространяется действие ФЗ «О рекламе».
3. Что такое социальная реклама и спонсорская реклама.
4. Приведите источники правового регулирования рекламной деятельности.
5. Каковы особенности правового положения субъектов рекламного процесса
6. Общие требования законодательства к рекламе.
7. Товары, реклама которых не допускается.
8. Понятие и формы ненадлежащей рекламы.
9. Характеристика способов распространения рекламы.
10. Требования к рекламе алкогольной продукции
11. Особенности рекламы лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения; реклама биологически-активных и пищевых добавок, продуктов детского питания.
12. Реклама продукции военного назначения и оружия.
13. Требования к рекламе финансовых услуг (деятельности) и ценных бумаг.
14. Особенности рекламы основанных на риске игр и пари. Соотношение с рекламой стимулирующих мероприятий.
15. Особенности рекламы услуг по заключению договоров ренты, в том числе договоров пожизненного содержания с иждивением.
16. Реклама деятельности медиаторов по обеспечению проведения процедуры медиации.
17. Ответственность участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу. Контрреклама.
18. Государственный контроль в сфере рекламы. Полномочия антимонопольного органа в сфере рекламы. Саморегулирование в сфере рекламы.
19. Интеллектуальная собственность в рекламе.
20. Рекламный договор: понятие, содержание.
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
1. Развитие правового регулирования рекламы в России и в зарубежных странах.
2. Актуальные проблемы понятия «реклама».
3. Защита прав несовершеннолетних в рекламе.
4. Понятие и формы недобросовестной рекламы.
5. Недобросовестная конкуренция в рекламе.
6. Особенности ответственности участников рекламного процесса за ненадлежащую рекламу.
7. Авторские права на объекты рекламы.
8. Защита авторских и исключительных прав при производстве и распространении рекламы.
9. Рекламный договор: понятие, содержание.
10. Понятие и правовое регулирование наружной рекламы.
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
Фонд оценочных средств приведен в приложении к рабочей программе дисциплины.

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Н.Д. Эриашвили, А.А. Романов, Г.А. Васильев и др. Правовое регулирование рекламной деятельности: учебное пособие М. : Юнити-Дана, 2015 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 под ред. И.Г. Шаблинского, Е.М. Тиллинг Интеллектуальная собственность и реклама: актуальные вопросы, административная и судебная практика: М. : Альпина Паблишерз, 2016 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.biblioclub.ru - ЭБС «Университетская библиотека online»,
Э2 http://e.lanbook.com - ЭБС издательства "Лань",
Э3 http://law.edu.ru - федеральный образовательный портал "Юридическая Россия"
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотекаelibrary(http://elibrary.ru)
4. Гас. Рф. Правосудие https://sudrf.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Трудности в изучении дисциплины могут быть вызваны и субъективными причинами. Наиболее распространенные: непосещение и систематические пропуски лекционных и семинарских занятий. Здесь студентам важно понять что целенаправленное и глубокое изучение дисциплины, возможно, только при использовании всех форм обучения. Лекции дают возможность получить знание предмета в системе, разобраться в вопросах, которые либо вообще не рассматриваются в учебниках, либо изложены очень кратко. Жанр учебников таков, что не предполагает объяснений, практических примеров, а без восполнения этих пробелов студенты, в подавляющем большинстве случаев не могут самостоятельно справиться с материалом, в результате чего у них возникают серьёзные проблемы на экзаменах. На семинарских занятиях студенты под руководством преподавателя учатся применять законодательство. Следует иметь в виду, что знания по изучаемой дисциплине можно получить только своим трудом, роль преподавателя – помочь в этом нелегком деле. Поэтому изучать дисциплину следует не только в университетских аудиториях, но и «на дому». Самостоятельная работа студента предполагает чтение по рекомендации преподавателя монографической литературы, научных статей, подготовку научных докладов, реферирование и др.

Задачи самостоятельной внеаудиторной работы студентов:
1. Продолжение изучения дисциплины в «домашних» условиях по программе, предложенной преподавателем.
2. Привитие студентом интереса к юридической литературе, арбитражной и судебной практике, правотворческому процессу.
Формы самостоятельной работы:
1. Прочтение по рекомендации преподавателя монографических изданий, научных статей в юридических журналах. Конспектирование этих работ с последующим докладом и обсуждением на практических занятиях, в научных студенческих кружках.
2. Привитие студентам интереса к «живой» практике работы судов, адвокатуры путем посещения судебных заседаний. Итоги таких посещений по наиболее интересным делам обсуждаются на практических занятиях.
3. Выполнение студентами домашних заданий по составлению юридических документов.
4. Написание рефератов, что преследует цель развития у студентов умения читать юридические сочинения, анализировать их, устанавливать сходство и различия во взглядах их авторов и излагать извлеченные знания самостоятельно, грамотным юридическим языком. Предметом реферирования может быть также законодательство, материалы судебной и арбитражной практики.
5. Выполнение курсовых и контрольных работ по тематике, определенной преподавателем.