Закреплена за кафедрой | Кафедра теории и практики журналистики |
---|---|
Направление подготовки | 42.03.02. Журналистика |
Профиль | Универсальная журналистика |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 2 ЗЕТ |
Учебный план | 42_03_02_УЖ-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 4 (7) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 18 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 18 | 18 | 18 | 18 |
Практические | 12 | 12 | 12 | 12 |
Сам. работа | 42 | 42 | 42 | 42 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра теории и практики журналистики
Протокол от 02.07.2019 г. № 12
Заведующий кафедрой Лукашевич Е.В., д.ф.н, профессор
1.1. | Цель курса «Мировая художественная культура» − формирование у студентов системных знаний в области художественного наследия в различных мировых культурах; развитие у них умения видеть особенности эстетики, творческого подхода к созданию памятников искусства, характерные черты стиля; самостоятельно приобретать и пополнять в дальнейшем опыт изучения истории искусств. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.01 |
ОПК-3 | Способен использовать многообразие достижений отечественной и мировой культуры в процессе создания медиатекстов и (или) медиапродуктов, и (или) коммуникационных продуктов |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основные этапы и закономерности исторического развития общества; проблемы художественного самовыражения авторов в произведениях искусства |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества; грамотно освещать события художественной жизни |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | научными основаниями анализа этапов исторического развития общества инструментарием объективного анализа художественных произведений и их общественного эффекта |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Предмет мировой художественной культуры | ||||||
1.1. | Понятие "культура". Основные характеристики культуры | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2, Л1.2 |
1.2. | Выполнение творческого задания | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.3. | Художественная культура древнего Востока | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.4. | Художественная культура древнего Рима | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.5. | Художественная культура древней Греции и древнего Рима | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.6. | Анализ текста первоисточника | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.7. | Художественная культура Западной Европы в средние века | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.8. | Художественная культура Западной Европы в средние века | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.9. | Искусство эпохи Возрождения | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
1.10. | Выполнение творческого задания | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
Раздел 2. Дрерусская, российская и европейская культуры | ||||||
2.1. | Древнерусское искусство 10-17 веков | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.2. | Древнерусское искусство 10-17 веков | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.3. | Анализ текста первоисточника | Сам. работа | 7 | 6 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.4. | Российское искусство 18 века | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.5. | Европейское искусство 19 века | Практические | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.6. | Российское искусство 19 века | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.7. | Русское искусство конца ХIХ – начала XX века | Лекции | 7 | 2 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.8. | Русское искусство конца ХIХ – начала XX века | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.9. | Реферат с анализом литературы по одной из тем курса | Сам. работа | 7 | 12 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.10. | Искусство 21 века: феномены и тенденции | Лекции | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
2.11. | Итоговый тест | Сам. работа | 7 | 4 | ОПК-3 | Л1.1, Л2.1, Л1.3, Л2.2 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
Контрольные вопросы и задания 1. Основные понятия истории искусства 2. Виды, роды и жанры искусства. Периодизация истории искусства. Понятие «стиль» в искусстве 3. Условия формирования художественной культуры государства Древний Египет 4. Общая характеристика архитектуры Древнего Египта 5. Общая характеристика скульптуры Древнего Египта 6. Искусство Египта времени Раннего царства 7. Архитектура и изобразительное искусство Египта времени Среднего царства 8. Архитектура Древнего Египта периода правления фараона Эхнатона и его преемников 9. Искусство Античности. Своеобразие античного искусства 10. Архитектура Древней Греции 11. Скульптура Древней Греции 12. Древнегреческая вазопись 13. Архитектура Древнего Рима 14. Скульптура Древнего Рима. Древнеримский скульптурный портрет, древнеримская монументально-декоративная живопись 15. Раннехристианское искусство. Искусство Византии. 16. Западноевропейское искусство средних веков 17. Общая характеристика искусства Византии 18. Раннехристианское искусство 19. Изобразительное искусство Западной Европы IV-VII вв 20. Романский стиль в искусстве Европы 21. Готический стиль в искусстве Европы 22. Европейское искусство эпохи Возрождения 23. Искусство барокко и классицизма: специфика XVII в 24. Западноевропейское искусство XVIII века 25. Западноевропейское искусство XIX века 26. Западноевропейское искусство рубежа XIX -XX вв 27. «Реализм» произведений западноевропейского искусства XX век 28. Сюрреализм западноевропейских произведений искусства XX Практические задания к зачету Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре первобытного общества Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Древней Греции Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Древнего Рима Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре средневековой Европы Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Ренессанса Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Древней Руси Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Руси 15-17 вв Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Европы 15-17 вв Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре России 18 века Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре России 19 века Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Европы 19 века Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Серебряного Века Проанализируйте, какая эпоха и каким образом выразилась в художественной культуре Запада 20 века |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Е. П. Львова | Мировая художественная культура Т. 1.: | Питер, 2008 | |
Л1.2 | Сальникова, Е. | Визуальная культура в медиасреде: современные тенденции и исторические экскурсы : | Прогресс-Традиция, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.3 | Садохин, А.П. | История мировой культуры : учебное пособие | Директ-Медиа, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=428649 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Садохин, А.П. | Мировая художественная культура : учебник | Юнити-Дана, 2015 | //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115030 |
Л2.2 | Серегин, Николай Николаевич | История мировой культуры : учебное пособие | Изд-во АлтГУ, 2015 | elibrary.asu.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | Справочно-информационный портал «Религия и СМИ» | subscribe.ru | ||
Э2 | Научная библиотека МГУ | www.nbmgu.ru | ||
Э3 | Научная электронная библиотека elibrary | elibrary.ru | ||
Э4 | БД ИНИОН РАН: Библиографические базы данных по социальным и гуманитарным наукам | inion.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
Учебная аудитория | для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик | Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска) |
Лекции. Рекомендуется при записи лекции отмечать лишь ключевые положения: определения, выводы, основные понятия, термины. Следует обратить внимание на взаимосвязь теоретических положений с практической деятельностью журналистов; рекомендуется также сопоставить полученные знания с конкретными примерами медийных коммуникаций. После прослушивания каждой лекции необходимо ее самостоятельно проработать, дополняя изучением рекомендованной литературы, а также отмечая сложные моменты и возникающие вопросы, которые следует либо задать руководителю на практическом занятии, либо предложить для общего обсуждения. Кроме рекомендованной литературы, следует пользоваться энциклопедиями, справочниками, тематическими порталами в Интернете. Практические занятия. При подготовке обратить особое внимание на детализацию каждого задания (пункты ответа) и стремиться раскрыть, по возможности, каждый из пунктов. При выполнении заданий, связанных с анализом конкретного примера (статьи, телепередачи, кейса и пр.), необходимо не ограничиваться фиксацией очевидных особенностей, но и анализировать латентные смыслы, позицию автора, суть явления, профессиональную значимость исходя из контекста. Обратить внимание на ситуации конфликта, ошибки / развития, успеха в профессиональной деятельности. Самостоятельная работа. В целом, рекомендации те же, что и к выполнению практических заданий, с учетом того, что данный вид работ требует существенно больше времени. Самостоятельная работа требует ответственного подхода и тщательного планирования. Зачет. Подготовка к зачету ведется на основе изучения полученного лекционного материала и рекомендованной литературы, осмысления работы на практических занятиях и самостоятельной работы. При подготовке нужно обратить внимание, что в каждом билете имеется один теоретический вопрос и одно практическое задание, которое выполняется по тем же принципам, что и ряд заданий к практическим занятиям. Поэтому целесообразно дополнительно практиковаться в выполнении аналогичных заданий. После получения билета во время подготовки к ответу рекомендуется составить его подробный план. |