МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Акустика, ремонт и настройка фортепиано

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-23-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 259
контроль 13
Виды контроля по курсам
экзамены: 2
диф. зачеты: 1

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 8 8 16 16
Сам. работа 204 204 55 55 259 259
Часы на контроль 4 4 9 9 13 13
Итого 216 216 72 72 288 288

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Акустика, ремонт и настройка фортепиано

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.помочь студентам в овладении несложными навыками ремонта, регулировки и настройки фортепиано
подготовить профессионалов, обладающих современными теоретическими знаниями в области содержания музыкальных инструментов
сформировать у студентов понимание основных физических процессов возникновения и распространения звуковых волн,структуры звуковых полей, терминов и определений
изучить основные характеристики натуральных источников звука

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-15 способностью применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности
ПК-18 готовностью к изучению устройства своего инструмента и основ обращения с ним
ПК-27 способностью ориентирования в выпускаемой профессиональной учебно-методической литературе
ПК-32 способностью применять рациональные методы поиска, отбора, систематизации и использования информации
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию
выразительные и технические возможности инструмента,его звучания
устройство своего инструмента и способы ухода за ним
основные методы поиска и принципы систематизации необходимой информации
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать знание законов акустики в музыкальном исполнительстве
определить качество звучания инструмента
применять на практике научно-исследовательский подход
находить, анализировать и сопоставлять различные источники
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками ухода за музыкальными инструментами и их ремонта
методами работы со специальной литературой, методами поиска литературы в электронных базах данных
навыками применения базовых теоретических знаний в практической работе
способностью творчески перерабатывать информацию

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Ремонт музыкальных инструментов
1.1. устройство пианино и роялей Практические 1 1 ПК-15 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.2. основные виды текущего ремонта фортепиано Практические 1 1 ПК-18 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.3. особенности основных узлов фортепиано и их ремонт Практические 1 1 ПК-18 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.4. методы определения дефектов музыкальных инструментов Практические 1 1 ПК-27 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.5. ремонт музыкальных инструментов Сам. работа 1 102 ПК-15, ПК-18 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.6. ремонт клавишно-молоточковых механизмов Практические 1 2 ПК-18 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.7. регулировка клавишно-молоточковых механизмов Практические 1 2 ПК-18 Л2.1, Л3.1, Л1.1
1.8. ремонт музыкальных инструментов Сам. работа 1 102 ПК-15, ПК-32 Л2.1, Л3.1, Л1.1
Раздел 2. Настройка инструментов
2.1. сведения о физической и музыкальной акустике Практические 2 2 ПК-27, ПК-32 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.2. изучение теоретических основ настройки фортепиано Сам. работа 2 15 ПК-32 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.3. интонировка Практические 2 2 ПК-18 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.4. освоение приемов интонировки Сам. работа 2 20 ПК-15 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.5. технические требования и правила эксплуатации инструментов Практические 2 4 ПК-27 Л2.1, Л3.1, Л1.1
2.6. правила ухода и хранения инструментов Сам. работа 2 20 ПК-18 Л2.1, Л3.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 В.В. Ларичкин, К.П. Гусев Техническая акустика и защита от шума: учебно-методическое пособие Издательство НГТУ, 2011 www.studentlibrary.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://www.profguide.ru/professions/nastroyshik-musical-instruments.html
Э2 http://www.pianoexpert.ru/o-rabote-nastrojshhika/
Э3 https://440hertz.ru/shkola_nastroyki_fortepiano/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Курс «Акустика, ремонт и настройка фортепиано» предполагает как практические занятия, так и ознакомление с достаточно большим по объёму списком литературы. Учитывая это обстоятельство, студентам необходимо разработать режим занятий, позволяющий создать условия для последовательной и систематической работы с литературой. В связи с этим студенты должны выбрать удобную для себя форму фиксации и систематизации материала, одним из способов которой может быть работа и сбор информации на электронных носителях.
Также предполагается конспектирование материала. Именно такая предварительная работа позволяет продемонстрировать уровень профессиональной эрудиции студента, и, прежде всего, умение самостоятельно решать конкретные профессиональные задачи в контексте овладения навыками ремонта, настройки и ухода за музыкальными инструментами. Кроме того, необходимо уделять время на закрепление навыков проведения ремонтных работ с музыкальными инструментами (фортепиано).