МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Дирижирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость8 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 288
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 189
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 4
диф. зачеты: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 18 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 72 72
Сам. работа 54 54 54 54 54 54 27 27 189 189
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 72 72 72 72 288 288

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Дирижирование

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.обеспечение обучающихся комплексом знаний, умений и навыков, необходимых для практического руководства музыкально-инструментальным коллективом (оркестром либо ансамблем)
изучение основ техники дирижирования
овладение методами репетиционной работы
приобретение навыков самостоятельного изучения партитуры
формирование у обучающихся организаторских способностей

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.02

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-20 способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
ПК-29 готовностью к работе в коллективе в целях совместного достижения высоких качественных результатов деятельности, к планированию концертной деятельности творческого коллектива, к организации творческих мероприятий (фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства, нормативных и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и организациях, осуществляющих образовательную деятельность
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные положения музыкальной психологии и педагогики
основы психологии музыкального восприятия
основные принципы менеджмента в области музыкального искусства и музыкального образования
3.2.Уметь:
3.2.1.применять на практике знания из области музыкальной психологии и педагогики в профессиональной деятельности
читать с листа музыкальные произведения разных жанров и форм
применять знания по организации индивидуальной и коллективной деятельности в сфере искусства, образования и культуры
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками использования психолого-педагогических знаний в творческой деятельности
необходимым арсеналом средств для достижения высоких результатов собственной музыкальной деятельности
навыками организации коллективной деятельности в самых разнообразных и современных формах

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основы техники дирижирования. Психологические основы руководства творческим коллективом
1.1. Постановка дирижерского аппарата. Практические 1 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Работа над положением корпуса, рук и головы при дирижировании. Сам. работа 1 18 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Структура и виды дирижерского жеста. Практические 1 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Работа над дирижерским жестом (разновидности жестов). Сам. работа 1 18 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Дирижерские схемы тактирования: "на два", "на три", "на четыре", "на шесть", "на восемь", "на девять", "на двенадцать". Практические 1 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Работа над "чистотой" схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 1 18 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Приемы выражения темпа, динамики и штрихов в дирижировании. Практические 2 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Работа над клавиром исполняемых произведений и поиски средств выразительности. Сам. работа 2 18 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.9. Затакты и синкопы в дирижировании. Практические 2 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.10. Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 2 18 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.11. Изучение психологических основ управления творческим коллективом Практические 2 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.12. Закрепление и развитие первоначальных знаний и навыков в области искусства дирижирования и управления творческим коллективом Сам. работа 2 18 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Совершенствование техники дирижирования. Планирование концертной деятельности творческого коллектива
2.1. Дирижерские схемы тактирования "на пять", "на семь", "на раз". Дробление долей. Практические 3 9 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Функции рук дирижера. Взаимодействие рук. Практические 3 9 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Изучение дирижерских схем на конкретных музыкальных примерах. Сам. работа 3 26 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Выполнение специальных упражнений по разделению функций рук, по взаимодействию рук при дирижировании. Сам. работа 3 28 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Приемы прекращения звучания. Паузы и ферматы в дирижировании. Практические 4 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Работа над жестами, обозначающими паузы и ферматы в музыке. Сам. работа 4 8 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Способы выражения фактуры и фразировки в дирижировании. Практические 4 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.8. Музыкально-теоретический и исполнительский анализ исполняемых произведений. Сам. работа 4 9 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.9. Планирование концертной деятельности творческого коллектива Практические 4 6 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.10. Закрепление и развитие знаний и навыков в области планирования концертной деятельности творческого коллектива Сам. работа 4 10 ПК-29 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.11. Экзамен 4 27 ПК-20 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Уколова Л.И. ДИРИЖИРОВАНИЕ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для СПО: Гриф УМО СПО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://www.notarhiv.ru/
Э3 http://notes.tarakanov.net/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешного выполнения практических заданий, необходимо определить содержание и форму произведения, проанализировать мелодию, гармонию, оркестровую фактуру, инструментовку, составить дирижерскую экспозицию исполняемого произведения. Большое внимание следует уделить непосредственной работе с нотным текстом. Постепенное усложнение технических приемов находится в прямой зависимости от исполнительских задач, возникающих в каждом последующем семестре. Рекомендуется детально изучить произведение. Это способствует развитию памяти и концентрирует все внимание дирижера на более полном творческом общении с исполнителями. Для изучения основ управления творческим коллективом необходимо привлечь знания из области музыкальной педагогики и психологии. Для успешной организации и планирования концертной деятельности творческого коллектива необходимы как теоретические знания, так и практические навыки работы с коллективом.