МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 72
самостоятельная работа 45
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 2

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18 36 36
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 36 36 9 9 45 45
Часы на контроль 0 0 27 27 27 27
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение профессионального кругозора студентов
воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей
ПК-4 способностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте
ПК-33 способностью выполнять под научным руководством исследования в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные стили в музыке
основные этапы формирования исполнительских стилей
основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох
основные термины и понятия музыки как вида искусства
методы организации научной работы, эксперимента
актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности
анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации
анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки
анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений
разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилистическими приемами исполнительства
методами освоения национальных музыкальных стилей
навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки
навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие клавирной культуры.
1.1. Жанры ранней клавирной музыки. Клавесин и клавикорд. Импровизация как основа исполнительского искусства 16-18 веков. Влияние органной и лютневой культуры на клавирное искусство. Лекции 1 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Получение навыков самостоятельной работы с нотным текстом, как с оригиналом, так и с различными редакциями. Практические 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Особенности развития различных национальных школ. Английские верджиналисты. Лекции 1 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Искусство рококо и французский клавесинизм 18 столетия. Трактат Ф.Куперена «Искусство игры на клавесине» Практические 1 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.5. Знакомство с произведениями композитора. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 1 8 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.6. Новые стилистические черты в итальянской музыке. Клавирное творчество Д.Скарлатти. Лекции 1 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.7. Эстетика эпохи барокко. Музыкальное искусство Германии. И.С.Бах и его клавирное творчество. Проблемы исполнения баховских сочинений. Бах – исполнитель и педагог. Практические 1 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.8. Инвенции и Симфонии И.С. Баха. Анализ Urtext’а, редакций Ф. Бузони и Л. Ройзмана. Практические 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.9. Знакомство с произведениями композиторов. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 1 8 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.10. Эстетические воззрения западноевропейских просветителей 18 века, развитие сонатно-симфонического мышления и подготовка музыкального классицизма. Лекции 1 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.11. Сравнение исполнительских средств, предложенных редакторами и формулировка своего отношения к этим прочтениям. Практические 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.12. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 1 10 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Ранние венские классики.
2.1. Фортепианное искусство Й.Гайдна. Лекции 1 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Фортепианная музыка Моцарта, ее жанры, периодизация. История интерпретации моцартовских произведений. Практические 1 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.3. Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. Практические 1 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.4. Творческий облик Бетховена, его исполнительская деятельность. Черты стиля и жанры фортепианного творчества. Интерпретация бетховенских сочинений. Лекции 1 4 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.5. Выбор исполнительских средств: темп, выстраивание формы, динамика, прочтение фактуры. Практические 1 4 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.6. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 1 10 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Возникновение и развитие романтической эстетики
3.1. Новые взгляды на искусство в творчестве ранних романтиков Шуберта, Вебера, Мендельсона.Фортепианное искусство Польши начала 20 века. Исполнительская и педагогическая деятельность Ф.Шопена. Черты стиля и жанры его творчества. Интерпретация шопеновских сочинений. Лекции 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Р.Шуман. Его взгляды на фортепианное творчество и воспитание музыканта. Черты стиля и жанры. Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.3. Лист-исполнитель и педагог. Фортепианное творчество Листа, его эволюция, жанры. Новая трактовка фортепиано. Лекции 2 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.4. Сравнительный анализ интерпретаций. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.5. Развивающиеся национальные школы. Э.Григ, Б.Сметана, А.Дворжак. Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.6. Французская школа – Сен-Санс, Франк. Новые взгляды на музыку в эстетике импрессионизма. Исполнительское и композиторское творчество К.Дебюсси и М.Равеля. новые колористические возможности фортепиано. Лекции 2 2 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.7. Сравнительный анализ интерпретаций. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.8. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. Русское фортепианное искусство XIX-XX веков.
4.1. Фортепианное творчество П.И.Чайковского, исполнение его сочинений. Лекции 2 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Сравнительный анализ интерпретаций. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.3. М.И.Глинка, А.Г.Рубинштейн. русская мысль о фортепианном исполнительском и педагогическом искусстве. Фортепианное творчество композиторов «Могучей кучки». Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.4. Фортепианное творчество и исполнительская деятельность С.В.Рахманинова. новые эстетические воззрения начала 20 века. Фортепианная музыка А.Н.Скрябина, ее жанры и эволюция. Лекции 2 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.5. Сравнительный анализ интерпретаций. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.6. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 2 3 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Фортепианное творчество XX века.
5.1. Фортепианное творчество С.С.Прокофьева, новаторство его исполнительской деятельности.Жанры фортепианного творчества Д.Д.Шостаковича. полифонический цикл «24 прелюдии и фуги». «Полифоническая тетрадь» и «24 прелюдии и фуги» Р.Щедрина. Лекции 2 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Советское исполнительское искусство 30-50 годов 20 века – Л.Оборин, К.Игумнов, Я.Зак, Я.Флиер, Г.Нейгауз, С.Фейнберг. творчество пианистов 60-90 годов – С.Рихтер, Э.Гилельс, В.Софроницкий, М.Юдина, С.Нейгауз, М.Плетнев, Г.Соколов. роль конкурсных традиций в развитии исполнительского искусства. Лауреаты международных конкурсов им. П.И.Чайковского. Практические 2 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Обзор фортепианного творчества зарубежных композиторов 20 века. Практические 2 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.4. Знакомство с произведениями композиторов различных фортепианных школ. Слушание фортепианной музыки в исполнении выдающихся пианистов. Сам. работа 2 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Черная М.Р. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.allpianists.ru
Э3 http://www.forumklassika.ru
Э4 http://www.mosconsv.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.