МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

История исполнительского искусства

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-23-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 16
самостоятельная работа 119
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 5

Распределение часов по курсам

Курс 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 8 8 8 8
Сам. работа 119 119 119 119
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 144 144 144 144

Программу составил(и):
к. филос. н., засл. работник культуры РСФСР, проф., Россинский А.Г.

Рецензент(ы):
засл. деятель искусств РФ, проф., Корниенко Н.А.

Рабочая программа дисциплины
История исполнительского искусства

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.расширение профессионального кругозора студентов
воспитание у студентов понимания исторического развития исполнительского искусства

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей
ПК-4 способностью постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте
ПК-33 способностью выполнять под научным руководством исследования в области музыкально-инструментального искусства и музыкального образования
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию, основные стили в музыке
основные этапы формирования исполнительских стилей
основные этапы развития зарубежной музыкальной культуры, их исторические границы, характерные жанры каждой из эпох
основные термины и понятия музыки как вида искусства
методы организации научной работы, эксперимента
актуальные направления развития науки и исследований в своей области знаний
3.2.Уметь:
3.2.1.пользоваться теоретическими знаниями о стилистике в исполнительской деятельности
анализировать и сопоставлять различные исполнительские интерпретации
анализировать явления зарубежной музыкальной культуры, оценивать общий стиль произведений разных эпох, мелодические, гармонические и полифонические черты музыки
анализировать на слух элементы музыкального языка, определять на слух принадлежность музыки к определенным эпохам и направлениям
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе музыкальных произведений
разбираться в потоке информации, работать с научной литературой, организовать свою исследовательскую деятельность
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.основными стилистическими приемами исполнительства
методами освоения национальных музыкальных стилей
навыками исторического анализа одноголосной и многоголосной музыки
навыками устного рассказа о музыке различных стилей, возможностями своего инструмента для иллюстрации фрагментов изучаемой музыки
навыками содержательного анализа музыки и применения полученных результатов в своей профессиональной деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Возникновение и развитие смычкового искусства.
1.1. Средневековые смычковые инструменты, их роль в формировании скрипичного семейства. Инструменты типа ребек, фидель (виела), смычковая лира. Семейство виол. Инструменты скрипичного семейства. Эпоха Возрождения. Обращение искусства к темам, воспевающим любовь к жизни, веру в человека, силу разума. Расцвет светской музыки. Развитие инструментального искусства. Ведущая роль скрипки. Итальянские скрипичные школы. Лекции 5 1 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.2. Подавление национального чешского и польского духа. Эмиграция чешских и польских музыкантов. Их влияние на многие европейские очаги музыкальной культуры. Народные истоки чешского и польского скрипичного искусства. Народные немецкие музыканты – скрипачи. Полифоническая основа, влияние на особенности смычка, подставки.Произведения И.С. Баха и Г.Ф. Генделя Вена – сосредоточение музыкальных влияний соседних народов. Традиционное тяготение венцев к инструментальному музицированию. Увлечение квартетной игрой. Театры, оркестры, ансамбли на содержании дворянства. Лекции 5 1 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.3. Место скрипки в абсолютисткой Франции: скрипка – инструмент «плебса». «24 скрипки короля». Скрипка – как инструмент для танцев. Скрипач – танцмейстер. Связь музыки и литературы. Расцвет английского скрипичного искусства в творчестве Г. Перселла. Деятельность иностранных скрипачей в Англии. Итальянские скрипачи в русском придворном оркестре. Русские ученики при оркестре, их успехи. Постепенное сокращение числа иностранных скрипачей – профессионалов. Расцвет русских крепостных оркестров. Крупные оркестры (Шереметьева, Воронцова и др.) народно- песенный репертуар. Народные связи русской скрипичной педагогики 18 века. Практические 5 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
1.4. Знакомство с произведениями композиторов по нотам. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей и коллективов. Сам. работа 5 23 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 2. Раздел 2. Возникновение и развитие романтической эстетики в скрипичном искусстве
2.1. Новый тип «концертирующего виртуоза». Романтизм в скрипичном искусстве. Никколо Паганини (1782-1840). Жизненный путь. Исполнительское творчество. Эволюция исполнительства. Сущность новаторства Паганини. Новые технические приемы Кароль Липиньский – скрипач-виртуоз и композитор. Исполнительский стиль. (Влияние Паганини). Русские связи Липиньского. Значение Липиньского для польской скрипичной школы. Шпор, Давид, Иоахим – деятели немецкого исполнительства и педагогики, жизненный путь, традиции, особенности. Прогрессивные методические принципы педагогов Парижской консерватории: Р.Крейцера, П. Байо, П. Роде. Творческое наследие Ж. Виотти. Педагоги и выпускники Парижской консерватории: Ш. Лафон, Л. Массар, М. Марсик, Ж. Мазас. Выдающиеся выпускники Парижской консерватории XIX века: Генрик Венявский и Пабло Сарасате.Жизнь, биография, творчество Основоположник бельгийской скрипичной школы Шарль Берио. Исполнительское творчество, близость к традициям Виотти, Байо. Место творчества Берио в современном педагогическом репертуаре. Выдающийся скрипач, педагог, ученик Берио – Анри Вьетан Жизнь, биография, творчество. Лекции 5 1 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
2.2. Знакомство с произведениями композиторов различных школ по нотам. Слушание скрипичной музыки в исполнении выдающихся исполнителей. Сам. работа 5 24 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 3. Русское скрипичное искусство XIX-XX века
3.1. Русское скрипичное искусство 19 века. Обращение русских композиторов к скрипичному жанру. Произведения М. Глинки, А. Алябьева, композиторов "Могучей кучки", П. Чайковского, А. Глазунова. Распространение скрипичной игры. Рост концертно- исполнительского искусства. Появление многочисленных скрипачей-любителей. Концертные учреждения. РМО («Русское музыкальное общество»), БМШ («Бесплатная музыкальная школа»). Организация музыкального образования. Открытие Петербургской (1862г.) и Московской (1866г.) консерваторий. Открытие музыкальных училищ. Школа Л.С. Ауэра. Роль и значение деятельности Ауэра для русской скрипичной школы Л.М. Цейтлин. Ученики Цейтлина (Б. Фишлан, С. Фурер, В. Беленький и др.). А.И. Ямпольский. Ученики Ямпольского (Л. Коган, Ю. Ситковецкий, И. Безродный, М. Фихтенгольц, Е. Гилельс, Э. Шихмурдзаева, Ю. Янкелевич и др.). П.С. Столярский и его ученики. М. Эрденко, М. Полякин.Д. Ойстрах и его ученики (В. Климов, И. Ойстрах, В. Пикайзен, С. Снитковский, О.Пархоменко, О. Крыса, Л. Исакадзе и др.). Ю.И. Янкелевич. «Педагогическое наследие" Младшее поколение советских скрипачей: В. Третьяков, В. Спиваков, Г. Кремер, А. Корсаков и др. Лекции 5 2 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
3.2. Знакомство с произведениями различных школ. Слушание скрипичной музыки в исполнении выдающихся исполнителей. Сам. работа 5 24 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 4. История исполнительства на альте, виолончели и контрабасе
4.1. История развития альта. Выдающиеся исполнители на альте: К. Уран, О. Недбал, П. Хиндемит, Л. Тертис, У. Примроз, В. Р. Бакалейников, В. В. Борисовский, М.Б. Кугель., Л. Тертис, Т. Циммерман, Ф.Ж. Белугин, Ю.М. Крамаров, Р.Б. Баршай, Ю.А. Башмет История развития виолончели. Л. Боккерини - выдающийся итальянский виолончелист-виртуоз. Французская виолончельная школа: М. Берто, Ж.Л. Дюпор, Ж.Б. Бреваль, О.Ж. Франком, Ш.Н. Бодио, Л. Аббиате. Немецкая школа: Б.А. Ромберг, Ф. Дотцауэр. Ю. Кленгель Выдающиеся зарубежные виолончелисты: П. Казальс, А. Наварра, З. Нельсова, Л. Роуз, К. Вилкомирский, М. Садло, П. Тортелье, М. Жендрон, П. Фурнье, Л. Гельшер, Ж. Дюпре, Я. Штаркер, А. Янигро, Э. Фойерман, Г. Кассадо. Русская и советская виолончельная школа: К.Ю. Давыдов, А.В. Вержбилович, С.М. Козолупов, М.Л. Ростропович, С.Н. Кнушевицкий, Г.П. Пятигорский, Г.И. Пеккер, Д.Б. Шафран, Н.Г. Гутман, С.А. Самосуд, Н.Н. Шаховская , М.Л. Майский и др. История развития контрабаса. Выдающиеся исполнители на контрабасе: Дж. Боттезини, Д. Драгонетти, И.М. Шпергер, Ф. Симандл, Р. Браун, А. Коэн, Ч. Мингус, Г. Карр, И. Гертович, С.А. Кусевицкий, Р.М. Азархин, В.А. Волков, Е.А. Колосов, Л.Г. Андреев Лекции 5 1 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
4.2. Знакомство с историей развития инструментов и крупнейшими исполнителями. Слушание музыки в исполнении выдающихся музыкантов. Сам. работа 5 24 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1
Раздел 5. Современное исполнительство на струнных инструментах
5.1. Выдающиеся скрипачи современности Лекции 5 2 ПК-4 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.2. Выдающиеся виолончелисты современности Выдающиеся современные исполнители на альте и контрабасе Практические 5 4 ПК-33 Л3.1, Л1.1, Л2.1
5.3. Знакомство с представителями различных школ. Слушание музыки в исполнении выдающихся исполнителей-струнников. Сам. работа 5 24 ПК-3 Л3.1, Л1.1, Л2.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см.приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Демченко А. И. ИСТОРИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО ИСКУССТВА. ПОРТРЕТЫ ВЫДАЮЩИХСЯ МАСТЕРОВ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Каган М.С. МУЗЫКА В МИРЕ ИСКУССТВ 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для вузов: М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.ru.wikipedia.org
Э2 http://www.forumklassika.ru
Э3 http://www.mosconsv.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
118Д помещение для хранения и обработки специализированных материалов Стелаж для хранения специализированных материалов – 1 шт., фономатериалы (виниловые пластинки, диски)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.
106Д помещение для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека) Учебная мебель на 12 посадочных мест; рабочее место преподавателя; электронное пианино Casio; проигрыватель – 2ед.;

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Необходимо рассматривать каждую изучаемую эпоху как синхронистическую таблицу, где инструментальное исполнительство становится частью духовной жизни эпохи. При изучении предмета необходимо привлечение знаний из истории создания инструментов, жизни и творчества выдающихся исполнителей, которые формировали стиль своего века. Целесообразно сформировать фоно и видеотеку записей лучших исполнителей, которую нужно активно использовать в аудиторной и самостоятельной работе для подготовки к экзамену.