Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 16 ЗЕТ |
Учебный план | 53_03_02_МИИ-4-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (3) | 2 (4) | 3 (5) | 3 (6) | 4 (7) | 4 (8) | Итого | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Недель | 18 | 18 | 18 | 18 | 17,829999923706 | 15 | ||||||||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 36 | 216 | 216 |
Сам. работа | 72 | 72 | 45 | 45 | 72 | 72 | 45 | 45 | 9 | 9 | 36 | 36 | 279 | 279 |
Часы на контроль | 0 | 0 | 27 | 27 | 0 | 0 | 27 | 27 | 27 | 27 | 0 | 0 | 81 | 81 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 108 | 72 | 72 | 72 | 72 | 576 | 576 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | подготовка компетентных специалистов в области ансамблевого исполнительства развитие музыкальных способностей и мышления посредством ансамблевого творчества, в особенности совершенствование музыкально-ритмического чувства, тембрового слуха, полифонического слуха приобретение практических умений ансамблевой игры и навыков коллективного творчества освоение специфики искусства ансамблевой игры, познание его закономерностей, своеобразия интерпретационных решений, диктуемых различием жанров и стилей исполняемой музыки воспитание взаимоуважения, соблюдения этических норм |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-12 | способностью творчески составлять программы выступлений (сольных и ансамблевых) с учетом как собственных артистических устремлений, так и запросов слушателей, а также задач музыкально-просветительской деятельности |
ПК-17 | способностью исполнять партию своего инструмента в различных видах ансамбля |
ПК-30 | способностью осуществлять художественное руководство творческим коллективом (самодеятельными/любительскими в области народного творчества), руководить учебными музыкально-исполнительскими коллективами в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
ПК-31 | готовностью к показу своей исполнительской работы (соло, в ансамбле, с оркестром, с хором, в лекциях-концертах) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, клубах, дворцах и домах культуры, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области музыкального искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений музыкального искусства и культуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | сущность и специфику музыкально-просветительской деятельности перечень основных жанров для успешных выступлений перед аудиторией ансамблевый репертуар для различных составов разных стилей, жанров, форм выразительные и технические возможности родственных инструментов их роли в оркестре,ансамбле,дуэте базовый репертуар оркестровых инструментов и переложений основные исторические этапы становления просветительства в России и за рубежом |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | разрабатывать темы лекций, подготавливать комментарии к концертам, музыкально-литературным композициям; выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям в образовательных учреждениях, учреждениях культуры понимать характер каждой партии, разбираться в тематическом материале исполняемого произведения работать в составе оркестра, ансамбля, дуэта в различных творческих коллективах, а также осуществлять руководство этими коллективами использовать культурное наследие для удовлетворения потребностей различных групп населения в процессе музыкально-просветительской деятельности поддерживать связи со средствами массовой информации и организациями, осуществляющие культурно-образовательную деятельность |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом музыковедческой науки, а также методами пропаганды музыкального искусства и культуры чувством устойчивого ритма, единства темпа, методами достижения единого характера звукоизвлечения в ансамбле умением исполнения партий в оркестре, ансамбле, пониманием дирижёрского жеста и умением продирижировать отдельные места в партиях, а также обладает необходимыми возможностями выполнять работу по художественному руководству различными способами вербальной и невербальной коммуникации современными приёмами организации музыкальной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Начальный этап работы над концертной программой. | ||||||
1.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 3 | 12 | ПК-12 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 3 | 24 | ПК-17 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Работа над детальным изучением камерного произведения. | ||||||
2.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 3 | 12 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 3 | 24 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Работа над единством технических приемов в ансамбле. | ||||||
3.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 3 | 12 | ПК-12 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 3 | 24 | ПК-17 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Ритм, метр, темп, полиритмика, агогика в камерном произведении | ||||||
4.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 4 | 36 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 4 | 45 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Работа над художественным содержанием произведения | ||||||
5.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 5 | 36 | ПК-12 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 5 | 72 | ПК-17 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Создание художественной интерпретации произведения. | ||||||
6.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 6 | 36 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 6 | 45 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Работа над достижением исполнительского мастерства в камерном произведении | ||||||
7.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 7 | 36 | ПК-12 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 7 | 9 | ПК-17 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Совершенствование ансамблевого мастерства. | ||||||
8.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 8 | 12 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Поиск совместных исполнительских решений при игре в ансамбле. | ||||||
9.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 8 | 12 | ПК-12 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-17 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 10. Работа над качеством звучания концертной программы. | ||||||
10.1. | Сонаты, Трио, Квартеты, Квинтеты для различных инструментов с фортепиано | Практические | 8 | 12 | ПК-30 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
10.2. | Освоение своей партии, работа над интонацией, фразировкой, метро-ритмическими особенностями произведения, работа над динамическим построением, штриховой палитрой, работа над формой произведения, организация репетиционной работы с участниками ансамбля. Работа с литературой, изучение творческих биографий композиторов исполняемых произведений | Сам. работа | 8 | 12 | ПК-31 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Цыпин Г.М. | ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э3 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э4 | Курс "Камерный ансамбль" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
120Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
В начале работы над музыкальным произведением необходимо сделать анализ его формы, а также принципов построения. При работе над музыкальными произведениями необходимо добиваться чистоты интонирования, однородности штрихов, соподчиненности нюансов, соблюдения звукового баланса, устойчивости ритма, исключая ритмические отклонения, не указанные автором, стремиться к охвату произведения как единого целого. При этом надо обращать внимание на выявление первого-второго плана голосоведения главных и соподчиненных музыкальных линий, добиваясь верного звукового и смыслового баланса. В больших ансамблях целесообразно наиболее сложные для исполнения фрагменты играть попарно, либо втроем в различных сочетаниях партий. Одним из сложных моментов, требующих особого внимания, является выполнение указаний a tempo и tempo I после ritenuto, а также исполнение ферматы. Очень важно точно начинать фразу с учетом ауфтакта (синхронное возникновение аккорда), а также следить за совместным окончанием аккорда в заключительных построениях. Это будет способствовать также воспитанию внимательного отношения к нюансам к однородной акцентуации, фразировке. Для исполнения кантилены необходима тщательная проработка материала. Следует стремиться к сближению качественного звучания участников ансамбля, особенно в музыке имитационного склада. Некоторую часть занятий необходимо посвящать ознакомлению с нотной литературой, а также чтению нот с листа. Необходимо уметь не только освоить репертуар в аудиторной работе, но и самостоятельно разобрать, выучить произведение и показать преподавателю. Кроме того важно развить умение выступать с лекциями, комментариями к исполняемым в лекциях-концертах произведениям. Для этого необходимо регулярно изучать литературу и источники по исполняемым произведениям. |