Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 16 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого | |||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 | 64 | 64 |
Сам. работа | 119 | 119 | 119 | 119 | 119 | 119 | 115 | 115 | 472 | 472 |
Часы на контроль | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 13 | 13 | 40 | 40 |
Итого | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 144 | 576 | 576 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | подготовить студента к самостоятельной практической деятельности в качестве концертмейстера вокальных, оркестровых и дирижерских классов музыкальных учебных заведений, педагогических вузов, профессиональных и самодеятельных хоровых и театральных коллективов, концертных организаций |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-6 | способностью совершенствовать культуру исполнительского интонирования, мастерство в использовании комплекса художественных средств исполнения в соответствии со стилем музыкального произведения |
ПК-7 | готовностью к постижению закономерностей и методов исполнительской работы над музыкальным произведением, подготовки произведения, программы к публичному выступлению, студийной записи, задач репетиционного процесса, способов и методов его оптимальной организации в различных условиях |
ПК-13 | способностью осуществлять исполнительскую деятельность и планировать свою индивидуальную деятельность в учреждениях культуры |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | обширный репертуар, включающий произведения разных эпох, национальных школ, жанров и стилей в соответствии с программными требованиями |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | аккомпанировать вокалистам, исполнителям на других инструментах читать нотный текст с листа и транспонировать его осуществлять репетиционную работу в качестве концертмейстера |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | навыки работы в качестве концертмейстера в процессе подготовки к исполнению произведений различных стилей и жанров с привлечением к репетициям и концертным выступлениям солистов-иллюстраторов навыки репетиционной работы с солистами |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Элементы концертмейстерской работы | ||||||
1.1. | Партия сопровождения как равноценная часть произведения. Анализ композиционной структуры, характера фактуры аккомпанемента. Специфика аккомпанемента вокальных и инструментальных произведений | Практические | 2 | 4 | ПК-6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. | Сам. работа | 2 | 58 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Концертмейстерская работа с солистом. | ||||||
2.1. | Музыкально-исполнительские навыки концертмейстера. Формирование умений ансамблевого музицирования с солистом. Изучение произведений различных стилей, эпох, композиторов. | Практические | 2 | 6 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. | Сам. работа | 2 | 31 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Пение под собственный аккомпанемент | ||||||
3.1. | Осуществление слухового контроля за соотношением звучания голоса и аккомпанемента. Ауфтакт и дыхание. | Практические | 2 | 6 | ПК-6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. | Сам. работа | 2 | 30 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Эскизная работа над аккомпанементами вокальных и инструментальных произведений | ||||||
4.1. | Развитие чувства ансамбля. Контроль за звучностью и динамикой аккомпанемента. Преодоление технических трудностей сопровождения. | Практические | 3 | 8 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах. | Сам. работа | 3 | 59 | ПК-6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Чтение с листа и транспонирование репертуарных произведений. | ||||||
5.1. | Свободное чтение нотного текста с листа. Ознакомление с различной музыкальной литературой. Расширение музыкального кругозора. | Практические | 3 | 8 | ПК-6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Развитие практических навыков чтения аккомпанемента с листа. | Сам. работа | 3 | 60 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Навыки концертного исполнительства | ||||||
6.1. | Решение собственно исполнительских задач концертмейстерской работы. Подготовка к выступлениям и участие в концертах в качестве концертмейстера. | Практические | 4 | 8 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы в условиях сценического выступления. | Сам. работа | 4 | 59 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Репетиционная работа с солистами | ||||||
7.1. | Специфика работы с вокалистами, с инструменталистами. Регистровка, динамика, штрихи, особенности фактуры. | Практические | 4 | 8 | ПК-6 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. | Сам. работа | 4 | 60 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Психологическая компетентность концертмейстера | ||||||
8.1. | Психологические факторы профессионального сотрудничества концертмейстера с солистом. | Практические | 5 | 8 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы с солистами. | Сам. работа | 5 | 58 | ПК-7, ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 9. Подготовка концертной программы | ||||||
9.1. | Выбор и освоение программы, предварительная работа с солистами. Планирование и осуществление репетиционной работы в ансамбле с солистом. | Практические | 5 | 8 | ПК-13 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
9.2. | Изучение основной и дополнительной литературы. Запись репетиционной работы и анализ результатов. | Сам. работа | 5 | 57 | ПК-7 | Л3.1, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. | Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Согласие, 2015 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
Э3 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э4 | Курс "Концертмейстерский класс" в Moodle | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
Информационная справочная система: СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
120Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Специфика работы концертмейстера состоит в том, что он должен быть «универсальным» музыкантом, так как ему приходится сотрудничать с солистами разных специальностей. Важно уметь хорошо читать с листа. В деятельности концертмейстера объединяются творческие, педагогические и психологические функции, которые трудно отделить друг от друга в учебных, концертных или конкурсных ситуациях. Аккомпанемент в инструментальных произведениях имеет свою специфику. Солист и пианист-концертмейстер в художественном смысле должны являться членами единого музыкального организма. Концертмейстеру необходимо слышать все детали партии солиста, соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструменталиста или вокалиста. |