Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 4 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 3 | 4 | Итого | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 | 16 | 16 |
Сам. работа | 38 | 38 | 38 | 38 | 76 | 76 |
Часы на контроль | 18 | 18 | 18 | 18 | 36 | 36 |
Итого | 72 | 72 | 72 | 72 | 144 | 144 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | подготовка будущего специалиста к самостоятельной педагогической деятельности освоение теории игры на инструменте овладение методикой формирования основных исполнительских навыков изучение педагогических принципов различных школ обучения в историческом аспекте исследование процесса становления музыканта-исполнителя приобретение навыков организации и планирования учебного процесса повышение интереса к педагогической деятельности и научно-методической работе |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-19 | способностью осуществлять педагогическую деятельность в организациях, осуществляющих образовательную деятельность |
ПК-22 | готовностью к изучению принципов, методов и форм проведения урока в исполнительском классе, методики подготовки к уроку, методологии анализа проблемных ситуаций в сфере музыкально-педагогической деятельности и способов их разрешения |
ПК-24 | готовностью к непрерывному познанию методики и музыкальной педагогики, к соотнесению собственной педагогической деятельности с достижениями в области музыкальной педагогики |
ПК-28 | способностью планировать образовательный процесс, вести методическую работу, разрабатывать методические материалы, формировать у обучающихся художественные потребности и художественный вкус |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | основной педагогический репертуар для своего инструмента наиболее эффективные методики достижения результатов основы теории воспитания и образования системно-деятельностный подход к обучению профессиональную терминологию основные положения музыкальной педагогики современные эффективные подходы к обучению формы использования своего исполнительского опыта на уроках основы планирования образовательного процесса последовательность в подборе репертуара |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | освоить педагогический репертуар в соответствии с программными требованиями активно пользоваться методической литературой понимать специфику образовательного учреждения и задачи, которые оно призвано решать делать педагогический анализ ситуации в исполнительском классе в т.ч.с использования метода создания и анализа возникающих проблемных ситуаций пользоваться теоретическими знаниями из области музыкальной педагогики в педагогической практике вести методическую работу, привлекая литературу широкой направленности |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | способностью осуществлять педагогическую работу в условиях образовательной организации организацией образовательного процесса с учетом базовых основ методики педагогики и психологии основными приемами педагогического воздействия необходимыми навыками организаторской деятельности как при проведении работы в классе, так и во внеучебной деятельности |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Введение. | ||||||
1.1. | Методика как предмет; единство методики, педагогики и психологии. | Лекции | 3 | 1 | ПК-19 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.2. | О методе работы с учениками. Роль индивидуального подхода.Особенности системы музыкального образования. | Лекции | 3 | 1 | ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.3. | Единство методики, педагогики и психологии. | Практические | 3 | 2 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
1.4. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 8 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 2. Музыкальные способности и их роль в процессе обучения | ||||||
2.1. | Природные данные.Музыкальный слух.Музыкальный ритм.Музыкальная память | Лекции | 3 | 2 | ПК-19 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.2. | Организация процесса обучения с учётом природных музыкальных данных. | Практические | 3 | 2 | ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
2.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 3. Работа над постановкой. | ||||||
3.1. | Проблемы общей постановки. Постановка левой руки.Постановка правой руки. | Лекции | 3 | 2 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.2. | Работа над первоначальной постановкой учащегося. | Практические | 3 | 2 | ПК-19 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
3.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 4. Работа над звуком. | ||||||
4.1. | Звукоизвлечение.Вибрация.Интонация.Динамика.Фразировка. | Лекции | 3 | 2 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.2. | Звукоизвлечение. Вибрация. Интонация. Динамика. Фразировка. | Практические | 3 | 2 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
4.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 3 | 10 | ПК-19 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 5. Работа над техникой. | ||||||
5.1. | Техника левой руки.Аппликатура.Техника правой руки. Штрихи | Лекции | 4 | 1 | ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.2. | Работа над техникой рук. | Практические | 4 | 1 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.3. | Роль ритмической организации при работе над техникой | Лекции | 4 | 1 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.4. | Подбор инструктивного материала для отработки различных техник исполнения на струнных инструментах. | Практические | 4 | 1 | ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.5. | Подготовка доклада по темам, предложенным преподавателем дисциплины, в рамках изученного материала. | Сам. работа | 4 | 8 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 6. Работа с детским коллективом. | ||||||
6.1. | Система педагогических занятий с учащимися. Работа с детским коллективом. | Лекции | 4 | 1 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.2. | Система педагогических и самостоятельных занятий на начальном этапе обучения. Особенности коллективного обучения. | Практические | 4 | 1 | ПК-19 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
6.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 7. Вопросы музыкального исполнительства. | ||||||
7.1. | Принципы изучения музыкального произведения.О субъективном и объективном в исполнительском искусстве. | Лекции | 4 | 1 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.2. | Вопросы музыкального исполнительства. | Практические | 4 | 1 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.3. | Камерный ансамбль.Оркестровое исполнительство. | Лекции | 4 | 1 | ПК-19 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.4. | Особенности ансамблевого и оркестрового исполнительства. | Практические | 4 | 1 | ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.5. | Эстрадное волнение. | Лекции | 4 | 1 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.6. | Психологическая подготовка к выступлению. | Практические | 4 | 1 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.7. | Чтение с листа. | Лекции | 4 | 1 | ПК-19 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.8. | Чтение с листа как специфический навык исполнительства. | Практические | 4 | 1 | ПК-22 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
7.9. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
Раздел 8. Анализ методической литературы. | ||||||
8.1. | Исторические этапы развития методики. | Лекции | 4 | 1 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.2. | Обзор и анализ отечественной и зарубежной литературы по методике. | Практические | 4 | 1 | ПК-24 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
8.3. | Изучение основной и дополнительной литературы. | Сам. работа | 4 | 10 | ПК-28 | Л3.1, Л1.2, Л2.1, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см.приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Гончарук А. Ю. | Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов | Директ-Медиа, 2017 | biblioclub.ru |
Л1.2 | Цыпин Г.М. | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Федорович Е. Н., Тихонова Е. В. | Основы музыкальной психологии: Учебники и учебные пособия для ВУЗов | Директ-Медиа, 2014 | biblioclub.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Торопова А.В. | МУЗЫКАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 4-е изд., испр. и доп. Учебник для бакалавриата и магистратуры: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | http://www.ru.wikipedia.org | |||
Э2 | http://www.forumklassika.ru | |||
Э3 | http://www.mosconsv.ru | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
004Д | специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт. |
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
Вслед за аудиторным изучением темы, совместно с преподавателем, необходима последующая самостоятельная проработка тематических материалов и заданий. Важной частью является дальнейшее развитие и совершенствование умений и навыков в овладении письменной речью – конспектирования, составление выступления по вопросам семинара, реферирование рекомендуемой литературы, письменное изложение мыслей в соответствии с составленным планом. Студенты должны уметь самостоятельно подготовить предлагаемые вопросы, свободно ориентироваться в изучаемой теме, выработать свою аргументированную позицию, опираясь на научный материал. |