МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Народное творчество

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 72
Виды контроля по семестрам
зачеты: 5

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 3 (5) Итого
Недель 18
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 18 18 18 18
Практические 18 18 18 18
Сам. работа 72 72 72 72
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Народное творчество

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих историческим мышлением, знанием о народном музыкальном творчестве восточных славян, народов России в его текстовом и видовом разнообразии
формирование представлений о практическом применении знаний, полученных в курсе народного музыкального творчества, в дальнейшей профессиональной деятельности

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОПК-3 способностью применять теоретические знания в профессиональной деятельности, постигать музыкальное произведение в культурно-историческом контексте
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.закономерности музыкально-исторического процесса, его периодизацию
народное и композиторское творчество в культурно-историческом контексте
3.2.Уметь:
3.2.1.рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.навыками комплексного анализа музыки, включая собственно музыкально-теоретические проблемы и проблемы истории, хронологии, эстетики

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Традиционная культура и музыкальный фольклор.
1.1. Введение. Понятие народного музыкального творчества. Традиционная картина мира. Специфика музыкального фольклора. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
1.2. Чтение основной и дополнительной литературы. Подготовка докладов. Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
1.3. История собирания и изучения русской народной музыки. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
1.4. Чтение основной и дополнительной литературы. Подготовка сообщений. Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
Раздел 2. Русский музыкальных фольклор в контексте традиционной культуры.
2.1. Жанровый состав музыкального фольклора восточных славян. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.2. Календарные обряды и песни. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.3. Чтение основной и дополнительной литературы. Изучение обрядов и прослушивание песен ранневесеннего, пасхального, троицко-купальского, жатвенного,святочного и масленичного периодов. Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.4. Обряды и песни жизненного цикла. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.5. Чтение основной и дополнительной литературы. Изучение обрядов и прослушивание песен жизненного цикла. Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.6. Русский музыкальный эпос. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.7. Чтение основной и дополнительной литературы. Прослушивание образцов русского народного эпоса. Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.8. Лирическая песня. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.9. Чтение основной и дополнительной литературы. Прослушивание образцов лирических песен, представляющих различные региональные традиции. Подготовка докладов. Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.10. Инструментальная музыка. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.11. Чтение основной и дополнительной литературы. Прослушивание образцов инструментальной музыки различных жанров. Подготовка сообщений. Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.12. Музыка трудовых будней и народных праздников. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
2.13. Чтение основной и дополнительной литературы. Прослушивание образцов музыки трудовых будней и народных праздников. Сам. работа 5 6 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
Раздел 3. Поэтика народного музыкального творчества.
3.1. Народная песня как система. Уровни организации народной песни. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.2. Чтение основной и дополнительной литературы. Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.3. Особенности народного стихосложения. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.4. Чтение основной и дополнительной литературы. Анализ формы поэтических текстов народных песен по нотам и аудиозаписям. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.5. Ритмическая организация произведений музыкального фольклора. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.6. Чтение основной и дополнительной литературы. Анализ форм поэтических текстов и типов стихосложения в народных песнях по нотам и аудиозаписям. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.7. Типы музыкально-ритмической организации фольклорных напевов. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.8. Чтение основной и дополнительной литературы. Анализ форм поэтических текстов, типов стихосложения, составление слоговых музыкально-ритмических форм по нотам и аудиозаписям. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.9. Звуковысотная организация произведений музыкального фольклора. Народное многоголосие. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.10. Чтение основной и дополнительной литературы. Анализ мелодической композиции народных напевов. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.11. Ладовое строение народной песни. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
3.12. Чтение основной и дополнительной литературы. Анализ звуковысотной организации напевов на всех уровнях по нотам и аудиозаписи. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
Раздел 4. Народная культура Сибири
4.1. Традиционная культура региона. Древние праздники Сибири. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
4.2. Чтение основной и дополнительной литературы. Прослушивание и анализ образцов сибирского фольклора. Подготовка сообщений. Сам. работа 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
4.3. Современный праздничный календарь Сибири. Лекции 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
4.4. Чтение основной и дополнительной литературы. Прослушивание и анализ образцов сибирского фольклора.Подготовка докладов. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
4.5. Особенности сибирской фольклорной традиции. Практические 5 2 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2
4.6. Чтение основной и дополнительной литературы. Прослушивание и анализ образцов сибирского фольклора. Сам. работа 5 4 ОПК-3 Л3.1, Л1.3, Л1.1, Л2.2, Л2.3, Л2.4, Л2.5, Л2.1, Л1.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 2 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
Л1.2 Татаринова Т.Л. Народное музыкальное творчество : учебное пособие : Учебное пособие для Вузов Издательство Нижегородской консерватории, 2016 biblioclub.ru
Л1.3 Соколов Ю. М. ; под науч. ред. Аникина В.П. РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО) В 2 Ч. ЧАСТЬ 1 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Дранникова Н. В. Русский фольклор: Учебники и учебные пособия для ВУЗов САФУ, 2014 biblioclub.ru
Л2.2 Плохотнюк Т.Г., Тулякова Е.И. Устное народное творчество. В 4 ч. Ч. 2: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
Л2.3 Плохотнюк Т.Г., Тулякова Е.И. Устное народное творчество. В 4 ч. Ч. 3: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
Л2.4 Плохотнюк Т.Г., Тулякова Е.И. Устное народное творчество. В 4 ч. Ч. 4: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
Л2.5 Плохотнюк Т.Г., Тулякова Е.И. Устное народное творчество. В 4 ч. Ч. 1: Учебные пособия Издательство "ФЛИНТА", 2012 e.lanbook.com
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Иванов В. В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 5. Мифология и фольклор: М.: Знак // ЭБС «Университетская библиотека online», 2017, 2009 biblioclub.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Русский фольклор www.rusfolklor.ru/
Э2 Путеводитель по миру фольклора «ФолкИнфо» www.folkinfo.ru/
Э3 Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» www.feb-web.ru/
Э4 Русский фольклор в современных записях www.folk.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В процессе изучения дисциплины большое внимание уделяется самостоятельной работе студентов, особенно при подготовке к практическим занятиям. Качество самостоятельной работы во многом определяется эффективной организацией работы, которая может быть достаточно индивидуальной.
Самостоятельная работа студентов предусматривает следующие формы учебной деятельности:
• изучение научной литературы (как рекомендованной, так и найденной самостоятельно) для освоения содержания курса;
• подготовку сообщений и докладов по темам курса;
• прослушивание музыкально-фольклорных произведений;
• аналитическую работу с музыкальными текстами.
Самостоятельную подготовку к практическим занятиям необходимо начинать с изучения рекомендованной литературы к конкретному занятию. При всей полноте конспектирования лекции в ней невозможно изложить весь материал из-за лимита аудиторных часов. Поэтому самостоятельная работа с учебниками, учебными пособиями, научной, справочной литературой, материалами периодических изданий и Интернета является наиболее эффективным методом получения дополнительных знаний, позволяет значительно активизировать процесс овладения информацией, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала. При работе с литературой необходимо уметь выделять главное. При изучении каждой темы рекомендуется составлять конспект, чтобы наглядно систематизировать знания и классифицировать всевозможные сведения фактологического, теоретического и исторического порядка.
Важную роль в изучении дисциплины играет самостоятельное прослушивание студентами фольклорной музыки. Оно должно быть активным, а не пассивным – для студента важно не только услышать и получить представление о звучании произведения, но и дать ему характеристику, используя приобретенные навыки специфического фольклорного анализа.
Методические рекомендации при анализе музыкально-фольклорных произведений и жанров музыкального фольклора.
1. Анализ ритмической формы напева и запись слоговой музыкально-ритмической формы песни.
Первым этапом такого анализа является определение композиционной единицы песенной формы (фраза, стих, строфа). На втором этапе нужно составить слоговую музыкально-ритмическую форму напева. Для этого нужно суммировать длительности, которые приходятся на один слог текста, выровнять пунктиры, исполнительские «вольности», а также учесть длительности пауз. Последним этапом работы станет тактировка напева. Если анализ ритмической формы выполняется по аудиозаписи, то текст следует проскандировать в том ритме, в котором он прозвучал. Ориентироваться следует выделенные на слух цезуры или ритмические акценты, членящие форму напева.
2. Анализ звуковысотного строения напевов. На начальном этапе следует выполнить членение песенной формы на мелодические ячейки, после чего в каждой из них проанализировать звукоряды и опорные тоны. Следующий этап – соотнесение побочных опор ячеек с финальным тоном композиционной единицы формы (главной опорой) и выявление ладового остова песни.