МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Оркестровые трудности

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость16 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-23-2019
Часов по учебному плану 576
в том числе:
аудиторные занятия 56
самостоятельная работа 500
контроль 20
Виды контроля по курсам
диф. зачеты: 1, 2, 3, 4, 5

Распределение часов по курсам

Курс 1 2 3 4 5 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 8 8 12 12 12 12 12 12 12 12 56 56
Сам. работа 132 132 92 92 56 56 164 164 56 56 500 500
Часы на контроль 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 20 20
Итого 144 144 108 108 72 72 180 180 72 72 576 576

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Оркестровые трудности

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.подготовить студентов к работе в профессиональных коллективах
развить у студентов оркестровое мышление
изучить оркестровый репертуар
развить художественный вкус студентов, расширить их музыкальный кругозор

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-10 готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства
ПК-26 способностью использовать индивидуальные методы поиска путей воплощения музыкального образа в работе над музыкальным произведением с обучающимся
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.художественно-исполнительские приемы при чтении с листа и транспонировании музыкального произведения
закономерности систематической работы, направленной на совершенствование исполнительского мастерства
основные термины и понятия теории музыкального содержания
возможности своего инструмента в достижении и воплощении музыкального образа
3.2.Уметь:
3.2.1.использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения при чтении с листа и транспонировании
пользоваться основными понятиями и терминами при анализе содержательной стороны произведений основных стилей
эффективно подобрать необходимые технические средства
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.чувством устойчивого ритма, единства темпа, характера звукоизвлечения при чтении нотного текста с листа и транспонировании
навыком систематической работы над совершенствованием исполнительскихприемов при чтении партии с листа и транспонировании
навыками семиотического анализа музыки и применения полученных результатов в своей исполнительской деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Адаптация студентов в оркестре
1.1. Приобретение навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 1 2 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.2. Развитие техники чтения с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 1 32 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 1 2 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 1 32 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 1 2 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 1 34 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 1 2 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
1.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 1 34 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Становление навыков игры в оркестре
2.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 2 2 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 2 30 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 2 2 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 2 30 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 2 4 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 2 32 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
2.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 2 4 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Развитие навыков игры в оркестре
3.1. Развитие навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 3 2 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.2. Чтение с листа несложных оркестровых партий Сам. работа 3 10 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 3 2 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 3 10 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Практические 3 4 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.6. Детальное изучение своих партий. Преодоление технических трудностей. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 3 24 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.7. Работа над обработками популярной музыки Практические 3 4 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
3.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 3 12 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Совершенствование навыков игры в оркестре
4.1. Совершенствование навыков чтения с листа в составе оркестра Практические 4 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.2. Чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 4 26 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 4 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 4 26 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Сам. работа 4 28 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 4 28 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.7. Работа над обработками популярной музыки Сам. работа 4 28 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
4.8. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 4 28 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Профессиональная игра в оркестре
5.1. Свободное чтение с листа в составе оркестра Сам. работа 5 8 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.2. Свободное чтение с листа оркестровых партий любой сложности Сам. работа 5 8 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.3. Аккомпанирование оркестра солистам Практические 5 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.4. Совершенствование ансамблевой игры в составе оркестра Сам. работа 5 10 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.5. Работа над произведениями классического концертного репертуара Сам. работа 5 10 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.6. Детальное изучение своих партий. Решение технических и художественных задач. Достижение чистоты интонирования, точности штрихов, ритма. Сам. работа 5 10 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.7. Усвоение специфики формы и жанра произведения. Подготовка к исполнению музыкальных произведений в различных акустических условиях. Сам. работа 5 10 ПК-10 Л3.1, Л2.1, Л1.1
5.8. Работа над обработками популярной музыки Практические 5 6 ПК-26 Л3.1, Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гончарук А. Ю. Музыкально-исполнительское искусство: Учебная литература для ВУЗов Директ-Медиа, 2017 biblioclub.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Борисова Е. Н., Глазкова Т. В. Профессиональное общение музыкантов: Учебники и учебные пособия для ВУЗов Согласие, 2015 biblioclub.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
Э4 Курс "Оркестровые трудности" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
Актовый зал Д концертный зал Учебная мебель на 500 посадочных мест; рабочее место преподавателя; рояль – 2 ед.; оркестровые пульты; дирижерский пульт; звукотехническое оборудование: микрофон кардиоидный подвесной конденсаторный Shure CVO-W/C – 3 шт.; микрофон петличный AUDIO TECHNICA ATR 35cW – 1 шт.; микшерная консоль цифровая ALLEN&HEATH QU32 с возможностью дистанционного управления – 1 шт.; радиомикрофон Shure Etvs/pg58 – 2шт.; радиомикрофон SENNHEISER EW 145-G3-B-X UHF – 1 шт.; монитор НК PR:О 12 м – 2 шт.; сабвуфер HK PR:О 15о – 4шт.; сателиты HK PR:О 8 – 12 шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для успешной работы в оркестровом коллективе, его участникам необходимо иметь общее представление об исполняемом сочинении, хорошо выучить партию и свободное владеть инструментом. На занятиях необходимо добиваться единства звучания, атаки звука, динамики и интонации с другими участниками коллектива. Целесообразно организовывать групповые репетиции, где особо должны ставится вопросы унификации звучания, единства аппликатуры, штрихов и динамики. Можно порекомендовать индивидуальную сдачу партий как концертмейстеру оркестра так и дирижёру.