МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Основы музыкального менеджмента

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияЗаочная
Общая трудоемкость6 ЗЕТ
Учебный планz53_03_02_МИИ-23-2019
Часов по учебному плану 216
в том числе:
аудиторные занятия 24
самостоятельная работа 183
контроль 9
Виды контроля по курсам
экзамены: 4

Распределение часов по курсам

Курс 4 Итого
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 12 12 12 12
Практические 12 12 12 12
Сам. работа 183 183 183 183
Часы на контроль 9 9 9 9
Итого 216 216 216 216

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Основы музыкального менеджмента

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.формирование базовых знаний об особенностях и закономерностях управления организациями в музыкальной сфере, умений и навыков самоорганизации и самообразования

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-6 готовностью к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.о роли музыканта-профессионала и значении его деятельности в социуме
3.2.Уметь:
3.2.1.ориентироваться как в сфере музыкального искусства, образования и науки, так и в смежных областях
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.профессиональной речью
искусством творческой переработки теоретических знаний для практической деятельности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Курс Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Основные функции музыкального менеджмента
1.1. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Генеральный директор и художественный руководитель: полномочия и сфера ответственности. Лекции 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
1.2. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Генеральный директор и художественный руководитель: полномочия и сфера ответственности. Практические 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
1.3. Планирование, организация, координация, мотивация, контроль. Генеральный директор и художественный руководитель: полномочия и сфера ответственности. Сам. работа 4 18 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 2. Классификация функций управления
2.1. Планирование, организация, распорядительство(административное командование), мотивация труда, руководство и координация действий отдельных исполнителей, контроль деятельности, оценка и корректировка принятых решений, подбор исполнителей и заключение контрактов. Лекции 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
2.2. Планирование, организация, распорядительство(административное командование), мотивация труда, руководство и координация действий отдельных исполнителей, контроль деятельности, оценка и корректировка принятых решений, подбор исполнителей и заключение контрактов. Практические 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
2.3. Планирование, организация, распорядительство(административное командование), мотивация труда, руководство и координация действий отдельных исполнителей, контроль деятельности, оценка и корректировка принятых решений, подбор исполнителей и заключение контрактов. Сам. работа 4 18 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 3. Системное управление развитием учреждения музыкального искусства и образования
3.1. Этапы развития стратегического управления: стратегия организации, стратегическое управление, стратегический маркетинг. Компоненты системы: цели, задачи, стратегия, структура, ресурсы, технология, люди. Виды управленческой практики: организация, анализ, проектирование, исследование. Лекции 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.2. Этапы развития стратегического управления: стратегия организации, стратегическое управление, стратегический маркетинг. Компоненты системы: цели, задачи, стратегия, структура, ресурсы, технология, люди. Виды управленческой практики: организация, анализ, проектирование, исследование. Практические 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
3.3. Этапы развития стратегического управления: стратегия организации, стратегическое управление, стратегический маркетинг. Компоненты системы: цели, задачи, стратегия, структура, ресурсы, технология, люди. Виды управленческой практики: организация, анализ, проектирование, исследование. Сам. работа 4 18 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 4. Типы и виды учреждений музыкального искусства и образования. Их особенности как обьектов управления
4.1. Условия жизнедеятельности учреждений образования и культуры. Внешняя среда учреждения. Особенности организационной структуры в зависимости от типа,вида и размера учреждения. Лекции 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
4.2. Условия жизнедеятельности учреждений образования и культуры. Внешняя среда учреждения. Особенности организационной структуры в зависимости от типа,вида и размера учреждения. Практические 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
4.3. Условия жизнедеятельности учреждений образования и культуры. Внешняя среда учреждения. Особенности организационной структуры в зависимости от типа,вида и размера учреждения. Сам. работа 4 18 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 5. Социально-психологические основы управления коллективом
5.1. Социально-психологические параметры коллектива как сложившейся группы: структура, нормы, сплоченность. Система управления персоналом: задачи, принципы построения. Лекции 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
5.2. Социально-психологические параметры коллектива как сложившейся группы: структура, нормы, сплоченность. Система управления персоналом: задачи, принципы построения. Практические 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
5.3. Социально-психологические параметры коллектива как сложившейся группы: структура, нормы, сплоченность. Система управления персоналом: задачи, принципы построения. Сам. работа 4 18 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 6. Менеджмент учреждений музыкального образования
6.1. Образовательное учреждение как открытая система. Взаимодействие учреждения с внешней средой. Планирование образовательного процесса. Управление содержанием и качеством образования. Понятие и структура образовательного стандарта. Образовательная программа и учебный план ОУ. Управление содержанием и качеством образования в сфере искусства. Контроль знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся как специфическая управленческая деятельность. Лекции 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
6.2. Образовательное учреждение как открытая система. Взаимодействие учреждения с внешней средой. Планирование образовательного процесса. Управление содержанием и качеством образования. Понятие и структура образовательного стандарта. Образовательная программа и учебный план ОУ. Управление содержанием и качеством образования в сфере искусства. Контроль знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся как специфическая управленческая деятельность. Практические 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
6.3. Образовательное учреждение как открытая система. Взаимодействие учреждения с внешней средой. Планирование образовательного процесса. Управление содержанием и качеством образования. Понятие и структура образовательного стандарта. Образовательная программа и учебный план ОУ. Управление содержанием и качеством образования в сфере искусства. Контроль знаний, умений, навыков и уровня развития учащихся как специфическая управленческая деятельность. Сам. работа 4 18 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 7. Концертный менеджмент
7.1. Управление творческим проектом в сфере музыкального искусства. Сферы применения проектов: коммерческие, некоммерческие проекты. Проблема музыкального менеджмента: механизмы поддержки в неприбыльных сферах. Публика как социальная общность и ее специфика. Психологические ориентиры публики. Репертуарная политика концертной организации. Режиссура концертных программ. Себестоимость культурных услуг. Ценообразование в концертной деятельности. Менеджмент музыкальных продуктов в средствах массовых коммуникаций: телевидение, радиовещание, интернет-вещание. Анализ культурной ситуации в регионе (городе). Лекции 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
7.2. Управление творческим проектом в сфере музыкального искусства. Сферы применения проектов: коммерческие, некоммерческие проекты. Проблема музыкального менеджмента: механизмы поддержки в неприбыльных сферах. Публика как социальная общность и ее специфика. Психологические ориентиры публики. Репертуарная политика концертной организации. Режиссура концертных программ. Себестоимость культурных услуг. Ценообразование в концертной деятельности. Менеджмент музыкальных продуктов в средствах массовых коммуникаций: телевидение, радиовещание, интернет-вещание. Анализ культурной ситуации в регионе (городе). Практические 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
7.3. Управление творческим проектом в сфере музыкального искусства. Сферы применения проектов: коммерческие, некоммерческие проекты. Проблема музыкального менеджмента: механизмы поддержки в неприбыльных сферах. Публика как социальная общность и ее специфика. Психологические ориентиры публики. Репертуарная политика концертной организации. Режиссура концертных программ. Себестоимость культурных услуг. Ценообразование в концертной деятельности. Менеджмент музыкальных продуктов в средствах массовых коммуникаций: телевидение, радиовещание, интернет-вещание. Анализ культурной ситуации в регионе (городе). Сам. работа 4 18 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 8. Менеджмент фестиваля(конкурса)
8.1. Фестивальная команда: оргкомитет и волонтеры. Распределение функций, уровни руководства. Информационное обеспечение (разработка буклетов и программок, реклама, работа со СМИ, создание информационных поводов и событий). Фестиваль как уникальное событие. Формирование брэнда. Репутация фестиваля как стратегический ресурс. Пресс-служба фестиваля. Роль прессы в формировании репутации фестиваля. Принципы отбора участников. Выбор площадок. Музыкальные конкурсы как эффективный инструмент продвижения артиста (коллектива). Лекции 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
8.2. Фестивальная команда: оргкомитет и волонтеры. Распределение функций, уровни руководства. Информационное обеспечение (разработка буклетов и программок, реклама, работа со СМИ, создание информационных поводов и событий). Фестиваль как уникальное событие. Формирование брэнда. Репутация фестиваля как стратегический ресурс. Пресс-служба фестиваля. Роль прессы в формировании репутации фестиваля. Принципы отбора участников. Выбор площадок. Музыкальные конкурсы как эффективный инструмент продвижения артиста (коллектива). Практические 4 1 ОК-6 Л2.1, Л1.1
8.3. Фестивальная команда: оргкомитет и волонтеры. Распределение функций, уровни руководства. Информационное обеспечение (разработка буклетов и программок, реклама, работа со СМИ, создание информационных поводов и событий). Фестиваль как уникальное событие. Формирование брэнда. Репутация фестиваля как стратегический ресурс. Пресс-служба фестиваля. Роль прессы в формировании репутации фестиваля. Принципы отбора участников. Выбор площадок. Музыкальные конкурсы как эффективный инструмент продвижения артиста (коллектива). Сам. работа 4 18 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 9. Продюсер как автор идеи проекта
9.1. Креативность и лидерство. Составляющие работы продюсера: разработка концепции, менеджмент проекта, PR- кампания, маркетинговые технологии, финансовое обеспечение, творческие функции. Роли продюсера: креативный директор, руководитель, предприниматель, информационный агент, прогнозист. Лекции 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
9.2. Креативность и лидерство. Составляющие работы продюсера: разработка концепции, менеджмент проекта, PR- кампания, маркетинговые технологии, финансовое обеспечение, творческие функции. Роли продюсера: креативный директор, руководитель, предприниматель, информационный агент, прогнозист. Практические 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
9.3. Креативность и лидерство. Составляющие работы продюсера: разработка концепции, менеджмент проекта, PR- кампания, маркетинговые технологии, финансовое обеспечение, творческие функции. Роли продюсера: креативный директор, руководитель, предприниматель, информационный агент, прогнозист. Сам. работа 4 19 ОК-6 Л2.1, Л1.1
Раздел 10. Управление творческим проектом
10.1. Формальное управление проектом: экономические (гонорара, премирование заработная плата) и организационные (заключение контракта, регламент взаимодействия), методы управления и стимулирования труда. Неформальное управление проектом: социально- психологические методы (убеждение, моральное стимулирование, личный пример и т.д.). Лекции 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
10.2. Формальное управление проектом: экономические (гонорара, премирование заработная плата) и организационные (заключение контракта, регламент взаимодействия), методы управления и стимулирования труда. Неформальное управление проектом: социально- психологические методы (убеждение, моральное стимулирование, личный пример и т.д.). Практические 4 2 ОК-6 Л2.1, Л1.1
10.3. Управление творческим проектом. Формальное управление проектом: экономические (гонорара, премирование заработная плата) и организационные (заключение контракта, регламент взаимодействия), методы управления и стимулирования труда. Неформальное управление проектом: социально- психологические методы (убеждение, моральное стимулирование, личный пример и т.д.). Сам. работа 4 20 ОК-6 Л2.1, Л1.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Афоничкин, А. И. Основы менеджмента : учебник для академического бакалавриата Юрайт, 2018 www.biblio-online.ru/book/ACA1DFD7-E85F-4809-851F-207EBF9271F9
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. МУЗЫКА И ДРУГИЕ ИСКУССТВА. Монография: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 http://www.lookatme.ru/mag/how-to/jobs/196673-music-manager
Э2 http://www.lexamusic.com/artist-management/
Э3 http://www.twirpx.com/files/scst/management/
Э4 Курс "Основы музыкального менеджмента" в Moodle portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
Информационная справочная система:
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
004Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 12 посадочных мест, рабочее место преподавателя; доска мелова 1 шт., пианино – 1 ед., сейф для хранения музыкальных инструментов – 2шт.

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Дисциплина «Основы музыкального менеджмента» направлена на формирование у будущих бакалавров организационно-управленческих знаний, умений, навыков как структурно- функционального компонента единой системы музыкально-педагогической профессии, позволяет сформировать всестороннюю готовность к многоплановой профессиональной деятельности в различных организациях, учреждениях, творческих коллективах.
В результате освоения данной дисциплины от студентов ожидается демонстрация ими: понимания основ управления в сфере культуры искусства и образования, методики и практики его реализации, видения основных закономерностей руководства творческим коллективом или образовательным учреждением; системного комплекса всесторонне сформированных организационно-управленческих знаний, умений, способностей, применяемых в научно-аналитической, учебной, исполнительской и педагогической практике в области музыкального искусства, культуры и образования; навыков самостоятельного анализа исторической, искусствоведческой, научно-методической, экономической, социологической литературы, составления программ, планов, разработки стратегий, творческих проектов, оперирования комплексами и отдельными методами и приемами обучения, воспитания и развития в процессе реализации организационно-управленческого опыта.
Самостоятельная работа студента является обязательной и основной формой самообразования.В рамках самостоятельной работы студент: осуществляет теоретическое изучение научно-методической, публицистической литературы и документации; осваивает информационные, мультимедийные технологии, компьютерное программное обеспечение; разрабатывает творческие и учебные проекты, подготавливает презентации, готовится к выступлениям на семинарах, научно-практических конференциях.
В результате самостоятельной работы у студента должен динамично совершенствоваться комплекс знаний, умений, навыков, способностей общекультурного, общеинтеллектуального, общепрофессионального, а также узкопрофессионального профильного характера.Контроль за процессом и результатами самостоятельной работы студента осуществляется преподавателем дисциплины;Результаты самостоятельной работы представляются на практических занятиях по дисциплине.