МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение и анализ партитур

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость4 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 144
в том числе:
аудиторные занятия 36
самостоятельная работа 108
Виды контроля по семестрам
диф. зачеты: 4

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) 2 (4) Итого
Недель 18 18
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 36 36
Сам. работа 54 54 54 54 108 108
Итого 72 72 72 72 144 144

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Чтение и анализ партитур

разработана в соответствии с ФГОС:
по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2016 № 1010; зарегистрирован Минюстом России от 26.08.2016г., № 43448

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой засл. деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение общей музыкальной культуры студентов, знакомство их с лучшими образцами народного творчества, русской и зарубежной классикой, с произведениями отечественных композиторов
обучение студентов приемам исполнения на фортепиано оркестровых партитур и развитие навыков технологического анализа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.03

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста
ПК-15 способностью применять теоретические знания в музыкально-исполнительской деятельности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.профессиональную терминологию
выразительные и технические возможности оркестровых инструментов
специфику репетиционной работы по группам и общего состава
особенности чтения с листа и закономерности транспонирования
3.2.Уметь:
3.2.1.читать с листа и анализировать музыкальный материал
использовать знание законов акустики в музыкальном исполнительстве
читать с листа и транспонировать музыкальные произведения в соответствии с программными требованиями
использовать технические навыки и приемы для грамотной интерпретации нотного текста при чтении с листа и транспонировании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.разнообразными исполнительскими приемами
навыками ухода за музыкальными инструментами и их ремонта
чтением с листа музыкальных произведений разных жанров и форм
средствами музыкальной выразительности при расшифровке авторского текста

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Характеристики оркестровых партитур.
1.1. Партитура, виды партитур, партитурная запись. Изложение партий инструментов и групп оркестра в партитуре. Практические 3 4 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 6 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Цели и задачи курса чтения оркестровых партитур. Составы оркестров. Составы инструментальных ансамблей. Характеристика музыкальных инструментов и оркестровых групп, их роль в оркестре. Практические 3 2 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Фактура, типы фактур. Гомофонический тип изложения музыкального материала. Фактура мелодическая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Полифонический тип изложения музыкального материала. Подголосочная полифония, имитационная полифония. Контрастная полифония. Смешанная фактура. Практические 3 2 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 8 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Сведения о компонентах музыкальной ткани произведения. Оркестровые функции: функция мелодии, функциональный бас, гармоническая фигурация, оркестровая педаль, контрапункт. Оркестровый план. Практические 3 2 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 8 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Роль тембров, штрихов, регистров инструментов и групп в оркестре. Способы чтения оркестровых партитур на фортепиано и методы анализа партитур. Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 8 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Определение фактуры аккомпанемента. Способы проигрывания на фортепиано. Гармонический анализ. Практические 3 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.12. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 8 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.13. Музыкальная форма, фактура. Взаимоотношение оркестровых групп и голосов. Оркестровые функции, тональный, динамический план. Оркестровый план, кульминации. Правила оформления нотного текста в партитуре. Практические 3 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.14. Анализ оркестровых партитур. Изучение нотации оркестровых партитур. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 3 8 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Приемы исполнения оркестровых партитур на фортепиано.
2.1. Приемы исполнения оркестровой партитуры на фортепиано. Способы переложения оркестровой партитуры для фортепиано. Практические 4 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Чтение оркестровой партитуры по голосам. Соблюдение штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 4 8 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Фактура, оркестровые функции, приемы игры, регистры, удвоения. Правила записи. Практические 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Чтение оркестровой партитуры по голосам. Соблюдение штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 4 8 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Способы изложения музыкального материала. Характеристика инструментов, приемов игры. Правила записи нотного материала. Способы исполнения на фортепиано. Гармонический анализ. Практические 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Чтение оркестровой партитуры по голосам. Соблюдение штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 4 8 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Форма музыкального произведения, фактура, оркестровые функции. Кульминации. Регистры, штрихи, тембры инструментов и оркестровых групп. Практические 4 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Чтение оркестровой партитуры по голосам. Соблюдение штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 4 10 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Динамический план. Оркестровый план. Практическое освоение способов переложения оркестровых партитур для фортепиано. Практические 4 2 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Чтение оркестровой партитуры по голосам. Соблюдение штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 4 10 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Партитура для симфонического оркестра. Состав оркестра. Транспонирующие инструменты оркестра. Характеристики всех инструментов и групп симфонического оркестра. Приемы игры симфонической партитуры на фортепиано. Практические 4 4 ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Чтение оркестровой партитуры по голосам. Соблюдение штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с партитурой в руках. Сам. работа 4 10 ПК-15 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см.приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
117Д специализированная учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; пианино; дирижерская подставка; дирижерский пюпитр
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В программе главное место отводится вопросом технологического изучения оркестровой ткани и навыкам фортепианного исполнения партитур. Одним из методов,применяемых в учебной практике, является предварительный анализ, сочетающийся с проигрыванием на фортепиано основных фактурных элементов партитуры. Кроме того, анализируя оркестровую партитуру, нужно разобраться в динамическом плане, раскрыть, какими средствами достигается динамическая кульминация. Таким образом, знания, логика мышления, развитая профессионально речь студента в сочетании с навыками фортепианного чтения оркестровых партитур становятся важными профессиональными качеcтвами музыканта-будущего дирижера коллектива, педагога, исполнителя.