МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Чтение с листа и транспонирование

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройНET (реорганизована) 61
Направление подготовки53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость24 ЗЕТ
Учебный план53_03_02_МИИ-4-2019
Часов по учебному плану 864
в том числе:
аудиторные занятия 144
самостоятельная работа 693
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 8
диф. зачеты: 2, 4, 6

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) 1 (2) 2 (3) 2 (4) 3 (5) 3 (6) 4 (7) 4 (8) Итого
Недель 18 18 18 18 18 18 17,829999923706 15
Вид занятий УПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПДУПРПД
Практические 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 18 144 144
Сам. работа 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90 90 63 63 693 693
Часы на контроль 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 108 864 864

Программу составил(и):

Рецензент(ы):

Рабочая программа дисциплины
Чтение с листа и транспонирование

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство (уровень бакалавриата) (приказ Минобрнауки России от 11.08.2016г. №1010)

составлена на основании учебного плана:
53.03.02 Музыкально-инструментальное искусство
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

НET (реорганизована) 61

Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.повышение общей музыкальной культуры студентов, знакомство их с лучшими образцами музыкального творчества, русской и зарубежной классикой, с произведениями современных отечественных композиторов
обучение студентов приемам исполнения на фортепиано оркестровых партитур и развитие навыков беглого технологического анализа

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-5 готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста
ПК-10 готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства
ПК-20 способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности
ПК-23 способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.специальную музыкальную терминологию
основы психологии музыкального восприятия
особенности чтения с листа и закономерности транспонирования
3.2.Уметь:
3.2.1.грамотно исполнять партии аккомпанементов с листа
использовать технические навыки и приемы для грамотной интерпретации нотного текста при чтении с листа и транспонировании
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм
навыки систематической работы над совершенствованием исполнительских приемов при чтении партии с листа и транспонировании

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Чтение с листа и транспонирование вокального репертуара
1.1. Чтение с листа и транспонирование романсов русских композиторов Практические 1 10 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.2. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 1 44 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.3. Чтение с листа и транспонирование романсов зарубежных композиторов Практические 1 8 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.4. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с клавиром. Сам. работа 1 46 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.5. Фактура, типы фактур. Гомофонический тип изложения музыкального материала. Фактура мелодическая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Полифонический тип изложения музыкального материала. Подголосочная полифония, имитационная полифония. Контрастная полифония. Смешанная фактура. Практические 2 8 ПК-5, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.6. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 2 44 ПК-5, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.7. Сведения о компонентах музыкальной ткани произведения: мелодия, функциональный бас, гармоническая фигурация, педаль, контрапункт, тональный план. Практические 2 10 ПК-10, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.8. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 2 46 ПК-10, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.9. Роль тембров, штрихов, регистров. Способы чтения и транспонирования и методы анализа произведения. Практические 3 8 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.10. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 3 44 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.11. Определение фактуры аккомпанемента. Гармонический анализ произведения. Практические 3 10 ПК-20, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.12. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 3 46 ПК-20, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.13. Музыкальная форма, фактура. Голосоведение, функции, тональный, динамический план, кульминации. Практические 4 8 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
1.14. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 4 44 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
Раздел 2. Чтение с листа и транспонирование инструментального репертуара
2.1. Чтение с листа и транспонирование аккомпанементов для струнных инструментов и фортепиано Практические 4 10 ПК-10, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.2. Чтение партии аккомпенемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с клавиром. Сам. работа 4 46 ПК-10, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.3. Чтение с листа и транспонирование инструментального репертуара (духовые инструменты) Практические 5 18 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.4. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 5 90 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.5. Способы прочтения музыкального материала, выбор приемов игры. Гармонический анализ. Практические 6 18 ПК-10, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.6. Чтение и транспонирование партии с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 6 90 ПК-10, ПК-20 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.7. Форма музыкального произведения, фактура, функциональные связи,кульминационные зоны. Регистры, штрихи, тембры. Практические 7 18 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.8. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 7 90 ПК-10, ПК-5 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.9. Динамический план. Практическое освоение способов переложения оркестровых партитур для фортепиано. Практические 8 8 ПК-5, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.10. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 8 30 ПК-5, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.11. Чтение и транспониррование аккомпанементов инструментальных произведений (инструменты народного оркестра) Практические 8 10 ПК-5, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1
2.12. Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. Сам. работа 8 33 ПК-5, ПК-23 Л1.1, Л2.1, Л3.1

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
см. приложение
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
не предусмотрены
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации
см. приложение

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Скребков С.С. АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Цыпин Г.М. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО М.:Издательство Юрайт, 2018 biblio-online.ru
6.1.3. Дополнительные источники
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л3.1 Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари Издательство "ФЛИНТА", 2014 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 https://imslp.org/
Э2 http://notes.tarakanov.net/
Э3 http://www.notarhiv.ru/
6.3. Перечень программного обеспечения
Microsoft Office
Microsoft Windows
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/).
Профессиональные базы данных:
1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com);
2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/);
3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru)

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
303Д читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу)
120Д специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для реализации полученных знаний в игровой практике в музыкальных произведениях различных стилей и жанров необходимо совершенствовать навык чтения с листа и транспонирования нотных текстов в различные тональности. Следует регулярно обращаться к обширному корпусу музыкально-нотной литературы с тем, чтобы расширять кругозор, развивать исполнительские навыки чтения незнакомых музыкальных текстов с листа, транспонирования музыкальных сочинений в иные тональности на разные интервалы, что может пригодиться в производственной практике.