Закреплена за кафедрой | НET (реорганизована) 61 |
---|---|
Направление подготовки | 53.03.02. Музыкально-инструментальное искусство |
Форма обучения | Заочная |
Общая трудоемкость | 24 ЗЕТ |
Учебный план | z53_03_02_МИИ-23-2019 |
|
|
Распределение часов по курсам
Курс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | Итого | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД | УП | РПД |
Практические | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 8 | 40 | 40 |
Сам. работа | 204 | 204 | 132 | 132 | 132 | 132 | 168 | 168 | 168 | 168 | 804 | 804 |
Часы на контроль | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 20 | 20 |
Итого | 216 | 216 | 144 | 144 | 144 | 144 | 180 | 180 | 180 | 180 | 864 | 864 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
НET (реорганизована) 61
Протокол от 25.06.2019 г. № 11
Заведующий кафедрой Засл.деятель искусств РФ, проф. Корниенко Н.А.
1.1. | повышение общей музыкальной культуры студентов, знакомство их с лучшими образцами музыкального творчества, русской и зарубежной классикой, с произведениями современных отечественных композиторов обучение студентов приемам исполнения на фортепиано оркестровых партитур и развитие навыков технологического анализа |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.01.04 |
ПК-5 | готовностью к овладению музыкально-текстологической культурой, к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского) нотного текста |
ПК-10 | готовностью к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего исполнительского мастерства |
ПК-20 | способностью овладевать необходимым комплексом общепедагогических, психолого-педагогических знаний, представлений в области музыкальной педагогики, психологии музыкальной деятельности |
ПК-23 | способностью воспитывать у обучающихся потребность в творческой работе над музыкальным произведением |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | специальную музыкальную терминологию основы психологии музыкального восприятия особенности чтения с листа и закономерности транспонирования |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | грамотно исполнять партии аккомпанементов с листа использовать технические навыки и приемы для грамотной интерпретации нотного текста при чтении с листа и транспонировании |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | чтения с листа музыкальных произведений разных жанров и форм навыки систематической работы над совершенствованием исполнительских приемов при чтении партии с листа и транспонировании |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Курс | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. Чтение с листа и транспонирование вокального репертуара | ||||||
1.1. | Чтение с листа и транспонирование романсов русских композиторов | Практические | 1 | 4 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.2. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 1 | 102 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.3. | Чтение с листа и транспонирование романсов зарубежных композиторов | Практические | 1 | 4 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.4. | Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с клавиром. | Сам. работа | 1 | 102 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.5. | Фактура, типы фактур. Гомофонический тип изложения музыкального материала. Фактура мелодическая, аккордовая, гомофонно-гармоническая. Полифонический тип изложения музыкального материала. Подголосочная полифония, имитационная полифония. Контрастная полифония. Смешанная фактура. | Практические | 2 | 4 | ПК-10, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.6. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 2 | 66 | ПК-10, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.7. | Сведения о компонентах музыкальной ткани произведения: мелодия, функциональный бас, гармоническая фигурация, педаль, контрапункт, тональный план. | Практические | 2 | 4 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.8. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 2 | 66 | ПК-10, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.9. | Роль тембров, штрихов, регистров. Способы чтения и транспонирования и методы анализа произведения. | Практические | 3 | 4 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.10. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 3 | 66 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.11. | Определение фактуры аккомпанемента. Гармонический анализ произведения. | Практические | 3 | 4 | ПК-20, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.12. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 3 | 66 | ПК-20, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.13. | Музыкальная форма, фактура. Голосоведение, функции, тональный, динамический план, кульминации. | Практические | 4 | 4 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
1.14. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 4 | 84 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
Раздел 2. Чтение с листа и транспонирование инструментального репертуара | ||||||
2.1. | Чтение с листа и транспонирование аккомпанементов для струнных инструментов и фортепиано | Практические | 4 | 4 | ПК-10, ПК-20 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.2. | Чтение партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений в оригинальном звучании с клавиром. | Сам. работа | 4 | 84 | ПК-10, ПК-20 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.3. | Чтение с листа и транспонирование инструментального репертуара (духовые инструменты) | Практические | 5 | 1 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.4. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 5 | 32 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.5. | Способы прочтения музыкального материала, выбор приемов игры. Гармонический анализ. | Практические | 5 | 1 | ПК-10, ПК-20 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.6. | Чтение и транспонирование партии с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 5 | 34 | ПК-10, ПК-20 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.7. | Форма музыкального произведения, фактура, функциональные связи,кульминационные зоны. Регистры, штрихи, тембры. | Практические | 5 | 2 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.8. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 5 | 34 | ПК-10, ПК-5 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.9. | Динамический план. Практическое освоение способов переложения оркестровых партитур для фортепиано. | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.10. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 5 | 34 | ПК-5, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.11. | Чтение и транспониррование аккомпанементов инструментальных произведений (инструменты народного оркестра) | Практические | 5 | 2 | ПК-5, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
2.12. | Чтение и транспонирование партии аккомпанемента с соблюдением штрихов, динамики, артикуляции. Прослушивание музыкальных произведений с клавиром. | Сам. работа | 5 | 34 | ПК-5, ПК-23 | Л1.1, Л2.1, Л3.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
см. приложение |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
не предусмотрены |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
см. приложение |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Скребков С.С. | АНАЛИЗ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ 2-е изд., испр. и доп. Учебник для вузов: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Цыпин Г.М. | МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО. ИСПОЛНИТЕЛЬ И ТЕХНИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник: Гриф УМО ВО | М.:Издательство Юрайт, 2018 | biblio-online.ru |
6.1.3. Дополнительные источники | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л3.1 | Барченкова М.Д., Осипенкова А.Т. | Англо-русский словарь музыкальных терминов: Словари | Издательство "ФЛИНТА", 2014 | e.lanbook.com |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | https://imslp.org/ | |||
Э2 | http://notes.tarakanov.net/ | |||
Э3 | http://www.notarhiv.ru/ | |||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office Microsoft Windows 7-Zip AcrobatReader | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
СПС КонсультантПлюс (инсталлированный ресурс АлтГУ или http://www.consultant.ru/). Профессиональные базы данных: 1. Электронная база данных «Scopus» (http://www.scopus.com); 2. Электронная библиотечная система Алтайского государственного университета (http://elibrary.asu.ru/); 3. Научная электронная библиотека elibrary (http://elibrary.ru) |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
303Д | читальный зал НБ – помещение для самостоятельной работы | Учебная мебель на 9 посадочных мест; компьютер; переносные ноутбуки (по запросу) |
120Д | специализированная учебная аудитория - учебная аудитория для проведения занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Рабочее место преподавателя; рояль Estonia; пианино Тюмень; пульты |
Для реализации полученных знаний в игровой практике в музыкальных произведениях различных стилей и жанров необходимо совершенствовать навык чтения с листа и транспонирования нотных текстов в различные тональности. Следует регулярно обращаться к обширному корпусу музыкально-нотной литературы с тем, чтобы расширять кругозор, развивать исполнительские навыки чтения незнакомых музыкальных текстов с листа, транспонирования музыкальных сочинений в иные тональности на разные интервалы, что может пригодиться в производственной практике. |