МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Современные проблемы экологии и природопользования

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильФизиология и нутрициология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Физ_нутр-1- 2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 3

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 2 (3) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Практические 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
д.б.н. , проф., Яковлев Р.В.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Современные проблемы экологии и природопользования

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освовения дисциплины - формирование экологического мышления, обеспечивающего комплексный подход к анализу и решению экологических проблем современного природопользования и устойчивого развития системы «природа-хозяйство-общество».

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.Б

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ОК-2 готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения
ОПК-4 способностью самостоятельно анализировать имеющуюся информацию, выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачу и выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- правовые, экономические и социальные аспекты экологии и природопользования;
- механизмы принятия решений в области экологии и охраны окружающей среды;
- методы анализа получаемой информации и оценки достоверности результатов исследований;
- современные методы исследования и оборудование для проведения научных исследований
3.2.Уметь:
3.2.1.- принимать решения в нестандартных экологических ситуациях;
- планировать мероприятия по решению региональных экологических проблем;
- выполнять полевые, лабораторные биологические исследования при решении конкретных задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств;
- организовать проведение полевых и лабораторных исследований для решения конкретных экологических задач с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- методами оценки состояния окружающей среды и устойчивого развития;
- навыками анализа экологических ситуаций;
- навыками организации, проведения и анализа результатов научных исследований для решения фундаментальных и прикладных экологических проблем;
- навыками использования современной аппаратуры и вычислительных средств, нести ответственность за качество работ и научную достоверность результатов

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Глобальная экология – междисциплинарная область знаний
1.1. Глобальная экология Лекции 3 1 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.2. Международные экологические организации Практические 3 4 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
1.3. Международные экологические акции Сам. работа 3 6 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 2. Биосфера: состав, строение. Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы. Эволюция и будущее биосферы
2.1. Состав и строение биосферы Лекции 3 1 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.2. Энергетический, радиационный и водный баланс биосферы Практические 3 4 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
2.3. Эволюция и будущее биосферы Сам. работа 3 5 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 3. Глобальные изменения климата и истощение озонового слоя
3.1. Глобальное изменение климата Лекции 3 1 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
3.2. Причины глобального потепления Практические 3 4 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
3.3. Озоновые дыры Сам. работа 3 8 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 4. Глобальное загрязнение окружающей среды и околоземного пространства
4.1. Загрязнение окружающей среды Лекции 3 2 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
4.2. Загрязнение пресных водоемов Практические 3 4 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
4.3. Проблема загрязения Мирового океана Сам. работа 3 7 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 5. Деградация глобальной экологической системы в результате нерационального природопользования.
5.1. Нестабильность глобальной экосистемы Лекции 3 1 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.2. Нерациональное природопользование Практические 3 4 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
5.3. ООПТ России и мира Сам. работа 3 18 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
Раздел 6. Глобальные экологические проблемы.
6.1. Глобальные экологические проблемы Лекции 3 2 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
6.2. Пути устаранения экологических проблем в мировом масштабе Практические 3 4 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4
6.3. Вырубка лесов, опустынивание. Сам. работа 3 5 ОК-2 Л2.2, Л1.2, Л1.1, Л2.1, Л2.3, Л2.4

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Гривко Е., Глуховская М. Экология : актуальные направления: учебное пособие: ОГУ, 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259142
Л1.2 Экология: Логос, 2013 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=233716
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Лузгин Б.Н. Историческая экология: учеб. пособие для магистрантов и студентов геогр. и ист. фак. вузов: Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2012 http://elibrary.asu.ru/handle/asu/20
Л2.2 С.Х. Карпенков Концепции современного естествознания : М.: Директ-Медиа // ЭБС «Университетская библиотека on-line», 2014 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=229405
Л2.3 Глобальные и региональные изменения климата и природной среды позднего кайнозоя в Сибири: Сибирское отделение Российской академии наук, 2008 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=97743
Л2.4 Якуцени С. П., Буровский А. М. Политическая экология. : Экология Директ-Медиа, 2015 http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=271811
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 Современные проблемы экологии www.biodat.ru,
Э2 www.eco.rian.ru
Э3 www.footpring.org
Э4 warrax.net
Э5 flex4launch.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
1. MS Power Point
2. GreenCITY
3. Stop the Disasters
4. Curve Expert
5. Biodiversity Pro
6. BioDap
7. Oriana
8. TableCurve
9. Axis
10. Малая река
11. Озеро
12. Всемирное рыболовство
13. Спасти леопарда
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска, мультимедийное оборудование стационарное или переносное)
Учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), проведения практик Стандартное оборудование (учебная мебель для обучающихся, рабочее место преподавателя, доска)

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия:
 изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов;
 самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы;
 закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий.

При проведении занятий по дисциплине «Современная экология и глобальные экологические проблемы», помимо традиционных, предусмотрено применение следующих инновационных технологий обучения: чтение интерактивных лекций, проведение групповых дискуссий и экологическая экспертиза проектов, представляющих интерес для Алтайского края, анализ деловых ситуаций на основе имитационных компьютерных моделей (как предоставляемых преподавателем, так и разрабатываемых студентами).
Самостоятельная работа студентов подкреплена учебно-методическим и информационным обеспечением, включающим учебники, учебно-методические пособия, конспекты лекций, руководства и инструкции по работе с программным обеспечением.