МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Практикум по биохимии

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки06.04.01. Биология
ПрофильБиохимия и биотехнология
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план06_04_01_Биохим_Биотех-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 76
Виды контроля по семестрам
зачеты: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 15
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лабораторные 32 32 32 32
Сам. работа 76 76 76 76
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.с.-х.н., доцент, Бородулина И.Д.

Рецензент(ы):
к.с.-х.н., уч. сек. ФГБНУ ФАНЦА, Никитина Е.Д.

Рабочая программа дисциплины
Практикум по биохимии

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 06.04.01 БИОЛОГИЯ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.10.2015г. №1052)

составлена на основании учебного плана:
06.04.01 Биология
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - знакомство с важнейшими принципами и методами экспериментальной биохимии. освоение современных методов выделения,физических и химичкеских свойств, способов качественого и количественного определения белков, углеводов, липидов.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-3 способностью применять методические основы проектирования, выполнения полевых и лабораторных биологических, экологических исследований, использовать современную аппаратуру и вычислительные комплексы (в соответствии с направленностью (профилем) программы магистратуры)
ПК-6 способностью руководить рабочим коллективом, обеспечивать меры производственной безопасности
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- методы биохимических исследований биологических объектов;
- методы статистического анализа;
- методологию научных биохимических исследований биологических объектов;
- принципы работы современной аппаратуры;
- основы биохимии, молекулярной биологии;
- современные методы биохимии и физиологии растений;
- важнейшие характеристики биологических объектов и органических соединений;
- основные метаболические процессы и общие принципы регуляции обмена веществ и энергии;
- приемы и методы работы в биохимической лаборатории;
- методы работы с биологическими объектами и современную аналитическую аппаратуру;
- методы биохимических исследований биологических систем;
- технику безопасности в биохимической лаборатории;
- методы и методологию биохимических исследований биологических систем;
- технику безопасности в биохимической лаборатории
3.2.Уметь:
3.2.1.- работать с научной литературой в области биохимических исследований;
- проводить лабораторные, биологические исследования;
- применять методы для решения профессиональных задач;
- планировать и научно обосновывать выбранный метод;
- применить метод анализа для решения профессиональных задач;
- прогнозировать изменения в живых организмах при нарушении метаболических процессов или их регуляции;
- применять основные методы биохимических исследований;
- работать с биологическими объектами в лабораторных условиях на современном оборудовании;
- работать на современном лабораторном оборудовании;
- организовать рабочий процесс в лаборатории
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками работы с лабораторным оборудованием и компьютерными программами по обработке полученных данных;
- методами биохимических исследований биологических систем и статистическими методами анализа;
- биохимическими методами работы в лаборатории;
- техникой работы на современной аппаратуре;
- проводить исследования на современном аналитическом оборудовании;
- навыками работы с лабораторным оборудованием;
- приемами грамотного представления результатов собственных исследований;
- научной терминологией курса и знаниями для решения профессиональных задач;
- методами статистического анализа;
- навыками руководства рабочим коллективов и обеспечением мер производственной безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. ОБМЕН БЕЛКОВ И АМИНОКИСЛОТ
1.1. Обнаружение аминокислот в биологических жидкостях Лабораторные 1 4 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.2. Разделение и качественное определение аминокислот Лабораторные 1 4 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.3. Хроматография Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.4. Выделение белков из растворов Лабораторные 1 4 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.2, Л2.2
1.5. Физико-химические свойства белков. Реакции аминокислот в водных растворах. Разделение аминокислот. Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
1.6. Методы выделения белков из растворов Сам. работа 1 10 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 2. ФЕРМЕНТЫ
2.1. Определение активности альфа-амилазы Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.2. Влияние активаторов и ингибиторов на активность амилазы Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.3. Ингибирование активности ферментов Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л2.2
2.4. Зависимость скорости реакции от температуры. Влияние величины поверхности раздела реагирующих веществ на скорость реакции. Сам. работа 1 14 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
2.5. Специфичность действия амилазы. Влияние активаторов и ингибиторов на активность действия амилазы Сам. работа 1 12 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 3. ОБМЕН УГЛЕВОДОВ
3.1. Доказательство восстанавливающей способности сахарозы Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.2. Доказательство восстанавливающей способности у глюкозы и отсутствие ее у фруктозы Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.3. Кислотный гидролиз крахмала. Выделение гликогена из печени. Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
3.4. Открытие фруктозы. Доказательство восстанавливающей способности сахарозы. Кислотный гидролиз крахмала. Выделение гликогена из печени Сам. работа 1 18 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
Раздел 4. ОБМЕН ЛИПИДОВ
4.1. Омыление жиров Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.2. Обнаружение желчных кислот в моче Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.3. Определение кетоновых тел в моче Лабораторные 1 2 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2
4.4. Омыление жиров. Обнаружение желчных кислот в моче. Биосинтез и распад триацилглицеринов. Определение непредельности высших жирных кислот. Биосинтез и распад фосфолипидов. Исследование состава фосфолипидов методом хроматографии Сам. работа 1 12 ПК-3, ПК-6 Л2.1, Л1.1, Л1.2, Л2.2

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Е. Барышева, К. Бурова Биохимия крови: лабораторный практикум: практикум Оренбург : ОГУ, 2013 URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=259195
Л1.2 Е. А. Шарлаева, В. П. Вистовская Биохимия. Малый практикум: учеб. пособие Барнаул : [ИП Колмогоров И. А.], 2015 elibrary.asu.ru
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия: учеб. для вузов. Юрайт, 2015 34
Л2.2 Рогожин В.В. Практикум по биохимии : учеб. пособие СПб: Лань, 2013 e.lanbook.com
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
6.3. Перечень программного обеспечения
Интернет-ресурсы, мультимедийный проектор


Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.consultant.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://www.biolib.de/
https://biomolecula.ru/
https://openlibrary.org/
http://cyberleninka.ru/
https://bioumo.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
314Л лаборатория биохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 14 посадочных мест; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; лабораторные столы - 10 шт.; вытяжной шкаф автономный АД С-4В1; мойка – 2 шт.; цифровой фотоэлектроколориметр АР-101; мешалка магнитная MSN300 с подогревом BioSan; рН метр лабораторный Эксперт рН; термостат жидкостный GFL-1002 с микропроцессором; анализатор влажности ADMS-70; анализатор мочи DocUReader 2 Pro 77 Elektronika; автоматические дозаторы Black Thermo - 10 шт.; набор химической посуды для биохимии и молекулярной биологии, шкаф для хранения документов – 1 шт., шкаф лабораторный - 2 шт.; хроматограф для ВЭЖХ LC -20 Prominense Shimadzu; спектрофотометр сканирующий UV - 1800 Shimadzu; весы Невские; весы аналитические Vibra AF – R220CE; набор реактивов и химической посуды для биохимии и молекулярной биологии
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Методические указания к итоговому контролю усвоения дисциплины.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии в виде фронтального, выборочного, группового или индивидуального опроса в устной или письменной форме домашнего/аудиторного задания с целью проверки формирования компетенций;
Промежуточный контроль осуществляется по завершению прохождения модуля в форме тестирования (в письменной форме или в интерактивной форме в компьютерном классе);
По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта или экзамена. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.
Итоговый контроль: зачтено выставляется при выполнении студентами всех требований и видов работ, рекомендованных программой, (на основе балльно-рейтинговой системы при условии, что студент набрал в сумме не менее 55 баллов за семестр). На зачёт выносятся: для проверки достижения сформированности компетенций, заявленных в целях Программы письменное тестирование 30 мин; презентации  отчет по индивидуальным заданиям, устное собеседование по вопросам.
Методические указания для индивидуальных практических заданий.
Подготовка домашних заданий нацелена на более глубокое освоение тем курса, которым уделяется недостаточно времени на лекциях и семинарах, и которое студенты осуществляют в ходе самостоятельной работы с электронными ресурсами АлтГУ. Подготовка домашнего задания предусматривает формирования навыков критического анализа литературы и формирования собственного взгляда на проблему, видение прикладного аспекта проблемы.
Форма отчётности: презентация работы в мультимедийной программе, либо в заданиях 2-5 – письменная работа.
Оценивание домашних заданий осуществляется по следующим критериям:
1.полнота раскрытия темы;
2.глубина и полнота анализа литературы;
3.наличие анализа, собственной авторской позиции;
4.использование современных литературных источников по проблеме;
5.структурированность презентации (задание 1 представление одной из методик исследования);
6.ясность и четкость доклада, соблюдение регламента.
Отметки выставляются в соответствии с критериями оценивания
При работе балльно-рейтинговой технологии:
0 баллов – работа не выполнена
3 балла – работа выполнена частично с нарушениями требований, использовано незначительное количество научных источников(1-2), методик (1-2)
4 балла – работа выполнена с незначительными нарушениями требований
5 баллов – работа выполнена полностью.
Примерные критерии оценки:
-оценки «отлично» заслуживает студент, обнаруживший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебно-программного материала, умение свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоивший основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «отлично» выставляется студентам, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании, изложении и использовании учебно-программного материала;
-оценки «хорошо» заслуживает студент, обнаруживший полные знания учебно-программного материала, успешно выполняющий предусмотренные в программе задания, усвоивший основную литературу, рекомендованную в программе. Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим систематический характер знаний по дисциплине и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебной работы и профессиональной деятельности;
-оценки «удовлетворительно» заслуживает студент, обнаруживший знание учебно-программного материала в объеме, необходимом для дальнейшей учебы и предстоящей работы по профессии, справляющийся с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной литературой, рекомендованной программой. Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студентам, допустившим погрешность в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим необходимыми знаниями для их устранения под руководством преподавателя;
-оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, обнаружившему пробелы в знаниях основного учебно-программного материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение или приступить к профессиональной деятельности по окончании вуза без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине».
Методические указания студентам для самостоятельной работы по дисциплине
При освоении курса одним из содержательных и смысловых ориентиров является настоящий учебно-методический комплекс, в котором содержится вся необходимая информация. При подготовке к практическим и лабораторным занятиям следует читать не только научную литературу, но и дополнительную, что поможет наиболее углубить свои знания по изучаемым вопросам. При подготовке к практическим занятиям студенты осуществляют поиск и анализ необходимой информации в основной и дополнительной литературе, готовят сообщения и доклады, рефераты, творческие (учебно-практические) задания по рассматриваемым проблемам, консультируются с преподавателем.
На лекциях раскрывается научно-теоретическое содержание и практическая значимость рассматриваемой темы. Семинарские занятия имеют цель углубить и закрепить теоретические знания, полученные на лекциях и в процессе самостоятельной работы, а также продемонстрировать студентам возможности использования психологических методов и приемов.
Важная роль в освоении изучаемой дисциплины отводится самостоятельной работе, которая позволяет углубленно изучать соответствующие темы, составлять конспекты, сообщения, овладевать необходимой информацией при написании рефератов и выполнения творческих заданий, формировать у них умения самостоятельного анализа изучаемого курса. Результатами самостоятельной работы будут являться конспекты первоисточников, материалы творческих заданий, рефераты, презентации, контрольные работы, представленные студентами преподавателю.
Изучение студентами дисциплины предполагает тщательную проработку учебного материала, научной и методической литературы, нормативных документов и выполнение индивидуальных практических заданий преподавателя в соответствии с отведенным на самостоятельную работу временем.
Обязательной формой самостоятельной работы студентов при освоении курса является реферат, который должен быть оформлен согласно требованиям отпечатанном виде. В свою структуру реферат должен включать следующие обязательные разделы: введение, основная часть, состоящая из не менее 2-х глав, заключения, списка литературы и, возможно, приложения.
Особое внимание требуют разделы «введение» и «заключение». В разделе «введение» студенту необходимо отразить степень актуальности изучаемой им проблемы и меру ее разработанности в трудах теоретиков науки. В разделе «заключение» следует сделать выводы по основной части, дать авторские оценки изучаемой проблемы, отразить возможные тенденции, прогнозы, рекомендации. В качестве реферативной темы может быть выбрана любая из списка, предложенного преподавателем, а также тема должна быть согласована с преподавателем и обоснован ее выбор. Объем реферата должен ограничиваться рамками от 17 до 25 страниц машинописного текста.
В течение семестра проводится текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов. По окончании семестра в период сессии организуется и проводится итоговая аттестация в форме зачёта. Преподаватель может досрочно освобождать от итоговой аттестации студентов с выставлением автоматической оценки за проявленное усердие при освоении дисциплины, отличные оценки по результатам текущей и промежуточной аттестации, за своевременно выполненные индивидуальные и групповые творческие задания и т.д.