МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Алтайский государственный университет»

Радиационная экология

рабочая программа дисциплины
Закреплена за кафедройКафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Направление подготовки05.04.06. Экология и природопользование
ПрофильЭкологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды
Форма обученияОчная
Общая трудоемкость3 ЗЕТ
Учебный план05_04_06_Экомониторинг-1-2019
Часов по учебному плану 108
в том числе:
аудиторные занятия 32
самостоятельная работа 49
контроль 27
Виды контроля по семестрам
экзамены: 1

Распределение часов по семестрам

Курс (семестр) 1 (1) Итого
Недель 16
Вид занятий УПРПДУПРПД
Лекции 8 8 8 8
Лабораторные 24 24 24 24
Сам. работа 49 49 49 49
Часы на контроль 27 27 27 27
Итого 108 108 108 108

Программу составил(и):
к.б.н. , доцент , Шарлаева Е.А.

Рецензент(ы):
д.б.н., директор ИВЭП СО РАН, Пузанов А.В.

Рабочая программа дисциплины
Радиационная экология

разработана в соответствии с ФГОС:
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 05.04.06 ЭКОЛОГИЯ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ (уровень магистратуры) (приказ Минобрнауки России от 23.09.2015г. №1041)

составлена на основании учебного плана:
05.04.06 Экология и природопользование
утвержденного учёным советом вуза от 25.06.2019 протокол № 9.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Срок действия программы: 2019-2020 уч. г.

Заведующий кафедрой
Соколова Г.Г.


Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии

Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.


1. Цели освоения дисциплины

1.1.Цель освоения дисциплины - познакомить студентов с особенностями существования живых организмов в условиях повышенного радиационного фона.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Цикл (раздел) ООП: Б1.В

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2 способностью творчески использовать в научной и производственно-технологической деятельности знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин программы магистратуры
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
3.1.Знать:
3.1.1.- основные источники радиации и радиоактивного загрязнения окружающей среды;
- особенности действия радиации на живые организмы, а так же нормы радиационной безопасности
3.2.Уметь:
3.2.1.- характеризовать основные группы естественных и искусственных радионуклидов;
- ориентироваться в последствиях радиоактивного загрязнения окружающей среды
3.3.Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть):
3.3.1.- навыками расчета доз облучения и радиоактивности;
- методами контроля уровня радиационной безопасности

4. Структура и содержание дисциплины

Код занятия Наименование разделов и тем Вид занятия Семестр Часов Компетенции Литература
Раздел 1. Введение а радиоэкологию.
1.1. Введение в радиационную экологию. Предмет и задачи радиоэкологических исследований. Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.2. Физические закономерности радиоактивного распада. Основы радиационной дозиметрии Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.3. Введение в радиоэкологию. Физические основы действия ионизирующих излучений Лабораторные 1 2 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
1.4. Введение в радиоэкологию. Физические основы действия ионизирующих излучений. Основы радиационной дозиметрии Сам. работа 1 12 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 2. Источники радиации. Радиационное загрязнение окружающей среды.
2.1. Естественные источники радиации. Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.2. Искусственная радиоактивность. Радиоактивное загрязнение окружающей среды Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.3. Искусственная радиоактивность. Радиоактивное загрязнение окружающей среды Лабораторные 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.4. Естественные источники радиации. Лабораторные 1 4 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
2.5. Природный радиоактивный фон.Радиоактивность оболочек Земли. Искусственная радиоактивность (антропогенный радиационный фон). Свойства долгоживущих искусственных радионуклидов. Радиоактивное загрязнение окружающей среды. Сам. работа 1 20 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 3. Радиоэкология особей.
3.1. Биологические закономерности действия ионизирующих излучений. Эффекты действия радиации на живые организмы. Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.2. Биологическое действие инкорпорированных радиоактивных веществ. Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.3. Влияние ионизирующих излучений на живые организмы Лабораторные 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
3.4. Биологические закономерности действия ионизирующих излучений. Теоретические представления о механизме биологического действия ионизирующих излучений. Действие радиации на растения,животных и человека. Сам. работа 1 5 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 4. Радиоэкология популяций и сообществ.
4.1. Радиоэкология популяций (на примере популяции животных) Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.2. Радиоэкология наземных сообществ (на примере лесного биоценоза) Лекции 1 1 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
4.3. Радиоэкология популяций и сообществ Сам. работа 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
Раздел 5. Проблемы мониторинга и экологического нормирования в радиоэкологии.
5.1. Нормы радиационной безопасности. Методы и приборы контроля уровня радиационной безопасности. Лабораторные 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3
5.2. Проблемы мониторинга и экологического нормирования в радиоэкологии. Сам. работа 1 6 ПК-2 Л1.1, Л2.1, Л2.2, Л2.3

5. Фонд оценочных средств

5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.)
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации

6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

6.1. Рекомендуемая литература
6.1.1. Основная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л1.1 Белозерский Г.Н. Радиационная экология: учебник М. : Академия, 2008
6.1.2. Дополнительная литература
Авторы Заглавие Издательство, год Эл. адрес
Л2.1 Пивоваров Ю. П., Михалев В. П. Радиационная экология: Учеб. пособие для вузов М.: Академия , 2004
Л2.2 Ярмоненко С. П., Вайнсон А. А. Радиобиология человека и животных: Учеб. пособие для вузов М. : Высш. шк, 2004
Л2.3 Усманов С. М. Радиация: справочные материалы: М. : ГИЦ ВЛАДОС, 2001
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Название Эл. адрес
Э1 1. www.chornobyl.net/ru/ (Чернобыльский Центр по проблемам ядерной безопасности, радиоактивных отходов и радиоэкологии)
Э2 2. http://www.choicejournal.ru/show.php?id=1272 (Журнал "Радиационная биология. Радиоэкология")
Э3 3. www.nrer.ru/radrisk.html (Бюллетень "Радиация и риск")
Э4 3. www.nrer.ru/radrisk.html (Бюллетень "Радиация и риск")
Э5 5. http://lib.susu.ac.ru/ (Научная библиотека ЮУрГУ)
Э6 Курс на Moodle "Радиационная экология" portal.edu.asu.ru
6.3. Перечень программного обеспечения
интернет-ресурсы, мультимедия
Microsoft Windows
Microsoft Office
7-Zip
AcrobatReader
6.4. Перечень информационных справочных систем
http://www.mnr.gov.ru/
http://www.ecocommunity.ru/
http://www.priroda.ru/
http://ecoportal.su
http://www.aseko.org/
http://ecoportal.ru/
http://www.erh.ru/
http://www.ecoline.ru/
http://elibrary.asu.ru
http://elibrary.ru
http://www.scopus.com
https://link.springer.com/
http://cyberleninka.ru/
http://ecograde.bio.msu.ru/
http://www.consultant.ru/

7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитория Назначение Оборудование
111Л лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт.
Помещение для самостоятельной работы помещение для самостоятельной работы обучающихся Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ

8. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

В основу данного курса положены современные представления об основах действия ионизирующих излучений, единицах доз излучения и радиоактивности. В рамках курса рассматриваются основные источники радиации природного происхождения и искусственной радиоактивности; пути поступления в организм и особенности накопления и распределения в нем продуктов радиоактивного деления; особенности действия радиации на живой организм. Программа курса предполагает знакомство с теоретическими основами биологического действия ионизирующих излучений. Особое внимание уделяется изучению действия высоких и низких доз радиации, возможности адаптации популяций к радиоактивному загрязнению; распределению радионуклидов в биоценозе, а также изучению их миграции по пищевым цепям и с мигрирующими животными.
Программой курса предусмотрены следующие формы организации учебного процесса: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов: подготовка к практическим занятиям, зачету, подготовка докладов и презентаций. Во время лекций студент получает систематизированные научные знания. Изучая и прорабатывая материал лекций, студент должен повторить законспектированный материал и дополнить его по теме литературными данными, используя список предложенных в РПД источников. Практические занятия проводятся с целью углубления и закрепления знаний, полученных на лекциях.
Текущий контроль знаний студентов по дисциплине осуществляется на практических занятиях в форме письменных контрольных работ, тестирования, выполнения практических заданий. Уровень знаний и способность самостоятельно мыслить оцениваются и при обсуждении докладов и презентаций.
Промежуточная аттестация осуществляется по завершению изучения дисциплины в форме зачета.