Закреплена за кафедрой | Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии |
---|---|
Направление подготовки | 05.04.06. Экология и природопользование |
Профиль | Экологический мониторинг и оценка состояния окружающей среды |
Форма обучения | Очная |
Общая трудоемкость | 3 ЗЕТ |
Учебный план | 05_04_06_Экомониторинг-1-2019 |
|
|
Распределение часов по семестрам
Курс (семестр) | 2 (4) | Итого | ||
---|---|---|---|---|
Недель | 9 | |||
Вид занятий | УП | РПД | УП | РПД |
Лекции | 8 | 8 | 8 | 8 |
Лабораторные | 24 | 24 | 24 | 24 |
Сам. работа | 76 | 76 | 76 | 76 |
Итого | 108 | 108 | 108 | 108 |
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании
кафедры
Кафедра экологии, биохимии и биотехнологии
Протокол от 31.08.2019 г. № 1
Заведующий кафедрой Соколова Г.Г.
1.1. | Цель освоения дисциплины - формирование у специалистов знаний о современных методах исследования экологических рисков, проведении анализа и о подходах к разработке управленческих решений по снижению рисков, обусловленных природными и техногенными факторами. Задачи Сформировать у студента навыки и умения по следующим направлениям деятельности: - характеристика техногенных систем, их взаимодействия с окружающей средой; - оценка экологического риска; - характеристика технических аварий и катастроф; - ознакомление с мерами по ликвидации последствий технических аварий и катастроф. |
---|
Цикл (раздел) ООП: Б1.В.ДВ.04 |
ПК-4 | способностью использовать современные методы обработки и интерпретации экологической информации при проведении научных и производственных исследований |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен | |
3.1. | Знать: |
---|---|
3.1.1. | - типы техногенных систем, особенности их воздействия на окружающую среду; - классификацию природных и техногенных катастроф, их последствия для человеческого общества и природной среды; |
3.2. | Уметь: |
3.2.1. | - применять на практике различные методы оценки экологического риска; - прогнозировать возможные экологические последствия различных антропогенных воздействий на окружающую среду; |
3.3. | Иметь навыки и (или) опыт деятельности (владеть): |
3.3.1. | - основными методами и методиками расчета техногенного воздействия на окружающую среду; - основными подходами к оценке риска крупномасштабных аварий с большими последствиями; |
Код занятия | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Семестр | Часов | Компетенции | Литература |
---|---|---|---|---|---|---|
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ФОРМЫ И СТЕПЕНЬ ОПАСНОСТИ | ||||||
1.1. | Цели и задачи предмета, его структура и содержание. Методы оценки экологического риска. Идентификация опасностей: классификации источников опасных воздействий, определение возможных ущербов от них. | Лекции | 4 | 0,5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
1.2. | Параметры опасных природных явлений, приводящих к чрезвычайным ситуациям | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 2. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА КАК СИСТЕМА. ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕДНОГО ФАКТОРА. ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОПАСНОСТИ | ||||||
2.1. | Условия и факторы, обеспечивающие безопасную жизнедеятельность в окружающей среде. Естественные «питательные» циклы, механизмы саморегуляции, самоочищение биосферы. | Лекции | 4 | 0,5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.2. | Классификация источников опасных воздействий. Опасности, исходящие из космоса. Землетрясения, извержения вулканов, цунами, лесные пожары, наводнения. Колебания уровня водотоков и водоемов. Эрозионные процессы. Склоновые процессы. | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.3. | Основные загрязнители почвы, воздуха, воды, их источники. Превращения химических загрязнителей в окружающей среде. | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.4. | Климат. Современные климатические модели как основа для оценки глобальных изменений состояния окружающей среды Опасности, создаваемые атмосферными процессами. Явления, связанные со снегом, льдом и холодом. Циклоны (тайфуны, ураганы), смерчи и др | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.5. | Экологические последствия антропогенного влияния на гидросферу суши. Химический состав водных объектов и влияние на его формирование деятельности человека | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.6. | Динамическое равновесие в окружающей среде. Круговорот энергии и вещества в биосфере. | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.7. | Возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. | Сам. работа | 4 | 13 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
2.8. | Природные опасности в морях и океанах. Параметры опасных природных явлений, приводящие к чрезвычайным ситуациям. | Сам. работа | 4 | 12 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 3. ПАРАМЕТРЫ ОПАСНЫХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ, СОЗДАЮЩИХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ. | ||||||
3.1. | Оценка тяжести чрезвычайных ситуаций, создаваемых различными видами неблагоприятных опасных явлений в показателях восстановимости и возможных сроков восстановления потерь. | Лекции | 4 | 0,5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
3.2. | Биогеохимические стандарты. Трансграничное загрязнение воздуха. Концепция критических нагрузок. | Лабораторные | 4 | 1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 4. ТЕХНОГЕННЫЕ СИСТЕМЫ И ИХ ВОЗДЕЙСТВИЕ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ. | ||||||
4.1. | Техногенные системы: определение и классификация. Основные загрязнители почвы, воздуха, воды, их источники. | Лекции | 4 | 0,5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
4.2. | Глобальные экологические проблемы: климатические изменения, разрушение озонового слоя, загрязнение природных вод нефтепродуктами и др. | Лабораторные | 4 | 1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 5. ХАРАКТЕРИСТИКА РИСКА ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ. | ||||||
5.1. | История природопользования и природных опасностей. Основные черты хозяйственно-культурной эволюции. | Лекции | 4 | 0,5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
5.2. | Основные черты хозяйственно-культурной эволюции. Риск для общества охотников, собирателей, рыболовов. Риск для индустриальных стран. | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
5.3. | Масштаб современных и прогнозируемых техногенных воздействий на человека и окружающую среду в рамках концепции устойчивого развития. | Сам. работа | 4 | 5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 6. МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ПРОЦЕДУРАХ ОЦЕНКИ РИСКА | ||||||
6.1. | Концепция и структура системы мониторинга, принципы ее функционирования. Роль мониторинга в анализе и предупреждении опасного развития последствий глобальных проблем | Лекции | 4 | 1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
6.2. | Мониторинг двух важнейших антропогенных факторов – развитие производительных сил и рост народонаселения. | Сам. работа | 4 | 11 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 7. ПРИРОДНЫЙ РИСК В РОССИИ. ОБЩАЯ ОЦЕНКА И ПРОГНОЗ УРОВНЯ РИСКА | ||||||
7.1. | Наиболее распространенные природные опасности в России. Современные природно-техногенные опасности и ущерб от них. Общая оценка и прогноз уровня риска. | Лекции | 4 | 1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 | |
7.2. | Наиболее распространенные природные опасности в России | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 8. УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ. ИНФОРМАЦИЯ О РИСКЕ | ||||||
8.1. | Экологический подход к оценке состояния и регулированию качества окружающей среды. Экологическое и санитарно-гигиеническое нормирование. Предельно допустимые экологические нагрузки. | Лекции | 4 | 0,5 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
8.2. | Расчет и построение полей риска на картографической основе | Лабораторные | 4 | 1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 | |
8.3. | Оценка риска для здоровья населения и экосистем от хозяйствующих объектов | Лабораторные | 4 | 1 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 | |
8.4. | Основные принципы обеспечения экологической безопасности. Управление риском как основа принятия решений выбора оптимальной стратегии развития. | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 9. ОПАСНЫЕ ПРИРОДНЫЕ И ТЕХНО-ПРИРОДНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРОЯВЛЕНИЙ УЩЕРБА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИИ | ||||||
9.1. | Виды опасностей. Вероятность и последствия. Оценка и прогноз. Виды ущербов. Оценка ущерба. | Лекции | 4 | 1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
9.2. | Экологический ущерб на территории России. Стоимостная оценка риска | Лабораторные | 4 | 1 | Л2.3, Л2.1, Л1.1 | |
9.3. | Технические аварии и катострофы, меры по ликвидации их последствий. | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.3, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 10. УСТОЙЧИВОСТЬ СОСТОЯНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | ||||||
10.1. | Масштаб современных и прогнозируемых техногенных воздействий на человека и окружающую среду в рамках концепции устойчивого развития. | Лекции | 4 | 0,5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
10.2. | Полтика экологической безопасности. | Лабораторные | 4 | 6 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
10.3. | Уменьшение последствий и компенсация ущерба. Научные основы оценки предельно-допустимых техногенных воздействий на окружающую среду. | Сам. работа | 4 | 4 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 11. ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ФАКТОРОВ СРЕДЫ | ||||||
11.1. | Наиболее опасные факторы воздействия на здоровье населения. События с высокой и низкой вероятностью. Систематические опасные воздействия. Долгосрочные эффекты опасных воздействий. | Лекции | 4 | 0,5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 12. ФАКТОРЫ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К РИСКУ | ||||||
12.1. | Социальные аспекты риска. Восприятие рисков и реакция общества на них | Лабораторные | 4 | 3 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
12.2. | Основные черты хозяйственно-культурной эволюции. Социальный риск. Особенности восприятия риска разными культурами и народами. | Сам. работа | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
Раздел 13. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ СНИЖЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА. ВОЗМОЖНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКОМ | ||||||
13.1. | Основные направления и методы снижения экологического риска. Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов. | Лекции | 4 | 1 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
13.2. | 2 | Лабораторные | 4 | 2 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 | |
13.3. | Экологически безопасное использование биотехнологий. Ресурсосбережение и комплексное использование сырья – стратегия решения экологических проблем. Управление риском – основа принятия решений выбора оптимальной стратегии развития. | Сам. работа | 4 | 5 | Л2.3, Л2.1, Л2.2, Л1.1 |
5.1. Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины |
5.2. Темы письменных работ для проведения текущего контроля (эссе, рефераты, курсовые работы и др.) |
5.3. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации |
6.1. Рекомендуемая литература | ||||
6.1.1. Основная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л1.1 | Под ред. Саевича К.Ф. | Общая и прикладная экология: Учебник | Вышэйшая школа, 2014 | http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=452747 |
6.1.2. Дополнительная литература | ||||
Авторы | Заглавие | Издательство, год | Эл. адрес | |
Л2.1 | Парамонов Е. Г. | Техногенные системы и экологический риск: учеб. метод пособие | Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2006 | |
Л2.2 | Баринов А.В. | Чрезвычайные ситуации природного характера и защита от них: учеб. пособие для вузов | М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003 | |
Л2.3 | Сынзыныс Б.И., Тянтова Е.Н., Мелехова О.П. | Экологический риск: учеб. пособие | М.: Логос, 2005 | |
6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | ||||
Название | Эл. адрес | |||
Э1 | 1.Сайт: Оценка риска воздействия окружающей среды на здоровье http://demoscope.ru/erh/index.html | |||
Э2 | 2.Обучающая программа по РД “Методическое руководство по оценке степени риска аварий на магистральных нефтепроводах” http:// safety.fromru.com/soft/pipe/inf_pipe.htm | |||
Э3 | Курс в Moodle "Техногенная безопасность и экологический риск" | portal.edu.asu.ru | ||
6.3. Перечень программного обеспечения | ||||
Microsoft Office (Excel, Word, Power Point, Acrobat Reader), Internet explorer, или другое аналогичное. ОНД-86. Microsoft Windows 7-Zip | ||||
6.4. Перечень информационных справочных систем | ||||
http://www.mnr.gov.ru/ http://www.ecocommunity.ru/ http://www.priroda.ru/ http://ecoportal.su http://www.aseko.org/ http://ecoportal.ru/ http://www.erh.ru/ http://www.ecoline.ru/ http://elibrary.asu.ru http://elibrary.ru http://www.scopus.com https://link.springer.com/ http://cyberleninka.ru/ http://ecograde.bio.msu.ru/ http://www.consultant.ru/ |
Аудитория | Назначение | Оборудование |
---|---|---|
111Л | лаборатория землеведения и почвоведения; кабинет почвоведения; кабинет почвоведения, земледелия и агрохимии – учебная аудитория для проведения занятий лекционного типа; занятий семинарского типа (лабораторных и(или) практических); проведения групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации | Учебная мебель на 26 посадочных места; рабочее место преподавателя; доска меловая 1 шт.; стационарный экран: марка Digis Optimal-C – 1 шт.; шкаф для хранения наглядного материала для занятий по почвоведению и геологии (коллекция почв, минералов, схемы, рисунки) – 2 шт. |
Помещение для самостоятельной работы | помещение для самостоятельной работы обучающихся | Компьютеры, ноутбуки с подключением к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», доступом в электронную информационно-образовательную среду АлтГУ |
При освоении дисциплины используются следующие сочетания видов учебной работы с методами и формами активизации познавательной деятельности для достижения запланированных результатов обучения и формирования компетенций. Методы и формы организации обучения (ФОО) ФОО Методы Лекц. Лаб. раб. Пр. зан./Сем., Тр*., Мк** СРС К. пр. IT-методы х х х Работа в команде х х Case-study Игра Методы проблемного обучения. х Обучение на основе опыта х х х Опережающая самостоятельная работа х х х Проектный метод х х Поисковый метод х х Исследовательский метод х х Для достижения поставленных целей преподавания дисциплины реализуются следующие средства, способы и организационные мероприятия: - изучение теоретического материала дисциплины на лекциях с использованием компьютерных технологий и информационных библиотечных ресурсов; - самостоятельное изучение теоретического материала дисциплины с использованием Internet-ресурсов, информационных баз, методических разработок, специальной учебной и научной литературы; - закрепление теоретического материала при проведении индивидуальных работ путем выполнения проблемно-ориентированных, поисковых, творческих заданий. Организация и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов (CРC) Текущая и опережающая СРС, направленная на углубление и закрепление знаний, а также развитие практических умений заключается в: - работе студентов с лекционным материалом, поиск и анализ литературы и электронных источников информации по заданной проблеме и выбранной теме реферата - подготовке к устным опросам, к текущему и итоговому контролю, - использовании материалов из тематических информационных ресурсов на иностранных языках, - изучении тем, вынесенных на самостоятельную проработку, - изучении теоретического материала к индивидуальным заданиям, - подготовке к зачету. Темы, выносимые на самостоятельную проработку: - Оценка радиационного риска - Минимизация негативного техногенного воздействия на окружающую природную среду - Геологические факторы экологического риска - Региональный подход к управлению риском - Риски загрязнения компонентов природных сред Творческая проблемно-ориентированная самостоятельная работа (ТСР) направлена на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала студентов и заключается в: поиске, анализе, структурировании и презентации информации, анализе научных публикаций по определенной теме исследований, анализе статистических и фактических материалов по заданной теме, исследовательской работе и участии в научных студенческих конференциях, семинарах и олимпиадах. |